Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах".
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Куликова Светлана Владимировна

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования в России. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не могут устроиться на работу, дети не получают возможности адаптироваться в обществе сверстников, не получают квалифицированной помощи специалистов: педагогов, логопедов, дефектологов, детских психологов. Необходимо искать методы доступности дошкольного образования в специализированных учреждениях. Для решения этой проблемы предлагаются вариативные формы дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование вариативных форм дошкольного образования в детских садах.

В сфере новых глобальных изменений и реформирования системы образования Российской Федерации, дошкольные учреждения оказались в фокусе пристального внимания общественности. И в связи с этим дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного образования России. На сегодняшний день непрерывность дошкольного образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от другого для обеспечения целостного развития ребёнка. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не могут устроиться на работу, дети не получают возможности адаптироваться в обществе сверстников, не получают квалифицированной помощи специалистов: педагогов, логопедов, дефектологов, детских психологов. Дети, не посещавшие детский сад, сталкиваются с трудностями в общении и обучении в школе. Необходимо искать методы доступности дошкольного образования в специализированных учреждениях. Привожу пример из речи директора Департамента общего образования Минобрнауки России Елены Низиенко: «Сегодня невозможно решить проблему доступности исключительно с помощью строительства новых детских садов – необходимо развивать вариативные формы дошкольного образования. Дети могут проводить в дошкольных группах разное количество времени – от двух-трёх часов в день до круглосуточного пребывания, и это тоже увеличивает пропускную способность учреждений дошкольного образования». О необходимости развития вариативных форм дошкольного образования говорится в постановлении губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко о плане мероприятий «Программа развития системы дошкольного образования в Санкт-Петербурге на 2013 – 2015 годы».

Возможности реализации использования вариативных форм дошкольного образования у детских садов не одинаковые. Много зависит от наполняемости групп, материального обеспечения и т.д. Предлагаем рассмотреть наиболее приемлемые формы.

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Группы кратковременного пребывания.

Цель: всестороннее развитие детей, не посещающих детский сад.

  • Адаптационная группа – для детей от 1 до 3 лет. Создаются такие группы с целью подготовки ребёнка к поступлению в детский сад.
  • Группа развития – для детей от 3 до 7 лет. Создаётся для всестороннего развития и социализации ребёнка.
  • Играя, обучаюсь – для детей от 1 до 7 лет. Такие группы созданы для социализации детей в группе со сверстниками и взрослыми посредством игровой деятельности.
  • Будущий первоклассник – для детей 5-7 лет. Как следует из названия, создаются такие группы для подготовки детей к школе.
  • Группы вечернего пребывания, праздничного и выходного дня – для детей от 1 до 7 лет. Цель таких групп – оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и консультативной помощи их родителям.
  • Особый ребёнок – для детей-инвалидов в возрасте от 1 до 7 лет. Эти группы имеют те же цели, что и группы для детей с отклонениями в развитии.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) и режима, установленного учреждением. ГКП могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования. ГКП могут функционировать как с одноразовым питанием, так и без питания при длительности пребывания ребёнка в группе до 3,5 часов.

Центр игровой поддержки ребёнка.

Цель: подготовка детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) к детскому саду.

Занятия проводятся вместе с мамой или папой. Здесь важным моментом является процесс социализации и развития ребёнка посредством различных игр и упражнений.

Основными задачами ЦИПР являются:

  1. Оказание психологической, медицинской, социально-педагогической помощи детям.
  2. Разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
  3. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.
  4. Создание условий для гармоничного, психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраста.
  5. Содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющее обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям детского сада.
  6. Активизация творческого потенциала личности ребёнка.
  7. Гармонизация детско-родительских отношений.
  8. Формирование чувства защищённости, свободы, доверия к окружающему.
  9. Взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.
  10. Консультирование родителей по созданию окружающей среды в условиях семейного развития, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Продолжительность игровых сеансов – 1 час.

Консультативный пункт.

Цель: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Основными задачами КП являются:

  1. Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
  3.  Поддержка всестороннего развития личности детей в возрасте от 1 года до

7 лет, не посещающих ДОУ.

  1. Помощь в социализации детей, не посещающих ДОУ.

Работа в КП ведётся четырьмя специалистами: старшим воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, старшей медицинской сестрой.

 Лекотека.

Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Основными задачами лекотеки являются:

  1. Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно.
  2. Проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития.
  3. Обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии.
  4. Проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей); помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребёнком.
  5. Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребёнка.
  6. Поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьёй.

Содержание и методы деятельности лекотек определяются программой образовательного учреждения, в котором они находятся, программами дополнительного образования, индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми ДОУ.

Служба ранней помощи.

Цель: создаётся для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

Основными задачами Службы ранней помощи являются:

  1. Проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей.
  2. Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям.
  3. Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения).
  4. Включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребёнка.
  5. Определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.

Для нашего детского сада самыми приемлемыми являются такие формы, как группы кратковременного пребывания.

Цель: всестороннее развитие детей, не посещающих детский сад.

  • Адаптационная группа – для детей от 1 до 3 лет. Создаются такие группы с целью подготовки ребёнка к поступлению в детский сад. Дети могут посещать детский сад вместе с родителями в первую половину дня или вечером. Постепенно увеличивая время пребывания в детском саду без родителей.
  • Группа развития – для детей от 3 до 7 лет. Создаётся для всестороннего развития и социализации ребёнка. Часто болеющие дети могут посещать непосредственно образовательную деятельность, что даёт возможность подготовиться к школе, научиться лучше адаптироваться в детском коллективе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПб кафедра методики дошкольного образования и воспитания

Слайд 2

Г руппы К ратковременного П ребывания Ц ентр И гровой П оддержки Р ебенка К онсультативный П ункт Л ЕКОТЕКА С лужба Р анней П омощи С емейный Д етский С ад ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ Вариативные формы дошкольного образования Дошкольного образования

Слайд 3

ЦЕЛЬ : всестороннее развитие детей, не посещающих ДОУ Г К П Подготовка к школе Ранняя социализация и адаптация Г К П от 3 месяцев до 7 лет от 1 года до 7 лет Освоение социального опыта в игре Организация ухода и присмотра в вечерние часы и праздничные дни Для детей-инвалидов Оказание ПМП-помощи детям с отклонениями в развитии Приобщение к спорту Социализация в коллективе сверстников и взрослых

Слайд 4

Видовое разнообразие « «А даптационная группа» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Г руппа развития » «Будущий первоклассник» «Играя, обучаюсь» «Вечернее пребывание» «Учусь плавать» «Юный олимпиец» «Особый ребенок» «Для детей с отклонениями в развитии» групп кратковременного пребывания 10 «.Для детей, у которых русский яз. не является родным »

Слайд 5

ЦЕЛЬ: подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ Ц И П Р Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формирование оптимального состава игровых средств, правилам их подбора Обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми Ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств и игрового оборудования Разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения Оказание содействия родителям в социализации детей раннего возраста на основе игровой деятельности Ц И П Р всестороннее развитие детей от 1 года до 3 лет

Слайд 6

К П Обеспечение взаимодействия между ДОУ, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста Оказание помощи родителям и детям, не посещающим ДОУ, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу К П Для родителей и детей от 1 года до 7 лет для родителей и детей от 1 года до 7 лет ЦЕЛЬ: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания

Слайд 7

ЦЕЛЬ: психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития Л Е К О Т Е К А Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка Проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка с нарушениями в развитии; психолого-педагогическое обследование детей; помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком Обучение родителей, специалистов ГОУ методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии Проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры Реализация образовательной программы, разработанной с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников длительное сопровождение семей с детьми от 2 месяцев до 7 лет Л Е К О Т Е К А Поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей длительное сопровождение семей с детьми от 2 месяцев до 7 лет

Слайд 8

ЦЕЛЬ: психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с нарушениями развития С Р П Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка Включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого-педагогической поддержки их семьям Проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития и их семей С Р П краткосрочная ранняя помощь детям от 2 месяцев до 3 лет краткосрочная ранняя помощь детям от 2 месяцев до 3 лет

Слайд 9

ЦЕЛЬ : поддержка многодетных семей С Д С расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии развитие вариативных форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей С Д С имеющих 3 и более детей (по месту проживания данной семьи )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Детский сад для всех малышей. Вариативные формы дошкольного образования

На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от друго...

Вариативные формы дошкольного образования

Для реализации образовательных запросов детей, не посещающих дошкольные учреждения, и обеспечения доступности и качества дошкольного образования в МБДОУ могут быть  созданы и  развиты вариат...

«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»

Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-...

«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хо...

«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»

          «Приобщение детей к народному декоративно - прикладному искусству"Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески &mda...