Консультация для ШКОЛЫ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ (ШМП) "Досуговая деятельность в детском саду"
консультация

Елена Владимировна Заворина

Консультация для молодых педагогов по проведению утренников и развлечений в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovaya_deyatelnost.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

КОНСУЛЬТАЦИЯ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

Подготовила:  воспитатель Е.В. Заворина

Культурно-досуговая деятельность в детском саду включает в себя:

  1. Отдых.
  2. Развлечения.
  3. Праздники.
  4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность.
  5. Творчество.

  Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности.  

 Рассмотрим подробно развлечения и праздники.

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.

Значение праздников и развлечений.  

Все люди любят праздники и развлечения, но особенно их обожают дети. Для малышей, посещающих детские сады, регулярно проводят утренники, развлечения, посвященные различным праздничным датам. Если для взрослых праздник - это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни утренники, развлечения далеко не отдых. Утренники, развлечения в детском саду - это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, 1 сентября — это День Знаний, праздник 1 Мая — день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

     Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей. 

Следует помнить, что развлечения намечаются 1-2 раза в 2 недели во второй половине дня. 

По степени активности участия детей развлечения делятся на три вида: дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участники – взрослые и дети.

При организации развлечений первого вида мы привлекаем детей к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно-досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно-досуговой деятельности воспитателя – важная форма работы детского сада с семьей.

  

 К организации развлечений предъявляются следующие требования:

- разнообразие содержания;

- художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;

- занимательность содержания, новизна его элементов;

- доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

- направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,

- соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут).

     К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.

     Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.

Формы проведения развлечений

  1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети).
  2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.
  3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.
  4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.
  5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.В старших – показывают дети.
  6. Инсценировки, сценки (в старших группах - сами дети).
  7. Дни рождения детей.  Объединить по месяцам именинников, петь для них песни, рассказывать стихи, подарить подарки, сделанные своими руками.
  1. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах).
  2. Забавы. У малышей по потешкам, стихам, с заводными игрушками, сюрпризами, пальчиковыми играми. Для старших – фокусы, шарады, вечера загадок, аттракционы.
  3. Тематические развлечения (по творчеству писателей или композиторов).
  4. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя).
  5. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.).

Праздники

     Они занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.

     Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педколлектива.

     Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.

Праздники можно проводить в двух близких по возрасту группах.

     На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития.

     Особо следует рассмотреть физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. Они зарекомендовали себя как наиболее приемлемые и    эффективные формы активного отдыха детей.

     При их организации важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. И, конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива ОУ с семьёй.

Физкультурные праздники

     Во время физкультурных праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики.

В течение учебного года со старшими дошкольниками желательно провести 2-3 праздника на воздухе, длительностью не более 90 минут. Тематика может быть различной. Они могут быть организованы не только на участке, но и в близлежащем лесу, парке, стадионе. При подготовке необходимо:

- определить задачи, время и место проведения;

- подготовить конкурсы, игры, соревнования;

- назначить ответственных;

- определить количество участников;

- обозначить порядок проведения, поощрения.

При организации праздника нужно помнить:

- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых,

- желательно участие вех детей;

- не увлекаться излишними репетициями, сохранить интерес детей;

- рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.

Физкультурные досуги

     Проводятся 1-2 раза в месяц от 30 до 50 минут. Не требуют специальной подготовки, строятся на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрасту. При этом необходимо активное участие воспитателя: он даёт команду, подводит итог, является судьёй соревнований.

Утренники

Виды утренников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:

  • 1. Общественные: праздник 8 Марта, День Защитников Отечества, Праздник Победы.
  • 2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
  • 3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
  • В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

Задолго до праздника обсуждается сценарий, а также ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением праздничных дней: планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и послепраздничные дни, программу утренника, проекты украшения групповых комнат, зала, раздевалок, коридора, эскизы атрибутов и костюмов для шествия, плясок, инсценировок, подарки для детей, план новой экспозиции на выставке для родителей, план уборки помещений, распределение обязанностей. В процессе обсуждения в программу вносятся поправки и изменения. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

Длительность утренника:

  • старшая-подготовительная - 45-50 минут,
  • 2 младшая средняя - 30-40 минут,
  • 2 группа раннего возраста - 1 младшая - 20-25 минут.

Превышать ее не имеет смысла: дети начинают проявлять признаки утомления - малыши на 12-14-й минуте и старшие на 25-30-й минуте.

Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:

2 группа раннего возраста:

3 песни с движениями;

2 игры музыкальные.

1-2 младшая группа:

3-4 стихотворения индивидуальных;

3-4 песни с движениями;

1 пляска общая;

2 игры музыкальные.

Средняя группа:

4-6 стихотворений индивидуальных (не подряд);

2-3 песни;

2 танца общих (разнохарактерные, например, хоровод и пляска с предметами);

1 танец индивидуальный (например, для девочек или для мальчиков);

2-3 игры музыкальные.

Старшая группа:

6-8 стихотворений индивидуальных (не подряд);

3 песни (2 общие + 1 песня соло или ансамбль);

4 танца, (2 общих разнохарактерных, + 2 индивидуальных (девочки, мальчики, герои);

2 игры музыкальные;

2 аттракциона (например, игры-эстафеты под музыку).

Подготовительная:

8-10 стихотворений индивидуальных (не подряд, в 2-3 эпизодах);

4 песни (1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль);

5 танцев (2 общих разнохарактерных + 2 для героев (или девочки-мальчики) + 1 для одаренных или слабых);

2 игры музыкальные;

2 аттракциона (например, игры-эстафеты под музыку).

Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.

Действие сценария должно подчиняться следующим требованиям:

  1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.
  2. Действие развивается по нарастающей линии. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым: это ведет к снижению внимания.
  3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.
  4. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария.
  5. Заключительная часть (финал) - это проявление активности всех участников.

В хорошо составленной программе сценария правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца – смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят, после подвижных видов не должно быть пения. Нужно следить, чтобы дети долго не сидели на стульях.

В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).

Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.

Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.

На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.

Главное требование к любому празднику – активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, театральной сценкой или игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Особое внимание стоит уделить выбору ведущего. Кроме хорошего знания последовательности программы, он должен уметь свободно общаться с детьми и гостями праздника, проявлять находчивость и умение адекватно реагировать на непредвиденные ситуации в ходе праздника. В связи с этим роль ведущего отдаётся педагогу, обладающему музыкальностью, артистичностью, умением держаться на сцене, находчивостью, коммуникабельностью. Не оставляйте без внимания и внешний вид ведущего. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки», босоножки. Так же следует помнить, что элегантный чёрный цвет, любимый многими женщинами, недопустим, так как он не воспринимается детьми как праздничный. Туфли на каблуках должны быть удобными и не стеснять движения.

Во время праздника детей руками не трогать, чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

- говорить не громко (не кричать);

- ходить спокойно (не бегать);

- помнить для чего мы находимся в зале;

- смело показывать свои способности;

- заботиться друг о друге (не обижать);

- помогать друг другу (не смеяться);

- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

-не отвлекаться на родителей.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УТРЕННИКОВ

Утренники в детском саду - праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В этом помочь своим чадам могут только родители. Они также могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверять, достаточно ли хорошо он выучил стих или песню, знает ли он все движения танца, который разучивается к празднику.

Чтобы не нарушить психологический контакт с ребенком, не надо выказывать своего недовольства, что опять предстоит морока с этой подготовкой к утреннику. Ребенок ведь так ждет праздника, он жаждет веселья, похвалы, он хочет показать свои достижения, и утренник хороший повод для демонстрации своих успехов.

Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки

Возможно, воспитателю придётся напомнить родителям, что они приглашены в гости и праздник в немалой степени зависит от того как, выглядят гости. Желательно чтоб и родители выглядели красиво: их внешний облик (одежда, причёска, обувь) – проявление отношения и к празднику, и, главное, к хозяевам и организаторам встречи. Красивые и нарядные мама и папа настроят ребёнка на правильное восприятие события, а ещё он будет гордиться родителями. И запомнит: когда люди идут в гости, они наряжаются, чтобы своим внешним видом радовать хозяев дома.

Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках – порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Рекомендации воспитателям при проведения праздника:

  • не следует всем взрослым танцевать с детьми, достаточно одного, кроме хоровода (относительно младших детей);
  • стараться не вставать спиной к родителям, находить свое место на празднике справа или слева;
  • во время праздника детей руками не трогать, а, чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом;
  • все стихи обговариваются, если в этом есть затруднения, обратиться старшему воспитателю;
  • недопустимо спрашивать детей, кто хочет читать стихи (читать стихи хотят все);
  • не используем в речи слово «стишок», говорим – прочитает стихотворение;
  • неудачное выражение, которое может привести к сутолоке около ёлки, особенно, для малышей - «подойдите к ёлке», нужно предложить детям взяться за руки и встать вокруг ёлки;
  • перед праздником проверить количество стульчиков, атрибутики, музыкальных инструментов соответственно количеству детей на празднике;
  • Дед Мороз не должен относить свой «трон» от ёлки во время детских выступлений, удачнее поручить это кому-то;
  • если предлагаете подарки или угощения в зале, значит отдайте их детям, именно в зале;
  • перед выходом в зал детей не должно быть томительного ожидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуговой деятельности в детском саду.

В консультации рассматриваются важные вопросы организации досуга в детском саду. Так же рассматриваются формы досуга, их направленность, значение для дошкольников....

Презентация "Организация образовательной работы по организации досуговой деятельности в детском саду".

В презентации рассматриваются все виды досуга, реализуемые в образовательном пространстве детского сада. Материал презентации разработан в ГБОУ детском саду № 2027 для методического объединения воспит...

Школа молодых родителей «Что нужно ребенку в детском саду»

Методические рекомендации для родителей на тему:"Что нужно ребёнку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно"...

Консультация Без праздников не бывает детства! Организация праздников и досуговой деятельности в детском саду

Праздники! Ну, кто же, скажите, пожалуйста, не любит их! Особенно их обожают дети. Так что же такое праздник?   Праздник - это «день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н...

Презентация к консультации "Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду"

Рассмотрены подробно все виды организации детского досуга....

Консультация для родителей "Досуговая деятельность в детском саду"

В консультации представлен материал по досуговой деятельности: родители имеют возможность узнать информацию о видах музыкальной досуговой деятельности, о времени проведения, о том, для чего нужен куль...

Консультация для молодых педагогов "Чтение художественной литературы в детском саду"

Современные дети «шагают в ногу» со временем, их больше интересуют разнообразные гаджеты нежели книги. Чтобы избежать проблем с речью, эмоциональным фоном ребенка и других трудностей, взро...