Проект "Волшебница водичка"
проект (средняя группа)

Моросанова Ольга Владимировна

Проект направлен на расширение знаний у детей 4-5 лет о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2019-2020_voda.docx67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области

Проект

Волшебница водичка

на 2019-2020 учебный год

средняя группа «Ромашка»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Моросанова Ольга Владимировна

Дубна 2019

Проект «Волшебница водичка»

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Наименование Проекта

Волшебница водичка

Основание для разработки Проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2013г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;  
  • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга»

Заказчики Проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области, родители (законные представители) воспитанников средней группы «Ромашка»

Составитель Проекта

Моросанова Ольга Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории

Цель Проекта

  • расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи Проекта

  • Расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, в том числе о воде.
  • Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.
  • Развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности, познавательного интереса к миру.
  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Срок реализации

Проекта

октябрь 2019г. - декабрь 2020г

Тип проекта

познавательно-творческий, исследовательский, групповой

Основные исполнители Проекта

  • дети средней группы (4-5лет),
  • родители воспитанников,
  • воспитатели,
  • педагог по изодятельности.

Образовательные области

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Ожидаемые результаты

  •  У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений, о необходимости её беречь;
  • Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, бесцветная,  льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;
  • Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр.

Координация и контроль

реализации Проекта

  • осуществляется администрацией Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга» города Дубны Московской области;
  • информация о ходе выполнения проекта предоставляется исполнителями в установленном порядке.

Формы предоставления результатов:

  • подведение итогов.

Пояснительная записка

 В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему миру, к природе.

Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в замен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.

Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей группе был разработан проект «Волшебница водичка» для детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность темы

Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Иван Аксаков

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить.

Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, о значении воды для человека, животных и растений.

Проблема

Недостаточно знаний у детей о свойствах воды. Что такое вода? Как мы можем сберечь воду?

Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольное возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека.

Формы организации проекта:

• опыты;

• познавательные занятия ( рисование, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

• наблюдения;

• чтение художественной литературы по теме;

• беседы;

• дидактические, подвижные игры;

• трудовая деятельность.

Виды деятельности:

• речевая;

• игровая;

• трудовая;

• музыкальная;

• творческая;

• изобразительная;

• поисково-исследовательская;

• совместная и самостоятельная;

• просветительская;

• ознакомление с художественной литературой;

• ознакомление с окружающим;

• формирование временных понятий;

• развитие коммуникативных способностей.

Этапы разработки и реализации проекта

Этапы

Содержание

Срок

1этап– подготовительный

- выбор тематики проекта; - вовлечение детей и воспитателей в работу над проектом;

- подбор материала для проекта;

- планирование основных мероприятий.

октябрь

2 этап – основной

Реализация плановых мероприятий

Ноябрь-декабрь

3этап– заключительный

Подведение итогов.  

декабрь

Перспективный план

реализации проекта через разные виды детской деятельности

Тема

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Программное содержание

Примечание

октябрь

1

Беседа «Что мы знаем о воде?»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта

2

Чтение рассказа «Как люди речку обидели»

Речевое развитие

Познавательное развитие

Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

3

Аппликация «Тучи по небу бежали»

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.

4

Экспериментирование с тонущими и плавающими предметами

Познавательное развитие

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

6

Рисование

«Рыбки плавают в аквариуме»

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Продолжить знакомить детей с подводным миром живых организмов. Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму. Закреплять умение рисовать кистью и красками. Воспитывать самостоятельность, творчество.

(см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.)

7

Прослушивание музыки

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Учить детей понимать и чувствовать характер музыки, передаваемый ею образ и настроение. Развивать музыкальную память, чувство ритма

Аудиозапи mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”

8

Словесная игра

«Вода какая…»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Создать условия для умений самостоятельно составлять рассказ из 3-5ти предложений на заданную тему.

 Составление рассказов по теме «Вода вокруг нас»,

«Где живет вода в детском саду?»

ноябрь

9

Поисковая деятельность:

«Вода состоит из капельки»

Речевое развитие

Познавательное развитие

Формировать у детей навыки исследовательской деятельности

Опыт:

Предложить детям при помощи груши набрать воду и капельками накапать в чашечку

10

Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?» (заучивание наизусть)

Речевое развитие

Познавательное развитие

Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, характеризовать действия персонажей, рассказывать своими словами с опорой на иллюстрации о произошедших с ними событиях. Поддерживать интерес к чтению.

11

Поисковая деятельность:

«Вода жидкая и не имеет формы»

Речевое развитие

Познавательное развитие

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Дети переливают воду из одной формы в другую. Вода принимает форму той посуды, куда её переливают.

12

Показ сказки «Про маленькую капельку»

Подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Речевое развитие

Познавательное развитие

Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, грибы, птицы, звери, человек. Доставить детям удовольствие от общения друг с другом, от игр с водой. Развивать  умение у детей рассказывать, отвечать на вопрос воспитателя. Выражать свои эмоции.

Мы с ребятам превратиться в капельки воды и попытаться повторить путь воды: побывали в тучке, спустились на землю с дождём, по журчали в ручейке, покачались на волнах моря, а потом нас пригрело солнышко и мы опять вернулись на небо к маме — тучке

13

Целевая прогулка «Ноябрь на участке детского сада»: сравнительное наблюдение « Поздняя осень».

Речевое развитие

Познавательное развитие

Учить детей организованно передвигаться по участку, осуществлять наблюдение, находить ответы на поставленные вопросы, сравнивать наблюдаемое с тем, что видели в сентябре. Обратить внимание детей на лед, образовавшийся на лужах, предложить потрогать его палочкой, показать, что лед очень хрупкий. Объяснить зависимость между образованием льда и низкой температурой воздуха.

14

Наблюдение за трудом помощника воспитателя

Познавательное развитие

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.

15

Обучение детей через наблюдение в быту, мытье детской посуды. Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода»

Познавательное развитие

Уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей

декабрь

16

Беседа на тему «Вода в жизни человека»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды. Развивать познавательные способности, воображение, креативность, приобщать детей к элементарной поисковой деятельности

17

«Почему растаяла Снегурочка?”

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

(см. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

18

Опыт с водой:

«Играем с красками»

Познавательное развитие

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании)

Подбор материала для опыта

19

Опыт с водой:

«Цветные льдинки»

Познавательное развитие

Выявить, что лёд - твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды, окрашивается в разные цвета красками.

Подбор материала для опыта

20

Опыт с водой:

«Тающий лёд»

Познавательное развитие

Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Подбор материала для опыта

21

Опыт с водой:

«Очистка воды»

Познавательное развитие

Показать назначение фильтра в очищении воды.

Очищение воды с помощью ватного фильтра от примесей песка и опилок.

22

«Что за чудесница – водица-волшебница»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

Итоговое НОД.

Итог проекта

     В проекте применялся новый методический подход к организации познавательно – исследовательской деятельности, использовался творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

            Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Методическое обеспечение:

1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.

2.Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5.Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

6.Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение к проекту.

Игра малой подвижности “Ручеек”

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.

Подвижная игра “Караси и щука”

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

Подвижная игра “На болоте”

Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Игра «Капельки»

(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).  Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

Физкульминутки.

1. Дождь

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. ( бег)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (соединить руки над головой)

2. Выпал беленький снежок, (Дети приседают)

Собираемся в кружок. (Образуют круг)

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами)

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя)

Будем ручки согревать. (Потирают руки)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши)

Будем прыгать веселей, (Прыгают)

Чтобы было потеплей. (Прыгают)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают)

3.Возьмем снега мы немножко,(берут снег в руки)

Снежки слепим мы в ладошках, (имитация снежка)

Дружно ими побросались – (дети бросают друг в друга)

Наши руки и размялись. (встряхнуть руками)

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить. (показывают бабу)

Ком за комом покатили, (катят ком)

Друг на друга водрузили. (имитация движения)

Сверху третий малый ком. (показать маленький ком)

Снег стряхнули с рук потом.(стряхнуть снег)

Пальчиковая гимнастика.

«Дождик, дождик, веселей»

Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиками)

Капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны)

Только нас не замочи (прямоугольник над головой)

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще: (выбрасывание пальчиков из кулачков вперед)

Станет травка гуще! (руками изобразить травку)

«Мы во двор пришли гулять.»

Раз, два, три, четыре, пять  

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.    

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,  

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,      

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,      

Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.    

Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой

И снежками мы кидались      

имитируем движения по тексту                              

Все в снегу домой пришли.    

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.    

Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки

«Снеговик»

Мы слепили снежный ком    ( Лепим двумя руками комок,)

Шляпу сделали на нем          ( Соединяем руки в кольцо и кладем )на  голову,)

Нос приделали и вмиг           (Приставляем кулачки к носу,)

Получился снеговик             (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.)

«Зимой»

Снег пушистый лег на ветки.

(Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева)

И гулять бегут все детки.  

(Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном,    

(Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)

Дружно катят снежный ком.

(Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

Лыжи,  

(Скользить по столу ладонями вперед-назад)

 Санки  

  (Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

  синхронные движения вперед-назад)

  И коньки    

 ( Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

  Мчатся наперегонки.

Чистоговорка

Все бело, бело, бело

Много снегу намело,

Вот веселые деньки-

Все на лыжи и коньки.

Стихотворение.

Вы слыхали о воде? Без нее нам не умыться,

Говорят она везде. Не наесться, не напиться,

В луже, в море, в океане Смею Вам я доложить:

И в водопроводном кране. Без нее нам не прожить.

Как сосулька замирает.

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется

(В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Растворяет сахар в чае

(Мы ее не замечаем).

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда

Конспект занятия по аппликации с элементами экологии

в средней группе

Тема: «Тучи по небу бежали»

Программные задачи:

1.        Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: Разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать их в пределах нарисованного контура.

2.        Напомнить детям, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

3.        Вызывать интерес к созданию выразительного цветового образа.

4.        Развивать мелкую моторику и согласованность в движениях обеих рук.

5.        Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за тучами и облаками; игра «Солнышко и дождик», беседа о сезонных изменениях, о том, что вода таит в себе много тайн; игры – экспериментирования с окрашивание воды; заучивание стихотворений про дождик.

Материалы и оборудование: узкие полоски синего, серого, голубого и белого цвета – для модульной аппликации – мозаики; листы бумаги для фона, ножницы, клей-карандаш, салфетки, иллюстрации с изображением дождя.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? (осень)

В-ль: Назовите приметы осени? (опадают листья, чаще идет дождь, становится холоднее на улице)

В-ль: А сейчас, послушайте о чем я прочитаю.

Тучи по небу бежали,

Тучи солнышку мешали.

Рос грибок,

Цвел цветок,

И с цветком играл щенок,

И сидела около чья-то кукла Фекла.

Струйки с неба побежали.

Стекла в доме задрожали.

Мок цветок,

Мок грибок, мок щенок,

И мокла, чья-то кукла Фекла.

Возле дома у крылечка

Скачут капли, льется речка…

Дождь цветку умыл глазок.

Он грибку расти помог.

С головы до самых ног

Стал пушистее щенок,

И сидела сохла, чья-то кукла Фекла.

В-ль: Дети, что случилось с Феклой? ( ее замочил дождь)

В-ль: А как капает дождик? (кап-кап-кап)

В-ль: Сегодня в гости к нам пришла Капитошка.

Капитошка: Ребята, а вы знаете когда идет дождик? (когда на небе много облаков)

Капитошка: Правильно, облака состоят из капелек воды..

Капитошка: Всегда ли облака бывают одинаковые? (нет, они бывают разные, когда плывут по небу: веселые, грустные, грозные и удивленные)

Капитошка: Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? ( в солнечную погоду они светлые, белые, а перед дождем – серые темно-синие, темные)

Капитошка: А как двигаются облака?

В-ль: Дети, Капитошка принес нам с вами мозаику – аппликацию «Тучи».

Он очень хочет, чтобы мы помогли ему сделать тучки, он не хочет скучать один на небе. Поможем ему?

В-ль: Но сначала дайте поиграем. Я буду мама-тучка, а вы с Капитошкой мои детки – капельки. И нам пора отправляться в путь.

Проводится игра «Капельки»

(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)

В-ль: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

В-ль: А сейчас давайте Я вам расскажу и покажу, как будем делать тучки.

Разрезаем полоски на мелкие кусочки. Берем лист бумаги светло-голубого цвета – это небо, по которому поплывет большая туча.

Покрываем клеем верхнюю часть тучи и быстро выкладываем мелкие кусочки цветной бумаги(светлые), потом покрываем среднюю часть и снова выкладываем цветную бумагу (Кусочки более темные) и на нижнюю часть тучки выкладываем темные кусочки.

Рисуем капельки дождя цветными карандашами.

Дети сами должны придумать, какие тучки они будут делать. Будет это мелкий дождик или сильный ливень?

Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»

Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиками)

Капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны)

Только нас не замочи (прямоугольник над головой)

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще: (выбрасывание пальчиков из кулачков вперед)

Станет травка гуще! (руками изобразить травку)

В-ль: Дети, давайте покажем Капитошке, какие тучки у вас получились.

В-ль: Какая работа понравилась вам больше всего и почему?

В-ль: Туча – кошка, хвост трубой

Туча с длинной бородой,

Туча – лошадь, туча – жук…

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места,

Перессорятся все двести,

А потом заплачут вместе:

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идет!»

Восприятие художественной литературы.

Чтение рассказа

«Как люди речку обидели»

Программные задачи:

1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.

3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды.

4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках за природными явлениями, просмотр мультфильма «Крокодил Гена (спасение водоёма), беседа на тему: « Как мы любим отдыхать семьей», проведение подвижных игр «Капельки», «Ручеёк».

Материалы и оборудование: ткань голубого цвета, ленточки – голубые (на каждого ребёнка), фильтры, стаканчики, воронки, плакат «Человек и вода».

Ход занятия.

В-ль: Дорогие мои детишки

Положите в сторонку книжки

Подождет вас немного игра,

Заниматься пришла пора.

В-ль: Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?

В-ль: А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?

В-ль: А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?

В-ль: Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой и любила детей.

В-ль: Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую очень обидели люди.

Как люди речку обидели.

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

В-ль: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.

В-ль: Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?

В-ль: Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?

В-ль: Почему так нельзя поступать?

В-ль:Что бы ты сделал на месте Кости?

В-ль: Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.

В-ль: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.

В-ль: Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.

В-ль: Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.

В-ль: Дети, вы помните, где рождается речка? (да, из ручейков)

В-ль: Давайте пройдем к моему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).

В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Давайте сделаем свою большую реку.

В-ль: Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вам будем маленькими ручейками и поиграем в игру «РУЧЕЕК»

В-ль: А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода. Для этого мы пройдём к столам в нашей лаборатории. Вперёд, нас ждёт эксперимент!

В-ль: Дети, у меня в стаканчике речная вода. . В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.

В-ль: Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)

В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)

В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.

В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки". (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.

Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.

В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. . А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

Вывод: воду нужно беречь и не загрязнять водоёмы.

Познавательно-исследовательский досуг

для детей средней группы (лаборатория)

Тема: «Что мы знаем о воде? (Свойства воды)»

Программные задачи:

1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты); наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

Изготовление панно «Кому нужна вода»

Чтение рассказов, сказок познавательного характера (Святослав Сахарнов «Морские сказки»).

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материалы и оборудование: Плакат «Разные состояния воды», «Опыты с водой»; Буратино; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), стаканы с молоком, пустые стаканы, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки (по 2 шт. на ребёнка); символы, обозначающие свойства воды .

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришел Буратино

Буратино: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?

Дети: Да.

Буратино: Я не могу загадку отгадать, помогите, пожалуйста.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды–

Жить нельзя нам без… (воды).

Воспитатель: А у нас Буратино и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?

Аудиозапись: звуки воды.

– Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто, ребята хочет рассказать, где нам встречается вода?

(Ответы детей.)

– А сегодня я хочу, чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Буратино оставайся, тоже узнаешь много нового.

В.: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу (плакат «Опыты с водой»). Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Ее можно заморозить или превратить в пар.

- Давайте, ребята, пройдём в нашу лабораторию. Проходите к столам, удобно устраивайтесь.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам, Ребята, и тебе, Буратино, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель:  Теперь давайте посмотрим, какого цвета вода.

А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные.

Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

Опыт №2 «Вода бесцветная и прозрачная».

– У вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветочек. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (Ответы детей.)

Можно это проверить и таким способом:

Перед вами два стаканчика, в одном налита вода, а в другом молоко. Опустите в эти стаканчики ложки, в каком стаканчике ложку видно, а в каком нет? Какой вывод можно сделать? какая вода? (прозрачная).

В-ль.: Какого цвета молоко? (белого).

В-ль: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (сзади приставить белый лист бумаги) (нет)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

В-ль.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.

В.: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Физкультминутка:

На реке живет енот,

Чешет лапкой он живот.

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот

Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»

В-ль: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).

В-ль: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт № 4. «Вода – растворитель». (Детям раздаются мерные стаканчики с сахаром, ложечки).

В-ль.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.

В-ль.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). В-ль капает в свои стаканы с водой каплю эфирного масла (разного). Стаканы передаются по кругу.

В-ль.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Буратино. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали.

В-ль.: Ну что, Буратино, узнал что-нибудь нового о воде?

Буратино: Да! Только это так трудно запомнить.

В-ль.: А ребята тебе ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная, прозрачная.

Вода – безвкусная .

Вода не имеет запаха.

Вода – растворитель.

Буратино: Ну. Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

Опыты с детьми: 

«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, цвета, запаха», «Разноцветная водичка», «Тонет – не - тонет», «Вода - жидкая», «Вода не имеет формы», «Пар - это тоже вода», «Лед - твердая вода», «Горячая - холодная», «Вода нужна всем».

Опыт №1 «Вода прозрачная»

Вопрос  - Какого же цвета вода? ( перед ребенком ставиться 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком.) Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.) вода – прозрачная.

Опыт №2 «У воды нет вкуса, цвета и запаха»

(перед детьми стаканы с водой, соль, кусочек лимона).

Вопрос - Какой запах имеют цветы, духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

- А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет) Какая соль на вкус? (соленая). А лимон? (кислый)

Вопрос – попробуй воду на вкус? Она без вкуса.

Опыт №3 «Разноцветная водичка»

(перед детьми краски и стаканы с водой)

Вопрос – как сделать бесцветную воду разноцветной? -- Размешать туда краски. (дети размешивают краски в воду, вода становится разноцветной).

Опыт №4 «Тонет – не - тонет»

( перед детьми тазик с водой. Рядом камушки, деревянный кораблик, ракушки, бумажный кораблик ). Вопрос- Все ли эти предметы будут плавать, все ли утонут в воде? Нет, тяжелые тонут, легкие плавают.

Опыт №5 «Вода жидкая, она не имеет формы» (У воспитателя вода в стакане и тарелка.) Вопрос - Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же количество воды, что изменится? (переливаю.) Воды стало меньше? – Нет, вода жидкая, она перелилась в тарелку. Вода не имеет формы.

Опыт№6 «Пар это тоже вода» ( перед воспитателем термос с кипятком, зеркальце. Открываю термос, показываю пар, прикладываю зеркальце к пару, показываю детям.) Вопрос - Во что превращается вода в термосе? Пар. Во что превратился пар, когда охладился? Снова в воду. Пар – это вода.

Опыт№7 «Лед твердая вода» ( перед детьми кубики льда ) Вопрос - что происходит со льдом в теплом помещении?- Она тает. Превращается в воду. Лед это твердая вода.

Опыт №8 «Горячая - холодная» (перед детьми стаканчики с холодной, теплой, горячей водой)

Вопрос - Как узнать какая вода в стаканчике: холодная, теплая, горячая? – Попробовать пальчиком (дети определяют). – В реках, озерах также бывает разная по температуре вода. Одни живые существа любят холодную, другие горячую, а есть и такие кто любит горячую.

Опыт №9 «Вода нужна всем» (дать каждому ребенку по две горошинки и две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошинку поместит на другое блюдце в сухую ватку и не будет ее смачивать. Блюдца стоят в одинаковых условиях, на подоконнике.) Вопрос - Где появился росточек, а где нет? Почему? ( в результате таких наблюдений ребенок наглядно убедиться в роли воды в произрастании растений.)

Итоговое НОД

«Что за чудесница, водица-волшебница»

Программное содержание:

  1. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

  2. Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом.

  3.Упражнять в образовании однокоренных слов.

  4. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом.

  5.Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение стихотворений, загадок, сочинение танцев, рассматривание картинок о зиме, лепка снеговика на участке.

Материал для занятия :

Демонстрационный материал: таблица для развития зрительного восприятия; карточки с изображением настроений. Для проведения опытов - мисочки, льдинки, термос с кипяченой водой. Бросовый материал – салфетки, мерные стаканчики для изготовлении снеговиков.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Воспитатель вносит в группу таблицу, на которой изображены 3 сезона, кроме зимы)

В-ль: Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках? (Зимы)

В-ль: Настал день. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните  глубоко и с вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.

В - ль: А какие времена года перед вами? (весна, лето, осень)

В-ль: Почему вы так решили, назовите мне приметы этих времен года.

В-ль: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Назовите приметы зимы. ( Идет снег, сильные морозы, люди тепло одеты)

В-ль:А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко»

-Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю : (снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые:(снежинки)

На полянку, на лужок

Все снижается :(снежок)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее:(снегопад)

Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в:(снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился :(снеговик)

Рядом снежная фигурка,

Это девочка:(снегурка)

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой:(снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил:(снег)

В-ль: Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи все эти слова? (Они все по зиму, о снеге, сходные по произношению)

В-ль: Действительно, все эти слова похожи на одно слово - снег.

Что можно сказать о снеге? Какой он?

В-ль: А сейчас давайте проговорил чистоговорку.

Все бело, бело, бело

Много снегу намело,

Вот веселые деньки-

Все на лыжи и коньки.

В-ль: Какую пользу приносит снег? (Он защищает от холода деревья)

В-ль: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

1. Снег - это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.

2. Лед - твердая вода.

Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее). Выясняют, что легче - лед или вода, проведя опыты - опустить в воду лед и снег.

3. Пар - это тоже вода.

Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.

В-ль: Снег, лед и пар - это вода. Посмотрите, сколько снега лежит на улице. Как вы думаете, как образовались сугробы?

В-ль: А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют "сугроб".

В-ль: Я возьму немного снега, сделаю снежок и скатаю снежный ком. (Имитирует движениями, как она это делает.) А что можно слепить из снежного кома?(Снеговика, снежную бабу.)

В-ль: А теперь представьте, что вы - снежинки и через открытую форточку вы попали в помещение и упали на ковер. Что с вами случилось? (Мы растаяли)

В-:ль: Но не все снежинки растаяли. Я их соберу и слеплю снежный ком. А как в помещении я могу "слепить" снеговика? Ответы детей.

Раздается стук в дверь.

В-ль: Ребята, это почтальон Печкин  принес снеговикам приглашение на Новогодний карнавал. Но в приглашении сказано, что все должны прийти на праздник парами и наши снеговики загрустили. Как мы можем помочь им? Ответы детей.

В-ль: Да, давайте изготовим снегурок для наших снеговиков.

В-ль: Но сначала, отдохнем и сделаем физкультминутку.

Возьмем снега мы немножко,(берут снег в руки)

Снежки слепим мы в ладошках, (имитация снежка)

Дружно ими по бросались – (дети бросают друг в друга)

Наши руки и размялись. (встряхнуть руками)

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить. (показывают бабу)

Ком за комом покатили, (катят ком)

Друг на друга водрузили. (имитация движения)

Сверху третий малый ком. (показать маленький ком)

Снег стряхнули с рук потом.(стряхнуть снег)

Дети делают Снегурок из салфеток. Скатывают их в шар и приклеивают один ком на другой. Сверху надевают мерный стаканчик – шляпка. Приклеиваю нос - морковку, фломастерами украшают Снегурок.

В-ль: Как вы думаете, какое теперь настроение у наших снеговиков?

А у вас какое настроение? (хорошее, радостное, веселое)

В-ль: Если нашим снеговикам у нас стало весело, значит мы с вами волшебники. Видите, как хорошо помогать кому-то, делать добрые дела. Всем вокруг становится весело и солнечно, поэтому будьте всегда такими отзывчивыми, добрыми и веселыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...