Презентация "Декоративно-прикладное творчество"
презентация

Бухарова Ольга Николаевна

Декоративно-прикладное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_-_kopiya.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративно-прикладное Творчество России Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной ,умельцах На весь мир молва идёт!

Слайд 2

Дымковская роспись С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка . Игрушки лепят из глины. Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать их. Узор необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие . В начале были свистульки. Мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Прошло много лет и вот придумали лепить из глины другие игрушки: глиняных коников, индюков, баранчиков в штанишках, барышень и кавалеров, диковинных оленей и др.

Слайд 3

Г Ж Е Л Ь Гжель – это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень, который находится в 60 километрах от Москвы, славился своими гончарными изделиями еще с XVI в. Первые документальные упоминания о поселении на берегах реки Гжелки найдены среди грамот Ивана Калиты . Слово “Гжель” пришло из седой старины, когда целый район с многочисленными разноименными деревнями называли Огнель , Акжель , Жгель - вкладывая в названия определенный смысл “ Жечь”, “Обжигать”. Гжельский фарфор - это вазы, посуда в наборах, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры . Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».

Слайд 4

Городецкая роспись На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Со временем мастера стали расписывали короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. Городецкая роспись - как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Слайд 5

Хохломская роспись Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой посуды» жителям села Хохлома, а сам исчез … В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель . Как волшебница Жар-птица, Не выходит из ума Чародейка-мастерица, Золотая Хохлома!

Слайд 6

Вологодские кружева Старинный русский город Вологда, история которого началась в 12 веке, можно по праву считать хранителем древних традиций культуры Севера. Заслуженную известность и широкое признание за высокую художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево . Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой , чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Ткань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров . Вологда завьюжена белыми снегами, Вьюга стелет кружево прямо под ногами. Рассыпают искорки северные краски, Снежные присказки- кружевные сказки.

Слайд 7

Филимоновская игрушка Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “ забавки ” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Слайд 8

Полховский Майдан ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ - производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области . Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные . При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши.

Слайд 9

Богородская игрушка Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, — потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское . Все игрушки делаются из липы, которое просушивается около четырех лет . Дерево мягкое и с ним легко работать. После просушки дерево отправляется на зарубку. Заготовки размечаются по лекалам и вырезаются богородским ножом и стамеской. У опытного мастера на одно изделие уходит около 15 минут. Большинство мастеров на фабрике - женщины, не смотря на то, что работа трудная, требующая выносливости и постоянных физических усилий. Следующий этап - сборка игрушки. Самый красочный и заключительный этап - раскраска . Символ промысла – мужик и медведь.

Слайд 10

Жостовская роспись История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово ) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г. Чуть позже расписывать стали и железные подносы. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов , полагаясь на свою фантазию. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Вначале делается замалёвoк (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент , расположенный на бортах ( т.e . уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

Слайд 11

Каргопольская игрушка Каргополь — древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла . Игрушки Каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием. Они немного неуклюжи и тяжеловаты: крепкие крестьянки, мужики, птицы, кони. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот, а в свободное время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, а их остатков глины делали игрушки. Одной из любимых фигур была фигура медведя – хозяина леса, веселого балагура, который умеет играть на гармошке. В каргопольской игрушке немало сказочных и мифологических образов: удивительные звери, птицы. Один из самых интересных образов – полуконя – получеловека « Полкана ». Это образ добра, богатыря, который помогал людям хлеб растить. Руки у Полкана сильные, грудь могучая, на груди – солнышко, ноги быстрые, как у коня. Фигурка «тяни-толкая» состоит из двух коней – белого и черного. Конь –один из самых почитаемых домашних животных у крестьян. Белый конь-посланник света и тепла, черный конь олицетворяет темную сторону.

Слайд 12

К самым тонким оттенкам природы, К самым сочным краскам земли Прикоснулись руки народа И секрет волшебства нашли. Все красоты родных просторов Чудеса мастеров таят. В светлой музыке русских узоров Расцветает народный талант!

Слайд 13

Сколько радости для сердца , Сколько радости для глаз, Подрастают мастерицы , Может быть, и среди нас. Ты играй, моя гармошка, Ты, подруга, подпевай, Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

"Детское музыкальное творчество. Музыкально - ритмическое творчество."

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...