План по самообразованию
материал

Гильмутдинова Эльвира Ивановна

План по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

                    «Детский сад комбинированного  вида №8»

г.Нижнекамск

План   работы по самообразованию

Гильмутдинова Эльвира Ивановна

Тема:

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью дидактические игр»

                                                      Введение

        Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Игра для дошкольников – способ познания окружающего. В процессе игры они изучают цвета, форму. Свойство материала, пространственные отношения, числовые отношения, растения, животных. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать  трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

  Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

  Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен  делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

  Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях (определение предметов по описанию, катание разноцветных шаров). Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игр. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

  Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях по татарскому языку, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

  Использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, увлекают и в непринужденной обстановке погружают ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.

Пояснительная записка.

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически осваиваю курсы повышения квалификации по предмету, повышаю свой профессионализм по индивидуальной программе самообразования.

Цель самообразования: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя. 

      Игра – один из тех видов детской деятельности,  которые используются  взрослыми в целях воспитания   дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как   саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.    Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма.  Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но   и  перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.   Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от него   участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.  

Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому  является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее    содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Актуальность.  Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью дидактические игр.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «интеллектуальных способностей»;
  • познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации интеллектуальных способностей дошкольников;
  • посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации интеллектуальных способностей дошкольников;
  • создать картотеку дидактических игр.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия:

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 
И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2017г. 
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2017г. 
Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016. . 
П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2017г. 
Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2015. 

«Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:

• в систематизации и обобщении предметов и явлений;

• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры, что игра позволяет:

  • Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  • Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
  • Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
  • Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
  • Формировать связную речь;
  • Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу вела по трем направлениям:

  • Создание предметно - развивающей среды в группе;
  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями.

 1 направление:

За период сентябрь 2018  – май 2019 года мною были подготовлены игровые пособия:

Виды дидактических игр:

  • Игры с предметами (игрушками) .
  • Настольно-печатные игры.
  • Словесные игры.(картотеки)

Для развития мышления:

«Отгадай фигуру»

«Собери снеговика»

 «Осенние листочки»

«Геометрическое лото»

 «Четвёртый лишний».

 «Найди картинку».

«Кто это делает».

«Чем они похожи?»

«Кто где спит»

Для развития внимания:

«Что изменилось».

«Волшебное слово».

 «Чем похожи – чем отличаются»

 «Накрой на стол»

«Найди одинаковые рукавички»

 «Что, где растет?»

Для развития восприятия и памяти:

 «Найди отличия»

«Сложи картинку»

 «Что за время года?

«Кто, что ест?»

«В небе, на земле, в воде»

Для развития речи:

«Один — много»

«Подскажи словечко»

«Перепутанная сказка»

«Вершки и корешки»

«Антонимы».

2 направление:

Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:

  • Развитие мышления;
  • Развитие внимания;
  • Развитие восприятия и памяти;
  • Развитие речи;
  • Развитие творческого воображения.

Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей.

 При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

Игры на подбор пары:

«Чей хвост?»

 «Кто где живет?»

 «Один – много»

 «Что где растет?»

«Подбери по форме»

 «Подбери по цвету»

 «Мамы и их детеныши»

 «Поедем, полетим, поплывем»

«Угадай, чей листок»

 «Оденься по сезону».

«Осенние листочки»

Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.

- «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

«Кто, что ест»

«Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!»

При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.

«Найди одинаковые рукавички»

Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).

 На  занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлении с окружающим миром  провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

3 направление:

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей, используя для этого краткосрочные проекты «ПДД» (макет «Город на ладони»), «Овощи, фрукты», «Пернатые друзья», «Книжка – самоделка», «День космонавтики», «День Победы».

Проводила собрания, в процессе которых родители знакомились с новыми играми, проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры.

Систематическая работа дала положительные результаты.

Анкетирование родителей показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью дидактические игр» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

                                                              Вывод: 
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. 
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств,  всестороннего воспитания детей.

Список Литературы:

1. Программа "Детство" ( под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой)

2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» — серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с  С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2014 г.

11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.

11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2014. - 152 с.

12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 240 с.

13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2018.258с

14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2015.

15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016.192с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.

17.Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р.Олвер, П. Гринфилд - М., 2013.

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...