Проект "Путешествие по страницам сказок"
проект (средняя группа)

Гужва Елена Александровна

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_pechat.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед

нами тысячелетняя история народа.

Алексей Николаевич Толстой

Тип проекта: познавательно – творческий

Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя: с 1 июля по 5 июля 2019г.)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. 

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. 

Необходимо отметить, что сказка – это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому, в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем. И, ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Они формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей. 

Актуальность проекта:

Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка. 

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. 

Цель проекта:

Создание условий для проявления детского интереса к сказкам и чтению художественной литературы. Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках. 

Задачи проекта:

1.Формировать умение узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание сказок, высказывать своё отношение к героям сказок. 

2.Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонацию, движения) и разные виды театров (кукольный, пальчиковый, театр картинок и т.д.) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус. 

3.Воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный и эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Раскрывать ценности традиции семейного чтения и совместного творчества детей с родителями. 

Данный проект позволит:

Расширить и творчески применить знания детей о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.

Сформировать активность         и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Планируемые (ожидаемые) результаты:

1.Проявляют любовь к сказкам. 

2.Знают и называют прочитанные сказочные произведения, мораль сказок, тексты персонажей. 

3.Узнают сказки по загадке, иллюстрации, стихотворению, содержанию, описанию событий. 

4.Используют различные виды театров. 

5.Умеют использовать различные средства выразительности. 

6.Умеют самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания. 

7.Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем. 

Работа с родителями:

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками».

Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников.  

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Оформление выставки: «Русские народные сказки» (рисунки). «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок).

Итоговое мероприятие:

«Путешествие по страницам сказок»

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).

Этапы реализации проекта:

l этап - подготовительный:

Разработка проекта;

Изучение литературы по теме;

Ознакомление с передовым опытом;

Консультация для родителей;

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;

Оформление книжного уголка.

ll этап - основной этап (реализация проекта):

Беседы с использованием презентации: «В гостях у сказок» (по эпизодам из сказок). «Лучшие друзья».

Рисование по сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок»

Лепка по сказке «Три медведя»

Аппликация по сказке «Теремок»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Курочка-хохлатка», «Козлята и волк».

Физкультминутки: «Сказки», «Колобок», «Гуси-лебеди летели…»

Пальчиковые игры «Теремок», «Замок».

Игры-драматизации «Теремок», «Колобок», «Лисичка со скалочкой».

Чтение и пересказ сказки, беседа по сказке.

Обыгрывание эпизодов из сказок «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

Театр на флонелеграфе «Гуси-лебеди».

Пальчиковый театр «Колобок».

Дидактические игры:

«Расскажи сказку по серии картинок»

«Назови сказку»

«Что сначала, что потом»

«Из какой сказки герой?»

«Подбери иллюстрацию к сказке»

«Сложи картинку и узнай сказку»

«Путаница»

Кубики «Сказки».

Чтение детям пословиц и поговорок о русском быте, гостеприимстве.

Мероприятия по реализации проекта: 

День недели

Мероприятия

Цель

понедельник

Беседа: «В гостях у сказок» (по эпизодам из сказок). 

Закрепить и систематизировать знания о русских народных сказках. 

Рисование по сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок». 

 

приобщать детей к художественному искусству; учить передавать эмоционально образ и действие героев. 

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса». 

способствование развитию интереса к народным забавам, традициям, повышение двигательной и эмоциональной активности детей дошкольного возраста.

Пальчиковая игра «Теремок». 

 

Учить координировать движение рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

вторник

Игра-драматизация «Теремок». 

Вовлечь детей в игровую ситуацию, учить ролевому перевоплощению, создать условия для эмоционального проживания роли. Развивать выразительность интонации, мимики, движений, формировать умение подбирать средства выразительности в соответствии с характером персонажей. 

«Лисичка со скалочкой». Чтение и пересказ сказки с использованием мнемотаблицы, беседа по сказке. 

Обучать детей пересказу сказки, при помощи мнемотаблицы. Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию.

Дидактическая игра: 

«Расскажи сказку по серии картинок» 

развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.

Чтение детям пословиц и поговорок о русском быте, гостеприимстве. 

Помочь детям понять смысл пословиц и поговорок. 

среда

Беседа: «В гости к книге» 

 

приобщение детей к чтению художественной литературы.

Аппликация «Заюшкина избушка» 

 

Развитие мелкой моторики. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Продолжать вызывать интерес к художественному творчеству. Поощрять проявление активности и творчества.

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 

 

Закреплять знания детей о сказках; развивать речь, память, воображение, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Чтение художественного произведения «Гуси-лебеди»; 
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 

 

продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

четверг

Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок».

Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Учить понимать содержание сказки. Развивать речь и мышление.

Пальчиковый театр «Колобок». 

Учить координировать движение рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Дидактические игры: «Из какой сказки герой?» 

«Подбери иллюстрацию к сказке» 

«Сложи картинку и узнай сказку».

развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.

Обыгрывание эпизодов из сказок «Маша и медведь», «Заюшкина избушка». 

учить детей слушать сказку не отвлекаясь, участвовать в инсценировке и драматизации ее отрывков, учить элементам пересказа, воспитывать интонационную выразительность речи.

пятница

Беседа: «Лучшие друзья». 

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к мудрости героев русских народных сказок, воспитывать добрые чувства и помочь понять нравственный урок сказок. Развивать мышление и воображение. 

Театр на флонелеграфе «Гуси-лебеди». 

Развитие речи (монологической, диалогической). Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота»

способствование развитию интереса к народным забавам, традициям, повышение двигательной и эмоциональной активности детей дошкольного возраста.

Игры-драматизации «Лисичка со скалочкой». 

Вовлечь детей в игровую ситуацию, учить ролевому перевоплощению, создать условия для эмоционального проживания роли. Развивать выразительность интонации, мимики, движений, формировать умение подбирать средства выразительности в соответствии с характером персонажей. 

lll этап - заключительный этап:

Оформление выставки детских работ.

«Путешествие по страницам сказок».

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).

Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка». 

2.Консультация для родителей «Читайте детям сказки». 

3.Изготовление родителями элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказки. 

4.Выставка рисунков детей совместных с родителями «Русские народные сказки».  

Результативность проекта:

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, само развиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.

Литература:

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.

4. В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников», изд. Сп-б.2012

5. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.

6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

8. Большова Т.В. «Учимся по сказке» изд. «Детство- ПРЕСС» 2014г.

9. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.

10. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой», изд.Харьков «Фолио» 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам сказок А.С. Пушкина

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы...

НОД "По страницам сказок"

Комплексное занятие в средней группе "По страницам сказок". Програмное содержание:* Познакомить детей с оформлением книги.* Помочь понять, что иллюстрированные издания книг следует учиться внимат...

"По страницам сказок"

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: "По страницам сказок"....

По страницам сказок

Развлечение в старшей группе по художественной литературе...

«Путешествие по страницам сказок»

Конспект занятия по художественному чтению с элементами сенсорного развития в средней группе...

Сценарий выпускного " По страницам сказок "

Выпускной утренник с использованием мультимедиа...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...