Анализ РППС
материал

Боярова Ирина Константиновна

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rpps.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Чебурашка» в соответствии с ФГОС ДО

МБДОУ № 9 г. Боготол

Воспитатель: Боярова И.К.

В группе 21 ребенок, 15 девочек и 6 мальчиков.

Развивающая предметно-пространственная среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Непременными условиями построения РППС в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком, что возможно при соблюдении принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

За основу было взято следующее определение РППС: «Развивающая предметная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием, инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

Задачи развивающей предметно-пространственной среды:

1. обеспечивать интенсивную, непрерывную вовлеченность детей в разнообразные виды деятельности;

2. побуждать к активному исследованию окружающего мира;

3. обеспечивать разнообразие выбора детей на основе их интересов и потребностей;

4. способствовать развитию положительных наклонностей.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды опирался на следующие нормативно – правовые документы:

1. Приказ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;

2. Постановление от 15 мая 2013 года №26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Учитывались следующие требования:

1. обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;

2. возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;

3. насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;

4. трансформируемость пространства;

5. полифункциональность материалов;

6. вариативность среды;

7. доступность среды;

8. безопасность среды.

Основными компонентами развивающей предметно-пространственной среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью роста познавательного потенциала и предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности.

Физкультурно – оздоровительный центр «Здоровье»

Основное назначение физкультурно-оздоровительного центра: развитие двигательной активности дошкольников, закрепление основных видов движений, формирование навыков здорового образа жизни.

Является одним из самых любимых мест в группе. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть: массажные коврики и дорожки, мячи разных размеров, обручи, мячи-фитболы, скакалки, кольцеброс, кегли, бадминтон, детская баскетбольная корзина, шнуры длинные и короткие, мешочки с песком, ленты разных цветов, флажки, атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики, совместно с родителями изготовлены массажеры и массажные коврики, варежки-липучки, массажные перчатки, султанчики.

Центр «Науки» (экспериментирования и природный)

Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Наша задача – создать условия, в которых ребенок будет непосредственным участником исследования.

Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями.

Данный центр содержит: календарь природы и погоды, комнатные растения, паспорт растений, инструменты по уходу за растениями (палочки для рыхления, пульверизатор, губки, лейки), семена растений, схемы по уходу за растениями. Весной, для наблюдения детьми, размещается «Огород на окне». Здесь дети наблюдают за ростом лука, гороха, рассады цветов и овощей, овса, пшеницы и т.д. Природный и бросовый материал (шишки сосновые и еловые, камешки, песок, перья, ореховая скорлупа, семена, ракушки, листья), материал для проведения элементарных опытов (нитки, лупа, центр воды и песка, трубочки, пипетки, медицинские маски, фартуки и нарукавники, картотека опытов).

Центр «Строительная мастерская»

Задачи данного центра: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Центр содержит: напольный и настольный строительный материал; пластмассовые конструкторы, лего, схемы и модели для всех видов конструкторов; транспортные игрушки; схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолеты и др.).

Центр «Игротека»

Мир детей невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:

- дает возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать "как взрослый" врачом, поваром, моряком;

- открывает широкие горизонты для общения со сверстниками, дает возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить "несерьезные" детские дела;

- служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;

- помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и пр.;

- способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи и т.д. (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка);

- служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности — учебе.

В центре имеются: атрибуты для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Салон красоты»); транспорт разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, фигурки животных и людей, куклы, наборы посуды, мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр, ширма для моделирования игрового пространства, предметы - заместители; дидактические игры, настольно – печатные игры. Логико-математические игры, схемы и планы, разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, счётные палочки. Центр «Игротека» расположен вблизи центра «Строительная мастерская» с целью возможности использовать постройки в игре.

Центр «Безопасности»

Этот центр служит для решения задачи создать такую предметно-развивающую среду группы, которая способствовала бы активному освоению детьми ключевых знаний о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, о службах спасения.  

Данный центр содержит: макет проезжей части и модели транспортных средств, дорожные знаки, светофор, дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски, литературу о правилах дорожного движения.

Центр «Туристско – краеведческий»

Располагается в рабочей зоне и используется как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр, и занятий с материалами различного вида.

Содержание центра: Государственная символика России, Красноярского края, г. Боготола, глобус, детская литература, маленькие куклы – лего разных национальностей. Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.

Центр «Книжный»

Его наличие необходимо в каждой возрастной группе, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Центр может быть не парадным, а рабочим. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группы, а дать возможность общаться с книгой. Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: “Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги”.

В данном центре ребенок по своему желанию может самостоятельно выбрать книгу и спокойно познакомиться с ней, внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Данный центр содержит в себе: детскую художественную литературу; иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой, портреты детских поэтов и писателей.

Центр «Музыки и театра»

Данный центр способствует формированию интереса к музыке и театру, развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей, знакомит с музыкальными инструментами.  Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой, вязаный, кукольный, Би-ба-бо. Центр оснащен магнитофоном с аудиотекой (детские песенки, фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы), ТВ с медиатекой по разным темам (песенки, русские народные сказки, волшебные сказки и т.д.). Здесь размещены музыкальные игрушки: ксилофон, гитара, погремушки, бубен, барабаны, дудочки, шумовые инструменты (в том числе, изготовленные родителями), маски-шапочки сказочных персонажей, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают родители воспитанников (изготовление элементов костюмов).  

Центр «Творческая мастерская»

В этом центре размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных и растений, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски), для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, салфетки, пластилин, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, трафареты, кусочки ткани, ножницы с тупым концом, пособия для нетрадиционного рисования). Наш центр дополнен «Стеной творчества». Данное новшество дает детям возможность рисовать на больших форматах, объединяться в группы, дополнять уже созданный рисунок, предварительно обсудив свою идею с автором первоначального рисунка. Дети имеют возможность самовыражения в творчестве. Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра родителям, являются украшением группы.

Центр «Экономики»

Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением -мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин).

Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста -  это, прежде всего, один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

В этом центре находится: парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста «Тропинка в экономику», парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста), образцы монет и бумажных купюр, пластиковые и дисконтные карты разных банков и магазинов.

Уголок «Уединения»

Для формирования психологической стабильности, для ребенка важно в группе иметь личное пространство, место уединения. Благодаря этой зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищенным. «Уголок уединения» в группе - это место, где ребенок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту.

Уголок уединения отгорожен от остального пространства гардинами, имеет домашний коврик, мягкие подушки разной формы, изготовленные своими руками.

В приемной расположен информационный уголок для родителей.

Родительский уголок в детском саду – это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями воспитанника очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся, о других событиях в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Благодаря им, родители более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами. Даже более уважительно начинают относиться к труду воспитателей.

Содержание уголка для родителей: доска объявлений, режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и советы для родителей, консультации психолога, рекомендации родителям по изучению материала недели, лепбуки, а также выставочный стенд с работами детей.

В нашей группе все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Пространственные возможности помещений группы используются рационально, обеспечивается эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, благодаря свободному доступу детей к игровым материалам и оборудованию. При создании предметно-пространственной среды мною были учтены все принципы ее построения: полифункциональность, трансформируемость, вариативность, насыщенность, доступность, безопасность.

Предметно-пространственная среда меняется с учетом принципа тематического планирования и в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников, что обеспечивает принцип трансформируемости пространства.

Возможность разнообразного использования различных составляющих - детской мебели, мягких модулей, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, обеспечивает принцип полифункциональности материалов.

Оборудование, игрушки, пособия изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.

Одним из требований к развивающей среде является доступность. Все игровые материалы, пособия в группе находятся в свободном доступе для детей. В группе есть свой порядок и правила пользования тем или иным материалом, пособием, что помогает детям правильно и рационально это использовать.

При организации, развивающей предметно - пространственной среды многие пособия и игровые материалы, такие как атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным, подвижным играм, музыкальные инструменты, спортивное оборудование изготавливаю своими руками, привлекая родителей воспитанников, что отражает их индивидуальный стиль в организации игрового пространства, наполняемости центров развития.

Наполнение центров развития варьирую в зависимости от смены сезонов, темы недели, запросов детей. Подбираю разнообразные материалы, способствующие реализации детских идей в разных видах деятельности, материал разного уровня сложности, добавляя различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, дидактические игры. Это стимулирует мыслительную и речевую деятельность, развивает потребности и способности детей в различных видах познавательной, продуктивной и игровой деятельности.

Вывод:

Таким образом, при организации, развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования, в средней группе, осуществляется творческий подход, позволяющий использовать формы, методы и приемы развития воспитанников в разнообразных видах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ РППС

Анализ развивающей предметно- пространственной среды в группе....

Карта анализа РППС для проведения смотра-конкурса "Готовность к новому учебному году"; группы старшего дошкольного возраста

Карта анализаДля проведения смотра-конкурса «Готовность к новому учебному году»Группы старшего дошкольного возраста Группа №________________________________Ф.И.О. воспитателей ___________________...

Анализ РППС 2017г.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС...

Анализ РППС

Анализ РППС в подготовительной группе....

Анализ РППС Подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"

Анализ развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"...

Анализ РППС средней группы по разделу "Развитие игровой деятельности"

Анализ развивающей предметно-пространственной среды средней группы по разделу "Развитие игровой деятельности", выводы, рекомендации...

Анализ РППС

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС....