Мастер-класс для педагогов ДОУ
план-конспект занятия
ТЕМА: Утренний сбор — новый подход к организации совместной
деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_dou.docx | 236.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Провели воспитатели:
Ворошилова А.С
Лайкам О.В.
Дата проведения:06.12.2018г
ТЕМА: Утренний сбор — новый подход к организации совместной
деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы является утренний сбор.
- Проведение утреннего сбора требует от педагога проявления творчества и креативности. Такая форма работы будет интересна как для воспитателя, так и для каждого ребенка группы. Ведь утренний сбор для дошкольников - это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. А педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.
Утренний сбор начинают проводить со среднего дошкольного возраста, элементы можно использовать и со второй младшей группы, но более полная его форма возможна лишь в старшем дошкольном возрасте.
Проводится в утренние часы перед занятием. Длительность 15 – 20 минут.
Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
- Приветствие (1–3 минуты).
- Игра (2–5 минут).
- Обмен новостями (2–10 минут).
- Составление плана дня (5–12 минут).
Рассмотрим цель и задачи утреннего сбора:
Цели:
• Создание эмоционального настроя на весь день - “задать тон”.
• Создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
• Развитие навыков (общение, планирование собственной деятельности и т. п.).
• Развитие навыков культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
Задачи:
• Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
• Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
• Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
Основные этапы утреннего сбора:
• приветствие;
• обмен информацией;
• групповая деятельность;
• ежедневные новости.
Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов.
• Позывные для утреннего сбора.
Для начала группа выбирает для себя – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка.
• Организация круга.
Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.
• Приветствие.
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, покажите, как это делается.
Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки. Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных.
Для оповещения можно выбрать:
- музыку ;
- звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
-речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
- ( Примерные тексты речёвок:
- Давай с тобой обнимемся,
И над землёй поднимемся,
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним! - С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай! - Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!
Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!
Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,
Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!
Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!
Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
• Новости.
Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).
Для детей младшей группы уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими.
Примеры вопросов:
- Что за погода на улице?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц, день недели, число?
- Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?
- Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».
- Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
- Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?
На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:
отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
обогатить и активизировать свой словарь;
формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:
- не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
- не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
- не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
- не запрещаем (запретных тем нет).
• Групповая деятельность
На этом этапе проводятся игры:
хороводные игры («Колпачок», «Карусель», «Пузырь» и т. п.)
пальчиковые игры («Дружат в нашей группе», «Пальчик – непоседа», и т. п.)
словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение») ;
игры-фантазии («Оживление предметов»);
игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка или мяч, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
• Ежедневные новости
Четвёртый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
• о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;
• особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников.
• о плане деятельности на текущий день. Сообщается детям, что интересного их ожидает, и чем будут заниматься сегодня.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников.
В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется, нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно–образовательном процессе в целом.
Литература:
1.Свирская Л.В. Шпаргалки для воспитателей. — Детский сад со всех сторон. СПб., 2003, № 3—4
2. Свирская Л. В. Организационно-педагогические условия становления ключевых компетентностей в дошкольном детстве /Дисс. ... канд. пед. наук. — В. Новгород. 2004.
Таблица: картотека утренних сборов во второй младшей группе (фрагменты)
Тема | Структура утреннего сбора |
Вкусные дары осени | Позывной «Дудочка».
Приветствие.
По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:
Игра-тренинг.
Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».
Игра на воображение с опорой на комментарий. |
Грузовик привёз игрушки | Позывной «Погремушка».
Приветствие.
Игра-тренинг.
Подвижная игра «Найди домик игрушки». |
Дом, в котором мы живём | Позывной «Картинка — дом».
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Интервью «Какой дом у тебя».
Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф). |
Таблица: картотека утренних сборов для старшего дошкольного возраста (фрагменты)
Тема недели | Структура утреннего сбора | |
1 | Лето |
|
2 | Овощи, фрукты |
|
29 | Космос |
|
Таблица: игры для утреннего круга
Возраст | Название | Цели | Содержание |
Младший дошкольный | «Снежный ком» | Тренировка памяти, речи. | Воспитатель первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово). |
«Да, нет» | Формирование умения работать коллективно, развитие быстроты реакции и внимания. | Педагог задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» и т. д. Ребята должны ответить хором и правильно. | |
Средний, старший | «Послушай тишину» | Развитие речи, воображения, умения сосредотачиваться на поставленной задаче. | Воспитатель предлагаем детям 1–2 минуты посидеть в тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышал, как чирикает воробей», «Я услышал, как шумят машины». |
Старший | «Нос, нос, рот» | Тренировка координировать действия со словами, слушать и слышать инструкции, развитие быстроты реакции. | Ведущий говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот». При первых словах он касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие около воспитателя дети должны делать всё не так, как они слышат, но так, как они видят, то есть так, как делает ведущий. |
«Покажи своё настроение» | Развитие речи, эмоциональной сферы детей, артистических способностей. | Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим — разгадать его. Вариант: дать одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, какое же настроение он изображает. |
Фотогалерея: образцы пальчиковых игр
Каждую игру необходимо отрабатывать 3–4 дня
Дети с большой охотой перевоплощаются в героев пальчиковой забавы
При проведении пальчиковых игр важно сделать так, чтобы всем малышам было хорошо видно модель, то есть взрослого, показывающего упражнение
Таблица: примеры игровых ситуаций для группового сбора
Тема | Суть игровой ситуации |
День улыбок | Этот день в группе начинается с рисования улыбок:
В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных, фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики). В центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её. В центре театрализации/книги — устроить весёлое представление. В центре игры — организовать любимые игры под музыку. |
День переучёта | Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:
Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы. |
День, когда всё наоборот | Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:
Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность. |
Группа | Содержание сбора |
Первая младшая |
|
Вторая младшая |
|
Средняя |
|
Старшая | (Под музыку Г. Савельева «Большой хоровод» дети вместе с воспитателем садятся по кругу на подушечки).
<…В.: Ребята, Альбина с утра немного грустная. Давайте подарим Альбине хорошее настроение. Как это можно сделать? (Ответы детей: улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе). Давайте испечём ей «Весёлый пирог».
В.: Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей). Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю? («Мой Беслан»). А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (Высказывания детей). | ||
Подготовительная | В.: Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его своим товарищам. (Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога).
Дети делают и объясняют свой выбор. Помещают фотографию ребёнка в кармашек стенда «Звезда недели». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...