Использование ИКТ в дошкольном образовании
статья

Надежда Владимировна Михайлова80

Цель доклада сформировать представления о требованиях к ИКТ компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_doshkolnom_obrazovanii.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в дошкольном образовании

В современном мире трудно себе представить развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В настоящее время владеть компьютером должен каждый образованный человек, поэтому ПК быстро входит и в жизнь наших детей.

Ребенок XXI века совершенно другой! Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений даже и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит, и работа с ними должна быть такой же!

Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование - логичный и необходимый шаг. Ведь  образовательная деятельность в детском саду должна быть яркой, эмоциональной. Это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации дошкольников к быстро изменяющимся окружающим условиям.  Поэтому стали актуальны требования к ИКТ-компетентности педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Требования нормативных документов

  Впервые законодательно требования владения информационными технологиями педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций появились еще в 2010 г. в приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [1]. В данном документе (раздел «Должности педагогических работников», «Воспитатель») сказано, что воспитатель должен знать:

  • современные педагогические технологии установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями, коллегами по работе;      
  • основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; музыкальными редакторами. 

 Документ, который является основой для подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников ДОО, - это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый Советом по ФГОС Министерства ОиН РФ 28 .08. 2013 г. [3]. В пункте 3.2.8 ФГОС ДОО представлены требования к образовательной организации: «Организация должна создавать возможности:

  • для предоставления информации об образовательной программе семье и всем лицам, вовлечённым в образовательный процесс, широкой общественности;
  • для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
  • для обсуждения с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией образовательной программы» (см. файл «ФГОС дошкольного образования»).

      Воспитатель, в свою очередь, должен уметь использовать эти возможности.

         В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, естественно, не содержатся требования к воспитанникам ДОО по навыкам работы с компьютером. Но использование компьютера и интерактивного оборудования и мультимедийных средств позволяют расширить и обогатить содержание знаний, умений и навыков ребенка, способствуют интенсификации образования.

       Использование ИКТ позволяет повышать креативность ребенка:

  • умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению;
  • использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
  • индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

          Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого воспитателя. Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, портфолио ребёнка и т.д. Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах и знакомиться с разработками мероприятий своих коллег. Общаясь на форумах с коллегами всей России можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу.

  Под компетентностью понимают специальную способность человека, необходимую ему для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области (в том числе узкоспециальных знаний, особого рода навыки и способы мышления).

Для реализации требований нормативных документов к ИКТ-компетентности воспитателя необходимы два условия:

  • сформированность информационно-образовательной среды образовательной организации,
  • сформированность личной информационно-образовательной среды воспитателя.

 Информационно-образовательная среда образовательной организации складывается из трех компонентов:

  • комплекс информационных образовательных, в том числе цифровых, ресурсов;
  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
  • система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

Информационная образовательная среда педагогического работника ДОО включает:

  • цифровые устройства для работы с информацией;
  • свое образовательное пространство:
  • образовательные ресурсы сети интернет, которые использует воспитатель,
  • современные педагогические технологии для организации работы с детьми и взаимодействия с родителями,
  • собственные разработанные образовательные ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».

Данный семинар обозначил значимость внедрения и использования информационных технологий в ДОУ, овладение педагогами новыми для них формами работы.   Использование ИКТ (информационно-коммуник...

Использование ИКТ в дошкольном образовании

В наше время, каждый человек стремится развиваться. Развиваясь, люди создают новые технологии, позволяющие улучшить их деятельность. Такой инновацией в наше время служат информационн...

Средства народной педагогики и возможности их использования в системе дошкольного образования: сказки, пословицы.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода - он обеспечивает именно общее развитие, слу...

Презентация на тему "Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, реализуя требования ФГОС ДО, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также...

Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах".

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования в России. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не ...

Использование ИКТ в дошкольном образовании

Использование ИКТ в дошкольном образовании...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...