В школу без тревог!
статья (подготовительная группа)

Колесникова Светлана Валерьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vestnik_obrazovaniya_statya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

В школу без тревог!

Ритм  современной  жизни,  вечно  занятые  родители,  трансформация образовательных программ и требований в ДОУ, видоизменение социального статуса ребенка (предстоящее поступление в школу), изменение социального окружения  и  многое  другое  —  вот  те  проблемы,  с  которыми  приходится сталкиваться  современному  ребенку.  Дети  более  чувствительны,  чем взрослые,  и,  как  следствие,  они  оказываются  более  незащищенными,  чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации.

Для  снижения  остроты  подобных  явлений необходимо  психологическое  сопровождение  детей  с  тревожными проявлениями  уже  в  дошкольном  возрасте.  В  то  же  время  известно,  что тревожность у дошкольников не является устойчивой чертой характера и при проведении  соответствующей  коррекционной  работы  относительно обратима.  

Наблюдения за  поведением  воспитанников МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида п. Вейделевка в возрасте  6-7  лет,  за  характером  их взаимоотношений со сверстниками, родителями и педагогами в детском саду, а  также  специально  проведенному  диагностическому  обследованию  указывает на наличие высокого и среднего уровня тревожности у воспитанников  подготовительных групп.

Все  выше  изложенное  побудило разработать  и  практически реализовать  программу  для  тревожных  детей  старшего  дошкольного возраста.

Данная программа направлена на снижение уровня тревожности детей 6-7  лет  с помощью специальных коррекционно-развивающих  занятий. В  её основу были положены занятия с использованием образов животных из программы Кряжевой Н.Л. «Ребята и зверята»;  психологические  игры,  упражнения,  сказки  Хухлаевой  О.В.;  материалы  психокоррекционной  комплексной  программы  Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».  

В  ходе  реализации программы  дети  обучались  методам  определения  и  овладения  своим тревожным  состоянием,  снятия  психоэмоционального  напряжения,  в игровой  форме  отрабатывалось  уверенное  поведение;  родители  и  педагоги получали квалифицированную  помощь  по  вопросам  взаимодействия  с тревожными  детьми.  В  результате  планировалось повысить  самооценку тревожного  ребенка  и  его  статус  в  группе  сверстников,  гармонизировать отношения  со  значимыми  взрослыми,  что  в  итоге  приведет  к  снижению уровня тревожности.

На  первом  этапе  работы (январь 2019 года) было  проведено  диагностическое обследование детей подготовительных групп с целью выявления уровня их личностной тревожности. Для  повышения  объективности  исследования  использовался  тест тревожности  В. Амена,  М. Дорки, Р.Теммпл,  который  позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от четырех до семи лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Качественный  анализ  результатов  по  тесту  тревожности  В. Амена, М. Дорки, Р.Теммпл показал,  что  более  50  %    признаков  тревожности  имеется  10 воспитанников их двух подготовительных групп (высокий уровень тревожности). От  20  –  50  %  признаков  тревожности   у  24  детей  (средний уровень тревожности). Менее 20 % (низкий уровень тревожности) признаков тревожности не выявлено.

В  соответствии  с  данными  научных  исследований  о  взаимосвязи уровня  самооценки  и  тревожности,  мы  провели  исследование  самооценки детей по методике В.Г. Щур «Лесенка». Полученные данные свидетельствуют  о наличии завышенной самооценки у 2 воспитанников подготовительных групп, наличии заниженной самооценки у 2 детей и наличии низкой самооценки у 6 воспитанников.

Известно (из научной литературы),  что  для  дошкольника характерна высокая  самооценка,  а  средняя  и  низкая  могут  свидетельствовать  об отклонениях в эмоциональной сфере.

Так же был использован  опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.,  предназначенный для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

По результатам методики имеют низкую тревожность 2 ребенка, испытывают среднюю тревожность 3 ребенка и имеют высокую тревожность 5 детей.  

В  целом  количество  детей  с  высоким,  низким  и  средним  уровнем тревожности составило: высокий уровень тревожности –  7чел. (70%), средний уровень тревожности –  3 чел. (30%) , низкий уровень тревожности – 0 чел (0 %).

Качественный  анализ  результатов контрольной диагностики  по  тесту  тревожности  В. Амена показал,  что  уровень тревожности у всех детей понизился, кроме 1 ребенка. Низкий уровень тревожности (менее 20 %) приз не выявлен.         

Анализируя  результаты контрольной диагностики по методике  В.Г.Щур  «Лесенка» мы видим, что у 9 воспитанников самооценка стала адекватной, а у одного воспитанника самооценка стала заниженной (результат данного воспитанника по скрининговой диагностики – низкая самооценка).

По результатам контрольной диагностики по опроснику  Г.Л. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко была выявлена  низкая тревожность у 2 воспитанников,  средняя у 7 воспитанников и высокая у 1 воспитанника.

После контрольной диагностики (среза) можно сделать вывод о том, что данная коррекционная программа является эффективной, так как уровень тревожности у воспитанников подготовительных групп снизился.

         Такое психологическое сопровождение ребенка предшкольного возраста позволит ему легче и быстрее адаптироваться к новым школьным условиям, принять статус первоклассника и успешно обучаться в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

конспект занятия по ФЭМП:"Тем, кто дружен не страшны тревоги, нам любые по плечу дороги!"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе МБДОУ №53 для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГТ....

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ «ПОЧЕМУ МЕДИКИ БЬЮТ ТРЕВОГУ»

Врачи пришли к выводу: большинство детейстрадает гиподинамией - пониженнойподвижностью, так как все меньше временипроводят в подвижных играх, увлекаютсякомпьютерными играми, смотрят телевизор....

Тревоги родителей и детская застенчивость

Я, Панченко Елена Владимировна, воспитатель «Детского сада комбинированного вида № 24», работаю на коррекционной группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Стоит ли бить тревогу?

О детском онанизме(мастурбации). То,что Вас интересует, но о чем стесняетесь спросить....

«Экологическая тревога! Заповедник в опасности!»

Детская научно-практическая  конференцияв рамках экологической акции «Марш парков – 2013»...