план самообразования
материал

Анисимова Светлана Петровна

план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024-25_pod_gr.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальный план  повышения профессионального уровня

на 2024-2025  учебный год.

по теме

 «Нетрадиционная изотехника- «Ниткография», как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

 Анисимова С. П.

г. Казань, 2024 г.

План самообразования на 2024-2025 учебный год воспитателя   подготовительной группы   Анисимовой С.П. по теме:

«Нетрадиционная изотехника- «Ниткография», как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

 И.П.Павлов

        Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

      Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

       Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

       Художественно-творческая деятельность предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики детей. Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. На таких занятиях дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

       Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

         Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильнодвигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

         Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т.к. зрительно - моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

        Процесс рисования нитями в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.)

       Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «Ниткография» позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов  в процессе использования разнообразной пряжи, бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.  

   Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников, через внедрение в воспитательно – образовательный процесс технологии «Ниткография».

   Задачи: 1. Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики.

2. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

3. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

 4. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

 6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точность и координацию движений руки.

7. Развивать зрительно-моторную координацию.

 8. Формировать личностные качества – усидчивость, терпение, старательность, аккуратность, трудолюбие.

    «Ниткография» является отличным средством для развития движения пальцев рук.  Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения.        Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

 

План работы по теме (на один учебный год):

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1.  Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д.с.»
  2.  Рузакова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»
  3.  Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников»  
  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011
  5. Интернет-ресурсы.

Работа с детьми

Сентябрь - май

Пополнение  «Уголка изобразительной деятельности» по нетрадиционной технике рисования, аппликации, дидактические и пальчиковые  игры, беседы

 Познакомить детей с историей  ниткографии, подбор наглядного и дидактического материала

Октябрь

 Учить детей подбирать Листы картона, клей, цвет нитей в соответствии шерстяные нити разных с цветом выбранного цветов, ножницы. овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность.

 «Овощи»

(Листы картона, клей,   нити разных с цветом, ножницы)

Ноябрь

  Учить детей использовать Картон, шерстяные нити в работе творческую разных цветов, ножницы. фантазию, создавая изображение вазы с цветами. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы.  

 «Ваза с цветами»

(Картон, шерстяные нити   разных цветов, ножницы)

Январь

 Продолжать учить детей использовать в работе приѐмы «ниткографии» соответствии с  предложенным  содержанием. Уточнить   способ изображения снеговика. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность.

 «Снеговик»

(Нити белого, оранжевого,   черного, зеленого цвета, лист картона с изображением снеговика,   клей ПВА,  ножницы,  клеенка, кисть,  салфетка)

Февраль

Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Закреплять умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. 

«Подарок для папы»

(Цветной картон, нити разного цвета, ножницы, клей, салфетки, клеёночки) 

 Апрель

Уточнить знания о первоцветах и умение создавать образ. Учить нити скручивать  в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны.    Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к живой природе, аккуратность.  

  «Подснежники»

(Нити белого,    зеленого цвета, лист картона с изображением  цветка,   клей ПВА,  ножницы,  клеенка, кисть,  салфетка)

Работа с семьёй

Октябрь- апрель

 Выставки детских  поделков  для родителей.

Консультации для  родителей

     «Осень бродит по дорожкам», «Умелые руки, не знают скуки»;   « Елочка - красавица»;  «Скоро праздник Пасхи».

 «Что такое ниткография?»,   «Как сохранить детские работы»

Январь

 Консультация для родителей

 «Влияние ниткографии на развитие мелкой моторики»

Февраль-март

  Памятки для родителей

 

  «Посмотри вокруг, какая красота»,

 «Условия развития художественно-творческих

способностей ребенка»

Самореализация

 Сентябрь - май

Научно-методические работы, издания, публикации  

 

февраль

Семинар-практикум

  «Нетрадиционная форма рисования – изонить, рисование цветными нитями» (Приемы работы в технике «Ниткография»).    

Май

  Аппликация из вязанных шнурков

 Мастер-класс

( участие в МО)

Список литературы:

 1. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д.с.»/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/,-Спб-КАРО.2008.

 2. Рузакова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.»-СПб-КАРО,2007,

 3. Светлова И. «Развитие мелкой моторики.»ЭКСМО-Пресс.2011.

 4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

5. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «ДетствоПРЕСС», 2005

 6. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие

для воспитателей и педагогов. М.. 2008.

8. Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития

детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007г.

9. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию

пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

10 . Никитина А.В. « Рисование веревочкой». Практическое пособие для

работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.

11. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2

12. Казакова Р.Г. « Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные

техники, планирование, конспекты занятий». М, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...