Проект на тему:«Гори, гори моя свеча».
проект (подготовительная группа)

исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАУДО «Детский сад №10»

Исследовательская работа. Проект на тему:«Гори, гори моя свеча».   Выполнила: Севостьянова Даша. Руководитель: воспитатель Посенчук Татьяна Владимировна,

Содержание:

Введение

1. Основная часть

1.1 История появления свечи

1.2 Разновидности свечей

1.3 Материалы, из которых делают свечи

1.4 Применение свечей

1.5 Пламя свечи

2.  Изготовление свечей в домашних условиях

2.1 Изготовление ажурной свечи и свечи из апельсина.

2.2 Опыты со свечой

3. Заключение

Список литературы

Приложение

Краткая аннотация проекта

Данный проект рассматривает общие сведения о свечах. Раскрывает историю появления, виды, материалы, процесс изготовления свечей.      

Самостоятельные исследования ребёнка и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы, научат доступно, наглядно представлять достаточно сложный теоретический материал и связывать его с практической деятельностью человека.

Авторы и участники проекта: воспитатель высшей категории Посенчук Т.В., воспитанница подготовительной группы №11 МАУДО «Детский сад №10» Севостьянова Дарья.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Введение.

Актуальность темы:

В современном обиходе свечи используются в большинстве случаев только на праздниках. Мало кто из детей знает, что этот прекрасный атрибут праздника является ещё и источником света.  Пределу детского восторга нет, когда они совершают это открытие. Поддержать детское любопытство, помочь сделать новые открытия в мире окружающего, развить эрудированность – та цель, которую ставят перед собой педагоги и родители.

Именно неподдельный интерес ребёнка, его желание узнать всё о свечах, рассказать об этом сверстникам определило тему данного проекта  - «Гори, гори моя свеча»

Цель проекта: формирование у ребёнка представлений о свечах, из чего и как их изготавливают, о свойствах свечей.

Объект исследования: источник света.

Предмет исследования: свеча.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с историей возникновения свечей.
  2. Узнать виды свечей, из чего их делают и как используют.
  3. Познакомиться с процессом изготовления свечей дома.
  4. Узнать о свойствах свечей.        

Формы реализации:

  • Чтение познавательной литературы.
  • Беседы.
  • Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
  • Опыты.

      Взаимодействие с родителями:

  • Консультация: «История возникновения свечи».
  • Совместное изготовление свечи и проведение опытов.
  • Экскурсии в торговые центры.

Ожидаемые результаты:

  • Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
  • Расширение знаний ребёнка о предметах окружающего мира – свечах.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

Этапы реализации проекта:

I. этап. Организационный:

- изучение методической литературы, интернет-ресурсов;

- подбор материалов, пособий, игр по теме;

- планирование деятельности.

II. этап. Практический:

- образовательная, продуктивная деятельность с ребёнком, родителями;

- игры-опыты;

- самостоятельная деятельность ребёнка в группе, дома.

III. этап. Заключительный:

- подведение итогов проекта;

- оформление выставки творческих работ, презентаций, фотографий.

1. Основная часть

1. 1 История появления свечи

        Свечи использовались людьми в качестве естественного источника освещения более 5000 лет назад. Но, тем не менее, немногое известно об их происхождении. Часто пишут, что первые свечи были придуманы в Древнем Египте. Их делали из сердцевины ситника, а факела – из вымоченной в животном жире сердцевины тростника.

 

Первое упоминание о свечах относится примерно к 10 веку до н.э. Эти свечи выглядели просто: фитиль помещали в контейнер, который был наполнен специальным горючим раствором. Считается, что искусство производства свечей развили римляне. Они макали скрученный папирус в раствор из жира, после чего часть раствора оставалась на фитиле, это позволяло фитилю гореть. Такие свечи называли маканными.

 

Историки находили подтверждения, что многие другие придумали свои свечи, используя растения и насекомых. Говорят, что китайцы делали свечи из плотной бумаги, скрученной в трубочку. В качестве фитиля они использовали скатанную рисовую бумагу, а воск получали из смеси насекомых с зерновыми культурами. В Японии свечи делали из воска, полученного из ореховых деревьев, а в Индии варили плоды коричного дерева.

В дальнейшем свечи стали изготавливать из пчелиного воска, они дольше горели, меньше дымили и лучше пахли. Эти свечи были очень дорогими и поэтому использовались только у богатых людей.

 

В 19 веке французский учёный Мишель Шевроль изобрёл стеариновый воск, который был твёрдым, жёстким и к тому же чисто горел.

                   

В 1834 изобретатель Джозеф Морган изобрёл аппарат, который позволял беспрерывно производить формованные свечи, благодаря цилиндру с двигающимся пистоном, который самостоятельно вынимал из машины свечи, после того как они застывали.

Далее химики выделили парафиновый воск из нефти, и изготавливали из него свечи с добавлением стеаринового воска.

1. 2 Разновидности свечей

 

В зависимости от устройства и назначения свечи разделяются на различные виды. Это:

- Хозяйственные свечи – сделаны из не подкрашенного парафина.

- Столовые свечи – длинные, витые, ароматические, нуждаются в подсвечнике.

- Пеньковые свечи – свечи большого диаметра, не нуждаются в подсвечнике.

- Церковные свечи – изготавливаются из пчелиного воска, эти свечи тонкие и длинные.

- Чайные свечи – их часто называют свечи – таблетки из-за их формы.

-  Декоративные свечи – к ним относятся различные многоцветные, резные свечи, свечи статуэтки – сувениры.

- Гелевые свечи – изготавливаются из глицерина, желированного желатина, сгорая, не дает запах.

- Уличные свечи предназначены для использования на открытом воздухе.

- Тростниковая свеча – тусклая сальная свеча с фитилём из сердцевины тростника.

- Насыпные свечи – самый молодой вид свечей. Это гранулированный полуфабрикат.

 

1.3 Материалы, из которых делают свечи

При изготовлении свечей используются:

- Парафин – продукт перегонки нефти.

- Пальмовый воск – производится из плодов пальмового дерева. Он достаточно твёрд, а потому температура плавления несколько выше, чем у пчелиного воска.

- Пчелиный воск – натуральный продукт производства пчёл. Свечи горят дольше и ярче, чем парафиновые.

- Стеарин – добавляется в парафин.

- Глицерин – используется в смеси с желатином и татином. Свечи получаются прозрачными.

- Жир, например говяжий. Свечи горят чисто, без дыма и копоти.

- Гель позволяет создать свечи самых разнообразных форм.

1.4  Применение свечей

- Свечи используются как источник освещения.

- Свечи широко используются в декоративных целях, как украшения.

- Ароматизированные свечи и свечи из воска используются и для наполнения помещения запахом.

- Свечи часто применяют на праздниках.

- До появления часов свечи использовались для измерения времени.

- Свечи используются в религиозных церемониях различных верований.

- В Христианстве свечи используются для выражения поклонения Богу.

- В искусстве.

- Литературе (стих-я «Зимняя ночь», «Свечи», «Зимняя ночь»)

- Музыке (песня «Баллада о свечах», «Пока горит свеча»)

- Медицине (парафиновые ванны).

1.5 Пламя свечи

Как же приятно смотреть на огонь.  Особенно все любят задувать горящие свечи. Посмотрим на пламя свечи.

 Пламя всегда имеет сильно накаленную область и область, которая нагрета слабо. В районе фитиля находится коричневая точка, где свет почти не воспринимаем для глаза. Несколько выше расположена синеватая часть. Это зона испарения парафина. Кислород сюда не проникает, и поэтому газы в этой области не горят. Это резервуар, питающий следующую часть, в которой газы подвергаются полному сгоранию. Цвет этой полосы – оранжевый или ярко-красный. Далее следует самая горячая из всех полоса: именно здесь происходит процесс полного сжигания углерода. В пламени свечи различить отдельные полосы очень легко.

2.  Изготовление свечи в домашних условиях

Благодаря нескольким несложным рецептам на основе свечной массы, можно приготовить красивые, разноцветные свечи, максимально похожие на фабричные. Рецепт домашней свечи базируется на свечной массе, красителе (восковой карандаш), фитиле, форме, можно добавить ароматизатор. Рассмотрим один из самых популярных способов изготовления свечей в домашних условиях.

«Ажурная свеча».

Для создания ажурной свечи понадобится:

  1. свечная масса
  2. краситель (восковой карандаш)
  3. фитиль
  4. форма
  5. готовый лёд

Ход работы:

1. Чтобы получить свечную массу, делим обычную белую свечку на несколько частей и вместе с красителем, растапливаем на водяной бане.

2. Готовим будущий фитиль, закрепляем его на дне формы (капнув растопленным парафином, и даём застыть)

3. Лёд измельчаем в крошку. Проще всего это сделать, завернув его в ткань и постучав сверху молотком.

4. Теперь очень быстро, чтобы лёд не растаял, насыпаем его в форму и заливаем горячей свечной массой.

5. Ждём, пака остынет, затем вынимаем свечку из формы.

Свеча из апельсина. 

Вы знаете,  как сделать свечу из того, что есть в холодильнике? Что нужно для свечи: емкость или форма для свечи, горючее и фитиль. Берем апельсин, разрезаем пополам, вычищаем мякоть из одной половинки. Вычищать нужно аккуратно, чтобы не продырявить кожуру (дефекты можно замазать пластилином). В вычищенную кожуру наливаем растительное масло. Из кусочка кожуры вырезаем полоску – поплавок, в центре которой делаем небольшой надрез. В цент вставляем фитиль – толстую нитку сложенную вдвое. Теперь поплавок опускаем на поверхность масла и поджигаем фитиль. Импровизированная свеча готова.

                                 

2.1 Опыты со свечой

Опыт №1 «Свеча горит в воде».

 Наверняка все знают, что погасить огонь можно залив его водой или засыпав песком, землей. В нашем опыте свеча будет гореть в воде. Для этого плавим конец свечи и укрепляем его на дне стакана. В стакан наливаем воду, оставляя 2-3 мм парафина над водой. Свечу поджигаем и наблюдаем. Уже скоро весь парафин над поверхностью воды сгорит, но свеча не потухнет, а будет гореть «из воды».

             

Так может продолжаться достаточно долго, в зависимости от хрупкости парафина. Весь фокус заключается в том, что окружающая вода охлаждает расплавленный парафин и свеча горит как бы в цилиндре. Если парафиновый цилиндр треснет, вода сразу же зальет пламя.

 Опыт №2 «Поток воздуха». 

Приоткройте дверь и поставьте зажжённую свечу на порог. Пламя отклонится в сторону комнаты. Это значит, холодный воздух выходит из коридора (или другой проветриваемой комнаты) по низу. Если поднять свечу к верху. Пламя отклонится в сторону коридора. Это выходит из комнаты тёплый воздух.

                

Опыт №3 «Рисунок – сюрприз».

Нарисуйте белой парафиновой свечой на бумаге контур рисунка и  раскрасьте акварельными красками. Из-за того, что воск отталкивает воду – места с восковым контуром останутся белыми, в то время как лист будет полностью закрашен краской.

Заключение

         Занимаясь исследованием, узнали, что, свечи это приспособление для освещения, чаще всего в виде цилиндра из твёрдого материала, который в расплавленном виде подводится к пламени с помощью фитиля. Свечи были изобретены человеком очень давно, однако долгое время применялись лишь в домах богатых людей и стоили дорого. На сегодняшний день существует множество разновидностей свечей, различных по размеру, форме, цвету, запаху, материалу изготовления. Используют их на праздниках, для создания романтической атмосферы, освещения помещений, для наполнения помещения запахом, в церквях, а также в искусстве, медицине. Свечи можно купить не только в магазине, но и сделать самим.

Список литературы:

  1. Советский энциклопедический словарь/ под ред. А.М. Прохорова. – Москва:  «Советская энциклопедия», 1990 г.
  2. А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – ТКО АСТ, Москва, 1994 г.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для дошкольников "В огне рождественских свечей"

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг...

Физкультурно-оздоровительная работа по теме: «Горы. Камни».

В ходе работы над проектом на тему: «Волшебный мир камней», я столкнулась с проблемой отсутствия материала  по физкультурно-оздоровительной работе на данную  тему. Я надеюсь, что предоставле...

Консультация для родителей в средней группе на тему: «ГОРА МУСОРА ИЛИ МОРЕ?» Подготовила: воспитатель МБДОУ д/c №3 г. Лебедянь Патутина Анна Алексеевна

Многие взрослые считают, что им не дано рисовать или лепить. На самом деле Вашему таланту в детстве не дали раскрыться. Давайте не будем повторять ошибок на своих детях. Давайте вместе с вами буд...

Индивидуальный проект на тему "Гора Цугшпитце"

Проектная деятельность для ребенка - это возможность делать что-то интересное,  самостоятельно и с помощью взрослых, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить...

Конспект русской народной подвижной игры на тему: «Гори-гори ясно!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №3 «Радуга» Комсомольского районаЧувашской Республики        Конспект русс...

Проект в подготовительной к школе группе "Свеча памяти" посвященный освобождению Ленинграда от фашисткой блокады.

   Прекрасный крупный город Санкт – Петербург в годы Великой Отечественной войны был окружен в кольцо. Люди терпели голод, холод, разруху, бомбежки, вражеские атаки, но не сдали...