Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности театральной студии «Мальвина» для детей от 4 до 7 лет
материал (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности театральной студии "Мальвина" для детей от 4 до 7 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»
Программа дополнительного
образования художественно-эстетической направленности
театральной студии
«Мальвина»
для детей от 4 до 7 лет.
Разработала: Тавлуева Г.И.
(музыкальный руководитель)
г. Новый Уренгой
2017г.
1. Пояснительная записка
1.2. Концепция педагогической технологии
Перемены, происходящие в системе народного образования, касаются и дошкольного образования. Изменения направленности образования – от ориентации на формирования знаний, умений и навыков к всестороннему развитию – выдвигает на первый план задачу на выявление путей такого развития во всех возрастных этапах.
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Развитие творческих способностей детей является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к развитию творческих способностей детей. Поэтому проблема творческого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Русская классическая педагогика с развитием способностей детей связывала все духовное развитие ребенка. Огромное влияние искусства на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (Е. А. Аркин, Е.И.Тихеева, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготский и др.).
Для развития творческих способностей необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. Наилучшие условия для этого создаются на театрализованных занятиях, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.
Театрализованные занятия являются частью воспитательно-образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
По словам А.П.Усовой “словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности”. Знакомство дошкольника с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.
1.2. Актуальность
Педагогическая технология ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют развить творческие способности детей дошкольного возраста, что является одной из основных проблем воспитания детей дошкольного возраста.
1.3. Новизна
В педагогической технологии систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.4. Цель
Обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
1.5. Задачи
Обучающая. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов РФ, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
Развивающая. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения), вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальных умений (актер, зритель).
Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов РФ.
1.6. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации педагогической технологии – 4 – 7 лет. Это определяется тем, что дети этого возраста становятся более активными и самостоятельными, относятся к играм творчески.
1.7. Продолжительность реализации
Продолжительность реализации педагогической технологии три года с детьми 4 – 7 лет.
1.8. Формы и режим занятий
При наполняемости группы 10 детей театрализованные занятия проводятся 2 раза в неделю. Дни занятий воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 2 раза в неделю. Продолжительность занятий определяется СанПинами. Структура зависит от цели занятия. Каждое новое занятие должно нести в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. В занятиях с использованием театральных кукол, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Комплексы пальчиковых гимнастик воспитатель выбирает самостоятельно, т.к. методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.
1.9. Ожидаемые результаты
После проведения занятий предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и знаниями, развития у детей творческих способностей, осознание ребенком своих способностей, уверенности в себе.
1.10. Педагогическая диагностика
К 7 годам, после занятий в кружке ребенок должен уметь:
Высокий уровень. Ребенок в процессе беседы отвечает более чем на 7 вопросов. Принимает активное участие в игре, разыгрывании стихов, мини-сценок, потешек, умеет перевоплощаться, подбирать себе костюм. Участвует в драматизации, инсценировках. Имеет понятие о мимике, жестах, пантомиме, их назначении. Показывает этюды и сценки. Ребенок обладает хорошей интонацией, силой голоса, умеет делать акцент на разных словах и менять голос в зависимости от «героя».
Средний уровень. Ребенок в процессе беседы отвечает не более чем на 5 вопросов. Принимает участие в театральных играх не всегда, в зависимости от настроения. В разыгрывании потешек, мини-сценок, стихов принимает участие только по просьбе воспитателя. Участвует в драматизации, инсценировках, но испытывает трудности в подборе атрибутов к сказке, в выборе костюма. Плохо знает определение «мимика», «жест», «пантомима», не знает о их назначении. Участвует в показе этюдов, но не всегда его мимика соответствует заданию этюда. Обладает интонацией. В упражнении на силу голоса не может произносить все 7 ступеней с различной силой (только 4). Изменяет голос только на более грубый, на тонкий не может.
Низкий уровень. В процессе беседы отвечает не более чем на 3 вопроса. Участие в театрализованных играх принимает редко. Не любит разыгрывать потешки, стихи, мини-сценки. Не может показать мимику, жест, пантомиму. Может произнести фразу только с двумя интонациями. В упражнении на силу голоса произносит только три положения. Не изменяет голос.
1.11. Формы подведения итогов реализации педагогической технологии
- КВНы и литературные викторины, конкурсы, открытые занятия;
- участие в народных праздниках и развлечениях для детей;
- постановка спектакля ко Дню театра;
- показ спектаклей для детей дошкольного возраста (в летний период);
- творческий отчет воспитателя по театрализованной деятельности на Совете педагогов;
- участие в методических объединениях по данной проблеме.
2. Соответствие требованиям
- Закон РФ «Об образовании»;
- Инструктивно-методическое письмо «Гигиенические требования к максимальной нагрузке при организации педагогического процесса в ДОУ»;
- Программа «Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду.
3. Приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса
В организации театрализованных занятий широко используются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
4. Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.А. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 2000.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М., Учпедгиз, 1957.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., Просвещение, 1972.
- Колчеев Ю.В. Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М. Школьная пресса, 2003.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2003.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2003.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2003.
- Фольклор – музыка – театр. /Под ред. С.И. Мерзляковой./ М., 1999.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр, издательство “Арки”. М. 2004.