Программа досуговой деятельности "Маленькие гномики"
материал

Андреева Елена Ивановна

Программа досуговой деятельности на развитие моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkie_gnomiki_2020-2021_uch.god_.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                               УТВЕРЖДЕНО  

на Педагогическом совете                                                                     Приказ №____

Протокол № 1 от 31.08.2020г.                                                                  01.09.2020г          

Программа досуговой деятельности детей

второй группы раннего возраста «Б» (2-3 года)

 «МАЛЕНЬКИЕ ГНОМИКИ»

срок реализации 1 год

Руководитель  досуговой деятельности:

воспитатель  высшей

квалификационной категории

Андреева Елена Ивановна

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка.


   В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
  Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
   Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
   Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован досуг «Маленькие гномики»(пальчиковые игры).

 

 

Цель досуговой деятельности:

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

- развитие тонкой моторики пальцев;

- развитие движений кистей рук;

- развитие подражания движениям рук; развитие понимание речи;

- обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

Сетка занятий и режим работы

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий  10минут.

Категория обучаемых: 2-3года.

Режим работы: с 16.00 - 16.10.

Сетка занятий: второй, четвертый вторник месяца.

Список детей II группы раннего возраста «Б»,                       посещающих досуговую деятельность

Ф.И.О

1

Ахметов Арман Артурович

2

Белов Матвей Николаевич

3

Белова Полина Владимировна

4

Васильева Дарья Михайловна

5

Васильева Таисия

6

Глущенко КириллАртемович

7

Громова Маргарита Владиславовна

8

Кадников Платон

9

Казначеева Яна Алексеевна

10

Калинина Алиса Владимировна

11

Клековкина Дарья Александровна

12

Ковалев Владимир Владимирович

13

Кузнецов Михаил Викторович

14

Кузовенков Кирилл Дмитриевич

15

Курилкин Максим Александрович

16

Мужикова Екатерина Алексеевна

17

Орлов Артём Александрович

18

Осипов Ярослав Антонович

19

Рамазанов Ильсур Рифкатович

20

Секирина Кристина Сергеевна

21

Сушкина Софья Юрьевна

Перспективное планирование работы досуговой деятельности                                          во второй группе раннего возраста «Б»

           

ТЕМА

МЕСЯЦ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

по плану

фактически

1.

Моя семья 

ОКТЯБРЬ

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Физкультминутка «Мы ногами топ-топ» 
Моя семья
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «Вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

2

 «Осенние забавы»


I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Мы листики осенние»

Осень, осень  к нам пришла

И в подарок принесла        

Листик клена,        Загните мизинец.

Лист березы,        Загните безымянный пальчик.

Лист осины,        Загните средний палец.

Лист дубка,        Загните указательный палец.

Чудо-осень! Хороша!        Распрямите пальцы и вращайте кисть.
Игра «Починим гребешок»

3

 «Компот»

НОЯБРЬ

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

III. Игра «Ну-ка все встали в круг»

4

 «Засолка капусты»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.


III. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)

5

 «Зима»

ДЕКАБРЬ

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
II. Пальчиковая игра «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,        По очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого.

Собираемся гулять.        Покажите растопыренные пальцы правой руки.

Катя саночки везет

От крылечка до ворот,        Проведите указательным и средним пальцами правой руки по стол.

А Сережа на дорожке

Голубям бросает крошки.        Сложив пальцы «щепоткой», делайте бросающие движения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.        Помашите кистями правой и левой руки.
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях.

6

«Снежинки»

  I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Снежинки» 

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.                             

7

 «Ёлочка пушистая, нарядная».

ЯНВАРЬ

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка»

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

8

 «Снегири»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.
III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

9

 «У кормушки птички»

ФЕВРАЛЬ

 I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. 
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых крылышках. 
Всем хватило зернышек.
 
III. Игра «У кормушки следы птички»

10

 «Цветочек для папы»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»

По весне из почек

Выросли цветочки.

У цветочков – лепестки

А на них сидят жуки:

Раз-два-три-четыре-пять!

Лепестки скорей погладь!

Разгибайте пальчики из кулака.

Указательным пальцем другой руки «пересчитайте» лепестки.

Рукой малыша погладьте свою ладонь.

11

«Мимоза для мамы»

МАРТ

 
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки» 

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

12

«Домик»

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Домик»

Стенка, стенка Указательным пальчиком показываем

на щечки – левую, правую.

Потолок  Показываем на лобик

Два окошка  Показываем глазки

Дверь, звонок. Показываем ротик  Показываем носик

Дзинь-дзинь-дзинь  Нажимаем на носик

Никто не открывает.

В этом домике все спят,

Да и нам с тобой велят. Имитация сна

III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур или семян)

13

 «Солнышко»

АПРЕЛЬ

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

14

«Дружба» 

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Дружба»

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики 
пальцы рук соединяются в "замок" 
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики 
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять 
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев 
- Начинай считать опять. 
- Раз, два, три, четыре, пять. 
- Мы закончили считать 
руки вниз, встряхнуть кистями 

15

Транспорт

МАЙ

I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

16

Апельсин

Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежат,              
(поочередно загибают пальцы на правой руке)
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.                 (
Разводят руки.)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда
.              (имитируют бег пальцами по столу)

Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова., 2009 г.
2.«Забавы для малышей» - М. Ю.Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики» - муз.занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
5.Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

6.Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

7.Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

8.Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.

9.Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

10.РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004

11.«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

12.Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа досуговой деятельности по художественно-творческому развитию детей "Веселый пластилин"

Потребность в отображении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяют в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.Здесь же создаются условия для проявления...

Программа кружка "Мастерская Гномика"

Программа кружка "Мастерская Гномика"...

Рабочая программа ясельной группы «Гномики» на 2016 – 2017 год

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)...

АННОТАЦИЯ к рабочей программе старшей группы «Гномики» на 2018-2019 уч.г.

Краткое описание рабочей программы в старшей группе по программе "Мир открытий"...

Календарно-тематический план программы досуговой деятельности «Веселая кисточка»

ВЕСЕЛАЯ КИСТОЧКА Пояснительная запискаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается в дошкольном детст...

Программа досуговой деятельности «Веселые пальчики»

Программа досуговой деятельности «Веселые пальчики»...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа досуговой направленности «РАДУЖКА»

Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг воспитанника...