Мастер - класс «Использование орф-технологий в развитии музыкальных и творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах и движений».
материал

Долгополова Надежда Владимировна

движений».

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через игру на музыкальных инструментах и движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_s_pedagogami.docx19.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование орф-технологий в развитии музыкальных и творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах и движений».

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через игру на музыкальных инструментах и движения. " На сегодняшний день одним из ведущих специалистов по изготовлению инструментов в области Орф-Шульверка и музыкальной педагогике является Бранко Мештрич (бакалавр естественных наук, Сербия) и Ксения Бурич -Президент Ассоциации Карла Орфа в Хорватии. Как учитель музыки работает с детьми 20 лет, а также имеет опыт работы с детьми с особыми потребностями. Она завершает работу над своей докторской диссертацией: "Музыкальная импровизация, как форма музыкальной терапии, как ранняя интервенция у детей, имеющих трудности в общении".

 

1 часть – краткое вступительное слово о педагогическом опыте работы педагога в области Орф-педагогики.

Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

Педагог-мастер: Орф-педагогика сегодня очень востребована среди специалистов в области музыкотерапии и музыкальной педагогики.

Очень актуально сегодня сделать ссылку на то, что орф-подход, а именно - элементарное музицирование и движение, сейчас входит в реестр ФГОСа во многих образовательных и специализированных детских учреждениях. Конечно, это - как рекомендация, пожелание приобщать детей к творчеству, музицированию, что очень помогает в развитии детской инициативности и самостоятельности на музыкальных занятиях.

Поэтому, давая своим коллегам современные инновации в виде мастер-класса, тем самым я предлагаю новые идеи для работы.

При изложении идей и принципов музыкальной педагогики и музыкотерапии Карла Орфа профессионалам огромное значение, помимо теоретических знаний в музыке, имеют навыки изготовления различных музыкальных инструментов.

Обучение детей по системе Карла Орфа берет свое начало в Орф-Шульверке–это одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.

Она включает в себя идеи спонтанного, творческого музицирования и использует инструментарий Орфа.

Конечно, инструменты, используемые в Орф-Шульверк, не были придуманы самим Карлом Орфом. Всегда существовали колокольчики, клавесины и ксилофоны родом из Африки и Азии. Но Карл Орф представил их нам в новом качестве в своем подходе, описав его терапевтическое применение и эмоциональное воздействие на детей.

Инструментарий Орфа состоит из инструментов, созданных специально для использования детьми, и они ориентированы на достижение образовательных целей и терапевтического воздействия.

На сегодняшний день одним из ведущих специалистов по изготовлению инструментов в области Орф-Шульверка и музыкальной педагогике является Бранко Мештрич (бакалавр естественных наук, Сербия).

Из опыта работы Бранко - следующие положения крайне важны:

- Инструменты создают связь между ребенком и терапевтом - ребенком и учителем, в качестве силы, которая соединяет и объединяет.

- Ребенок может общаться через инструмент, практиковать социальные навыки. Тут инструменты выполняют две функции: как сближение, так и сохранение дистанции.

Применение различных ритмических и мелодических инструментов в Орф-Шульверк, как правило, выполняет роль аккомпанемента к песне или танцу, в то время как терапевтические инструменты часто используются для стимулирования общения и помогают достичь совместного внимания. Также не стоит забывать о визуальных и тактильных составляющих инструмента.

Все упомянутые выше характеристики инструментов особенно важны при работе с детьми с трудностями в общении.

Основной задачей данного мастер-класса является развитие творческого подхода и способности самостоятельно изготавливать простые инструменты, которые могут выполнять свою функцию даже лучше, чем дорогостоящие профессиональные инструменты. Ребенку, или участнику данного мастер-класса предоставляется возможность выразить свою индивидуальность и персонализировать инструмент через использование различных материалов.

(в зал) Я сразу хочу спросить: кто регулярно использует игру на музыкальных инструментах не только по «схемам», но и с целью дать ребенку возможность эксперимента и самовыражения через эту игру? И для чего, по вашему мнению, это необходимо?      (ответы)

Проблему эмоционального развития детей, самовыражения детей и детского творчества можно решить, организовав мини-мастерскую по изготовлению собственного инструмента. Следующая отличительная особенность этих инструментов – многообразие использования. Один и тот же инструмент может использоваться различными способами в течение одной терапевтической сессии и может стимулировать различные движения рук, ног или головы.

Я хочу сегодня вас в этом убедить.

Вашему вниманию предлагается несколько эффективных орф-приемов развития эмоционального восприятия у детей в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов, для того чтобы перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

2 часть – Продуктивная и творческая работа.

Цель – демонстрация наиболее эффективных орф-методов и способов обучения детей игре на музыкальных инструментах и движениям.

Приветствие-знакомство «Если добрый день с утра!».

- передвигаемся по кругу друг за другом на вступление и проигрыши, танцуя «Ламбаду»;

- в соответствии с текстом выполняем движения, повернувшись в круг лицом.

Если добрый день с утра!

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ!

Поиграть пришла пора!

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ!

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ!

Как тебя зовут!

(Педагог жестом «называет» участника, участник пропевает свое имя в ласковой форме по слогам).

Ритмическое упражнение «Паше-Паше» (Galyant-Fuga_Alafiya) обр. И.Галянт, Е Белозеров.

- участники берут любой предмет (шариковые ручки, карандаши, бутылочка с водой, и клавесы-по 2шт.)

- на первую часть: 1 хлопок перед собой, 1 хлопок по коленкам, 2 круговых движения руками вправо, влево;

- на вторую часть сначала слушаем задаваемый музыкой ритм, затем его простукиваем предметами по полу, или друг о друга, либо просто прохлопываем.

Изготовление звуковой трубки «ХАКО».(автор работы БранкоМештрич).

 Этот инструмент – абсолютный фаворит у детей и специалистов, потому что:

· материал легкодоступен, цена практически незначительна

· изготовление не требует специальных рабочих инструментов, простое и быстрое

· трубочка может использоваться несколькими способами, в зависимости от того, как ее держать

· помимо звуковых характеристик, также присутствует яркий цвет и мягкая текстура, что оказывает влияние на другие органы чувств, тактильное и сенсорное восприятие.

· инструмент может помочь при исполнении определенных движений.

Благодаря разным способам использования и разным способам извлечения звука, этот инструмент можно использовать как:

· Гуиро – проводя по ребрам различными деревянными или бамбуковыми палочками можно извлечь звук, схожий со звучанием классического латинского инструмента.

· Погремушка – звук достигается за счет перемещения гранул в трубке, как в любой классической погремушке

· Кашиши (ударный музыкальный инструмент )– одна сторона трубки закрывается неким материалом, в данном случае бумагой, звук возникает за счет ударения гранул о бумагу, похожий звук дает инструмент Кашиши.

Материалы и Изготовление:

Для изготовления звуковой трубки понадобиться ребристая трубка около 55 мм в диаметре (гофрированная труба, часть шланга(б/у) от пылесоса)

1) Отрезать кусок нужной длинны. Практика показала, что наиболее оптимальная длина составляет 33 см. Трубку легко можно разрезать ножом, резаком или любым другим острым предметом. Будьте осторожны, когда будете разрезать трубку! Самостоятельно это могут делать только те, кто умеет обращаться с острыми предметами. Тем, кто этого не умеет, лучше дать уже отрезанные заготовки.

2) Открытые края трубки можно закрыть разными материалами. Чтобы сделать Кашиши, понадобится более жесткая бумага. Из бумаги вырезаются круги примерно 10 см в диаметре, круг закрепляется на конце трубки, как крышка. Проще всего взять уже готовые «крышки» которыми могут служить бумажные формочки для кексов диаметром в 55 мм.

Эти формочки достаточно прочные и хорошо проводят звук, кроме того, они уже сделаны в форме своеобразной «крышки» и имеют красочный внешний вид. Чтобы закрепить крышки на концах трубки, можно воспользоваться обыкновенной тонкой резинкой или клейкой лентой ярких цветов.

Творческий подход.

Наполнение – горох, рис, мелкие макароны и другие гранулы, попкорн.

Использование правильных материалов и последующие вариации с их количеством становится для детей увлекательной игрой. Так как крышки фиксируются простой резинкой, менять наполнитель возможно быстро и просто.

Украшение – помимо эстетической составляющей, оно дает детям возможность придать инструменту индивидуальность, сделать его отличным от других, особенным. Для украшения удобнее всего использовать цветную клейкую ленту. Одну сторону трубки можно зафиксировать лентой, а другую – резинкой, чтобы можно было менять наполнитель.Цвет клейкой ленты можно подобрать в тон насыщенному цвету трубки, чтобы стимулировать зрение.

ВНИМАНИЕ! Чем больше на трубке клейкой ленты, тем тише звук!

Обыгрывание Трубки «ХАКО».

Цель – организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения детей.

Исполнение на новых музыкальных инструментах по выбору участников мастер- класса любой классической музыки, музыки для релаксации, например:

- можно «разговаривать» и «петь» руками.

- волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз;

-круговые движения кистей «изображают» быструю,

-кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато;

-постукивание пальцами одной руки по трубке.

Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений. Я предлагаю нашим участникам по-разному обыграть этот музыкальный материал: - с помощью мимики лица, - с помощью движений рук, -с помощью движений всего корпуса.

4 часть – рефлексия.

Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

"Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий"

Актуальный педагогический опыт о развитии музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий....

Мастер – класс: «Использование новых технологий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

мастер-класс для воспитателей по развитию моторики рук у детей дошкольного возраста...

Из опыта работы «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей 2-3 лет»

laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...

Мастер-класс "Техника ниткографии как средство развития познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ"

Нитография- это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений, различных предметов. Нитка при этом может приклеиваться либо выкладываться на основе.В результате получается необычная факту...

Проект в группах раннего возраста на тему: «Развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством театрализации с использованием инновационных технологий, в рамках регионального компонента».

Актуальность   Ранний возраст является идеальным для начала развития музыкальных и творческих способностей. Дети в возрасте от 2-х лет начинают думать и реагировать посредством символов, в т...

Развитие музыкальных и творческих способностей детей посредством театрализации с использованием инновационных технологий, в рамках регионального компонента.

Раннее музыкальное воспитание повышает качество раннего опыта жизни ребенка. Оно помогает развивать слуховые навыки; способствует развитию моторных навыков (как крупных, так и малых групп мышц); увели...