План по самообразованию
материал

Наталья Петровна Рязанова

План по самообразованию по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Малиновский детский сад»

__________________________________________________________________

План по самообразованию

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей

подготовительной к школе группы»

2020-2021 учебный год

Воспитатель: Рязанова Н.П.

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы».

Дата начала работы над темой: 01.09.2020 год

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021 год

Цель:

   Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи:

  • изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, уметь делать выводы;
  • развить внимание, зрительную и слуховую чувствительности;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  • воспитывать дружескую атмосферу и сплочённость детского коллектива, умение работать в команде.

В каждом маленьком ребёнке –

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся,

Трах-бабах…

И нет его!

   Эти строки из замечательной песни Г. Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

   В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

   Практический выход: конспект, фотоотчет, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.

   Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

Перспективный план самообразования

Подбор и изучение методической литературы

Сентябрь

1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М.,2005.

2. Нищева Н.В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

3. Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. СП б, ООО "Издательство «Детство-Пресс», 2013.

4. Нищева Н.В. «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду». СПб, ООО "Издательство «Детство-Пресс», 2013

5. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия для детей 5-6 лет». Практическое пособие для воспитателей и методистов.  ДОУ. Т.Ц. Учитель. Воронеж, 2002

6. Ковинько Л.В. «Секреты природы –это интересно!», Линка-Пресс, М.2004

7. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Методическое пособие. СПб, «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

8. Детские учебно-развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г.

9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г.

10. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006.

Изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской

деятельности для развития собственного познавательного опыта

Работа с детьми

Сентябрь

1. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие».

Цель: Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования.

2. «Эксперименты с камнями».

Цель: Формировать представление детей о некоторых свойствах камней.

Октябрь

1. «Путешествие за секретами здоровья».

Цель: Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.

Ноябрь

1. «Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности».

- Вода растворитель.

- Очищение воды

- Водяная мельница

Цель:

1) Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.

2) Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

 3)Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

- Воздух сжимается.

- Воздух расширяется.

- Почему дует ветер?

Цель: 

1) Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

2) Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

3) Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

Декабрь

1. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

- Испытание магнит

- Компас.

- Мир металлов.

Цель:

1) Повышение познавательной активности детей, интереса к

предметам окружающего мира.

2) Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

3) Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

4) Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

2. Познавательное занятие «Льдинка и снежинка».

Цель: 

1) Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление цветных льдинок), побуждать детей делать выводы.

2) Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения.

Январь

1. Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».

2. Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода».

3. Фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной деятельности по проекту.

Февраль

1. Игра-путешествие в страну «Витаминия».

Цель: 

1) Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни.

2) Закрепление знаний детей о пользе витаминов.

 

2. Оформление «Витаминного» уголка в группе.

Март

1. Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено».

Цель: Расширение знаний детей о мороженом.

2. Оформление выставки поделок детей.

3. Размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей.

Апрель

1. Сила тяготения. Упрямые предметы.

Цель: 

1) Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

2) Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией.

3) Развить умение фиксировать результаты наблюдения.

 

Май

1. Познавательный проект «Чудо пуговка».

Цель: 

Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

2. Выставка детских поделок из пуговиц.

Работа с родителями

Сентябрь

1. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию.

2. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по

Познавательному развитию.

3. Привлечение родителей к пополнению центра «Познания и экспериментирования».

 

Октябрь

1. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

2. Папка-передвижка «Эксперименты на кухне».

Ноябрь

1. Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом, набор пособий для опытов с воздухом.

Декабрь

1. Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок».

2. Участие в конкурсе.

Январь

1. Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».

2. Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».

Февраль

1. Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне».

2. Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне».

Март

1. Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия».

2. Оформление «Витаминного» уголка в группе.

Апрель

1. Распечатка фотографий с экспериментальной деятельностью для оформления фотоальбома «Юные исследователи».

Май

1. Выставка, совместных с родителями, поделок из пуговиц.

Самореализация

Сентябрь-май

1. Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и

экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

2. Картотеки опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.

Октябрь

1. Консультация для родителей на тему «Организация детского

экспериментирования в домашних условиях».

2. Папка-передвижка «Эксперименты на кухне».

Ноябрь

1. Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

Март

1. Методическая разработка «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

2. Публикация в социальной сети для педагогов.

Ноябрь-май

1. Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности.

2. Публикации в социальных сетях для педагогов.

Май

1. Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации.

2. Выступление на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...