Использование инновационной технологии "Экономика для малышей» для детей 6-7 лет"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Панфил Юлия Викторовна

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.

В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экономика для малышей48.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района

 Санкт-Петербурга

Использование инновационной технологии

«Экономика для малышей»

для детей 6-7 лет с ОВЗ

в работе воспитателя

Панфил Юлии Викторовны

2019-2020 уч.год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономика – это все, что нас окружает.
В.Никифоров

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.

В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 6 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей данного возраста  ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Для  наиболее полного гармоничного развития детей тягу к познанию  и восприятию нового необходимо сделать постоянной.

Технология “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей  дошкольного возраста 6–7 лет .

Технология направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Данная технология является модифицированной и базируется на основе программ М. М. Ворониной «Школа юного экономиста» и Л. Г. Киреевой «Играем в экономику», с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки  «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.

Цели:

  • формирование у детей доступных экономических понятий;
  • воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
  • воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

Этапы реализации:

В программе обучения рассматриваются  три основных связанных между собой направления: «Труд – продукт – товар», «Реклама», «Деньги».

  1. Труд – продукт – товар.

Педагогические задачи:

  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
  1. Реклама.

Педагогические задачи:

  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);
  • воспитывать разумные потребности.
  1. Деньги.

Педагогические задачи:

  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Основной принцип, заложенный в данную технологию,  - тематический подход в организации игровой деятельности.

«Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс.

Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные  плоды в будущем.

К шести годам у ребенка возрастает уровень произвольности внимания, восприятия, возникает и развивается словесно-логическая память, увеличивается объем, прочность и точность памяти. Поэтому в содержании занятий с шестилетками расширяется спектр понятий, предлагаемых детям, больше уделяется внимания решению проблемных ситуаций.

Особое место в курсе «Экономики для малышей» занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т.д.  В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Кроме игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для малышей предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи, окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия   нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

Темы экономического воспитания многогранны и сложны, как и предлагаемые задания на занятиях.  Однако их решение помогает развивать у детей поисковую мыслительную деятельность, находить ответ в тексте прочитанной истории.

Прогнозируемые результаты:

  1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
  7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Время проведения занятий: вторая половина дня.

Предметная среда

  1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
  2. Дидактические игры «Мой город»,  «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано»
  3. Посуда, книги разного качества (сорта).
  4. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Название темы

1

Что такое товар, продавцы товара

2

Производство товара и его цена

3

Реклама

4

Деньги и цена

5

Покупательная сила денежных знаков

6

Бюджет, доходы, накопления и расходы

7

Копейка. Монета. Деньги.

8

Хочу быть предприимчивым.

9

Итоговое занятие.

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технология “Экономика для малышей” разработана и предлагается для детей  дошкольного возраста 6–7 лет с ОВЗ.

Технология направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом»

        Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от  его качества»; вести себя правильно  в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

1

2

3

ОКТЯБРЬ

I. Что такое товар, продавцы товара.

1. В гости к Гному Эконому и Фее Экологии

Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

2. Как Миша из покупателя превратился в продавца

Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес.

3. Какие бывают товары?

а) Уроки Гнома Эконома;

б) Учебные путешествия

Учить детей решать проблемную ситуацию.

Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.

4. а) Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка.

б) Магазин «Катюша»

Формировать умение анализировать и умозаключать.

Развивать умение производить операции купли – продажи.

НОЯБРЬ

II. Производство товара и его цена

1. О том, как непросто дело делается  и от чего зависит, много ли товаров в магазин

Дать понятие зависимости процесса производства от времени;

- прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом.

2.   Заводы нашего города.

- «Задай вопрос» - игровая ситуация;

- «Внимательно посмотри» - игровое задание.

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров.

Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков.

3. Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения»

Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга.

4. Маленькие покупки

Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков.

ДЕКАБРЬ

III. Реклама

1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки

Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность.

2. Как Сорока Мишин товар хвалила

Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.

3. Угадай, какая это профессия

Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

4. Рекламное агентство

Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.

ЯНВАРЬ

IV. Деньги и цена

1. Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать.

Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы.

2. «Как у Миши появился помощник дятел»

Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата.

3. Поможем Мише

Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин»)

ФЕВРАЛЬ

V. Покупательная сила денежных знаков

1. Интересные покупки.

Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков.

2. а) Кто купит больше? Решение проблемы.

     б) Продолжи предложение.

Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости.

3. Супермаркет.

«Как поступить» - проблемная ситуация

Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения.

4. Как Миша понял, что деньги счет любят

Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы.

МАРТ

VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы

1. Как Миша учился деньги делить

Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение).

Закрепить представление о расходах и доходах.

2. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер»

Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается.

3. а) Биржа – брокер

    б) «Что дешевле»

    в) Хозяин товара – брокер - покупатель

Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе  решения.

4. Как у Миши малина испортилась

Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование.

АПРЕЛЬ

VII. Копейка. Монета. Деньги

1. «Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла…»

Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек).

2. а) Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»;

б) Что дешевле

Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек).

3. «Поможем Буратино…»

Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать.

4. Уроки Миши – бизнесмена

«На монетном дворе»

Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).

МАЙ

VIII. Хочу быть предприимчивым.

1. Узнай самого себя.

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно.

2. Учимся устанавливать контакты.

 IX. Итоговое занятие. Путешествие по стране Экономике.

Повысить  интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

- учить работать в команде

- учить находить коллективный ответ путем обсуждения

- закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:

Дети должны иметь представление: о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров; о цене товара и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой; о цене розничной;  о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли;  о форах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.

Список использованной литературы

  1. Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
  2. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008.  
  3. Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997.
  4. Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013.
  5. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004.
  6. Воронина Т.П. Мои первые задачки: математика и деньги. Ростов. Феникс 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.

В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...

Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»

Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...