С чего начинается родина Сергея Есенина
статья (старшая группа)

Обобщеный педагогический опыт,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina_sergeya_esenina.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»

Тексты Есенина от первой до последней строки буквально пропитаны любовью к Родине. Что бы ни писал поэт, во всем сквозит огромное восхищение русским пейзажем, тоска, питающая душу за чистоту деревенской жизни, боль за уходящую крестьянскую Россию. Но и в последних произведениях, проникнутых горечью от утраты, просыпался образ Родины, сонливость, мнимость к излучению нежности, к свету, как только речь шла о березах или травяных лугах.

Тон темы менялся в разные периоды творчества. И это неудивительно, ведь становление поэта происходило в ломке эпох, когда казалось, что все перевернуто вверх дном. Исторический вихрь втянул Есенина в воронку быстро меняющихся событий. И только острое чувство Родины всегда оставалось главным и полным до последних дней поэта.[3]

Рожденный и выросший в русской глубинке, выросший в крестьянской семье, Есенин чувствовал крепкую связь с природой малой родины, с рязанскими просторами. Образ Родины образовался среди пыльных берез и заливающих снег птиц, под журчание ручьев и пение лесных птиц. Именно этот образ Родины, неразрывно слившийся с природой, перенесет поэта через всю его жизнь от первых стихов («Береза» 1913, «Гой ты, Русь, моя родная» 1914) к произведениям последнего года жизни («Я иду долиной. На затылке кепи», «Сестре Шуре» 1925 г.). М Горький говорил, что Есенин был создан природой именно для поэзии, любви на всю жизнь. Другой современник Есенина, А. Толстой, отмечал, что фамилия поэта тоже созвучна языческим корням. Чувствуется осень, щедрость плодородной земли, Деревенские праздники. [6]

Вошел в мир великой литературы Есенин с лирикой, пронизанной любовью к патриархальному селу, крестьянскому стилю. А. Блок первый из великих литераторов, которому посчастливилось послушать стихи молодого поэта и рекомендовал Есенина С. Городецкому, который в те годы представлял «тексты в деревне». Городецкий, выслушав первые строки стихов новорожденного поэта, понял, «какая радость пришла к русской поэзии». Феномен Есенина сравним с песенным праздником. С тех пор мотив матери-природы, патриархальных деревень был существенным и главным в творчестве певца «страна березового ситца».

Война, а затем революция, оторвавшая людей от мирной жизни, сделала в стихах поэта тревожные нотки. Деревенский певец почувствовал в новых веяниях угрозу всему, что было так дорого, из которой поэт черпал силу и вдохновение. Есенин был убежден, что он-крестьянин-носитель и творец истинной духовности, русской культуры. В годы революции основы этой духовности были подорваны. Мужчина бросил метлу и косу, взял винтовку.

Появляются стихотворения, в которых отражаются метания поэта, попытка понять и принять новое, пришедшее на его родную землю, перекроившее привычный уклад общества — большевизм («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик» 1918 г.). Современники, привыкшие к напевному есенинскому слову, вслушивались в рваный ритм, восторженные приветствия нового строя, кощунственные для вчера еще глубоко патриархального поэта богоборческие строчки. Одни вслушивались и не верили в искренность слов, подозревая Есенина в попытке подстроиться под новые ритмы и лозунги времени. Другие приветствовали нового «коммунистического поэта». Но мало кто понял тогда истинную неизбывную боль Есенина, познавшего истину: его любимой деревенской Руси больше нет, она уничтожена, убита, разграблена. В 1920 году в стихотворении «Я последний поэт деревни» Есенин переплетает судьбу деревенской Руси со своею, пророча собственную смерть вслед за утратой милого образа любимой Родины. [1]

Спустя 4 года Есенин приехал на малую родину — в с. Константиново. Все его пророчества сбылись: теперь в ризах не образа, а «календарный Ленин», родных мест поэт не смог узнать, как и не признал в проходившем мимо старике своего деда. Тоска и безысходность по родным людям и местам, ставшим такими чужими, далекими, вызывают у поэта слезы. В том же году, в стихотворении «Русь советская» поэт признает, что он никому не нужен в когда-то воспетой им деревне, да и в стране этой, которую он любовно называл «голубая Русь» он, по сути, иностранец.

Но когда-то он связывал надежды с новой системой: мечтал, что жизнь в деревне станет легче. Сын крестьян, он не понаслышке знал, как тяжела жизнь простого человека. Но разочарование поразило его, когда он увидел: жизнь односельчан стала хуже, чем в барщине. И хотя поэт поклялся отдать «душу октябрю и маю», он заявляет верность своей лире. Её-то он никогда никому не отдаст, чтобы вечно воспевать «шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Не раз Есенин пытался понять новую жизнь, понять себя, сесть «за Маркса и Ленина», призывал свою «озорную душу петь по-взрослому». В тот период Есенин еще не терял надежды, допускал мысль, что его может вдохновить жизнь новой деревни. Но все дело в том, что «рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, была моя страна» («Мой путь 1925). Нет больше той страны – «…словно тройка коней оголтелая прокатилась во всю страну. Напылили кругом. Накопытили» («Несказанное, синее, нежное» 1925).

Таким образом, пережив эволюцию во взглядах на действительность, к концу жизни поэт оценивает Советскую Россию объективно. Это не громогласное воспевание и не откровенная критика. Лирический герой Есенина двойственно относится к наступившей эпохе. В его стихах мы одновременно можем найти как грустные, печальные ноты, так и радость, и приветствие новой жизни. Поэт подвергает глубокому пересмотру собственные утверждения о путях развития России. Тема Родины оставалась актуальной в творчестве Есенина до самых последних дней его жизни.

Литература

1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002.

2. Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008.

3. Есенин С. Собр. соч. в 5-ти томах. - Т.2 - М.: ГИХЛ, 1966.

4. Есенин С.Стихотворения. Поэмы. - М.: АСТ, 2006.

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д . Н. Ушакова . - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940

6. Занковская Л. В. Новый Есенин. - М.: Флинта, 1997.

7. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. - М.: Моск. рабочий, 1975.

8. С.А.Есенин в воспоминаниях современников. В 2т. - М.: Художественная литература, 1986.

9. Юшин П.Ф. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. - М.: Издательство Московского университета, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...

«С чего начинается Родина?» …Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал… К.Симонов.

laquo;С чего начинается Родина?» …Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину – такую,Какой её ты в детстве увидал…К.Симонов....