план самообразования
материал

Анисимова Светлана Петровна

план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023-24_st_gr.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальный план  повышения профессионального уровня

на 2023-2024  учебный год.

по теме

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

средствами нетрадиционных

техник рисования (Монотипия)»

Воспитатель:

 Анисимова С. П.

г. Казань, 2023 г.

План самообразования на 2023-2024 учебный год воспитателя  старшей группы   Анисимовой С.П. по теме:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через

нетрадиционные

техники рисования» (Монотипия)

 Актуальность выбранной темы:

«Страна, в которой учили бы рисовать,

так же как учат читать и писать, превзошла

бы вскоре все остальные страны во всех

искусствах, науках и мастерствах…»

Дени Дидро

 Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д.

Ожидаемые результаты:

 Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Задачи:

  •           Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией;
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
  • Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  • Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
  • Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  • Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества;
  • Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования;
  • Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  • Повышение уровня творческого воображения детей  дошкольного возраста в рисовании;
  • Умение применять усвоенные техники изодеятельности;
  • Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
  • Создание творческих заданий и упражнений для повышения уровня развития творческого воображения;
  • Организация выставки в ДОУ;
  • Пронаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности;
  • Повышение педагогического уровня родителей.

План работы по теме (на один учебный год):

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия

Т.А. Цквитария.

  1. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
  3. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
  5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011
  6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011
  7. Интернет-ресурсы.

Работа с детьми

Сентябрь - май

Дидактические игры, беседы

 Познакомить детей с историей монотипии, со способами рисования монотипии,  подбор наглядного и дидактического материала

Октябрь

 Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки, развивать пространственное мышление.

 «Бабочки, которых я видел летом»

Ноябрь

 Продолжить знакомить детей с симметрией, на примере  цветов, развивать пространственное мышление.   

 «Загадочная открытка»

Январь

 Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего узора на окне. Развивать чувство композиции

 «Узоры на окне»

Февраль

Учить передавать в рисунке образ любимой сказки, уметь создавать сюжетную композицию.

«Избушка» (по сказке «Заюшкина избушка»)

 

Март-апрель

 Продолжить знакомить детей с симметрией, на примере  цветов, развивать пространственное мышление.   

 «Ваза с цветами».

Работа с семьёй

Октябрь

 Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей

    «Путешествие в страну рисованию»

Январь

 Консультация для родителей

    «Что означают рисунки детей»

Апрель

 Мастер-класс для родителей 

 

«Необычными вещами рисовать умеем сами» 

Самореализация

 Сентябрь - май

Научно-методические работы, издания, публикации  

 

 Январь

«Волшебница зима»

 Открытый показ непосредствено-образовательной деятельности.

Май

 «Пенная монотипия»

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования

( участие в МО)

Литература:

  1. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия

Т.А. Цквитария.

  1. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
  3. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
  5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011
  6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011
  7.  С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика, Синтез, 2006
  8. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  9. Скрипторий, 2003. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» .М. :Мозаика -Синтез, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...