Групповой сбор в ДОУ
методическая разработка

Шагдаржапова Вероника Владимировна

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология  «ГРУППОВОЙ СБОР» в условиях дошкольного учреждения.

«Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас»

Эрнст Легуве

 В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Принцип развивающего образования, в условиях ФГОС предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.

В своей работе мне нравится применять педагогическую технологию «утренний сбор» или «групповой сбор»

«УТРЕННИЙ СБОР» – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где ребёнок может проявлять свою активность.

Задачи группового сбора:

обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов

формирование мотивации к предстоящей деятельности

предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах

осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей

обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление детских интересов

установление сопричастности, общности детей и взрослых группы.

Групповой сбор включает в себя несколько структурных элементов.

- Позывные для группового сбора. Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о начале группового сбора.

В один день игровой сбор  начинается со звона колокольчика, в другой – с прихода игрушечного героя, героя сказки, мультфильма, большой интересной новости, освещения проблемной ситуации.

- Далее короткое приветствие «глаза в глаза», передача настроения, доброты, внимания. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Всё это даёт позитивный настрой, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

- Затем – обмен новостями. Это очень ответственная и очень значимая часть сбора, т. к. здесь развиваются коммуникативные навыки. Детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии, ребенок может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе с ними. Высказаться всегда хочется всем, поэтому существуют правила, которые вводятся совместно с детьми, «говорит тот, у кого в руках волшебная палочка».

-Игры по теме проекта. Этот компонент группового сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Использую различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

- Следующая часть группового сбора – это выбор деятельности. Для этого в  группе есть «Доска выбора».

«Доска выбора» -  один из вариантов организации самостоятельной  деятельности детей.  Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Под каждой пиктограммой находятся кармашки. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы.

Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок. В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения.  

- После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут), и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру  сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка).

- По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»

Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает:

Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!

Палец вниз — я старался, но не получилось.

ИЛИ:

Изображение солнышка — я старался, и все получилось!

Изображение солнышка, частично закрытого тучкой — я старался, но не все получилось.

В групповом сборе для ребенка раскрывается ряд возможностей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.

Роль ребёнка в Групповом сборе:

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущие.

Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль воспитателя в Групповом сборе:

Роль воспитателя заключается в том, чтобы:

обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;

стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;

предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;

помогать ребятам выбирать и планировать работу;

оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Во время группового сбора самым естественным образом формируются ключевые компетентности:

коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями;

социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности (сверстника, воспитателя, другого взрослого);

информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий;

деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.

здоровъесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

В основе технологии группового сбора лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

Педагоги могут творчески подойти к оформлению центров: совместно с детьми придумать название и эмблему каждому центру, составили правила поведения в них.

Это, например, «Конструкторское бюро Дровосека», «Владения мыльного пузыря», «Королевство Кисточки», «Островок размышлений», «Умелые руки», «Заниматика», «Познавай-ка», «Экспериментальная грядка» и др. Развивающая среда изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми.

Таким образом, при получении новых знаний дошкольникам отводится роль не пассивных получателей информации, а самостоятельных и инициативных субъектов деятельности. Они проявляют собственную исследовательскую активность, стремление к познанию нового.

Наш опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дошкольник прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА  ИГР ДЛЯ ГРУППОВОГО СБОРА

                              «Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

«Я превращаюсь»

Придумать свое окончание или свое начало к предложению: «Я превращаюсь в…». например: «Я превращаюсь в облачко и лечу по небу», «Я превращаюсь в снежок и таю на солнышке» и т.п.

                               «Кто я?»                                                                  Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какое-либо состояние для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями.

Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла.

Я стакан воды. Меня сейчас выпьют.

Я прекрасный цветок. На меня села пчела.

Я песенка.

Я мячик. Могу кататься по дорожке.

                                     «Как…»                                                                          Игра способствует расширению поведенческого репертуара ребенка, учит распознавать проявления разных настроений у себя и окружающих. Такие задания могут придумывать дети старшего дошкольного возраста самостоятельно, без помощи воспитателя. Например: рассказать известное стихотворение по-разному: шепотом, громко, скороговоркой, со скоростью улитки, как маленький.                 Улыбнуться, как кот на солнышке, как довольная обезьянка.                                                      Нахмуриться как осенняя туча, рассерженная мама, голодный волк.

                               «Интервью»                                                      Ведущий по очереди передаёт «микрофон» каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы. Ведущим может быть и ребёнок. Темы интервью могут быть разными - как связанными, так и не связанными с темой проекта. Например: Что ты успел сделать по этой теме? Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно работать вместе? Что ты любишь делать в свободное время? Есть ли у тебя старший брат? и т.д.

                              «Снежный ком»                                             Ведущий первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово).

                       «Назови звук в слове»                                                   Ведущий называет слово, а дети - первый звук этого слова.

                      «Ласковые слова»                                            Попробуем придумать ласковые слова друг для друга; для ёжика; для трубочиста; для медведицы; для камешка, для сосновой шишки, для забора.

                           «Что я слышу?»                                                     Слушаем погоду: стук капель по стеклу, завывание ветра, хруст снега, раскаты грома, шорох сухих листьев и т. д.                        Слушаем звуки улицы: гудок машины, детский смех, рёв пролетающего самолёта, лай собак, скрип тормозов, пение птиц, мяуканье. Рассказываем: кто,  что сумел услышать.

                      «Нос, нос, нос, рот»                                              Ведущий говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот». При первых словах он касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие около ведущего дети должны делать всё не так, как они слышат, но так, как они видят, то есть так, как делает ведущий.

                      «Хорошо-плохо»                                                Обсуждаем вместе: мороженое -   это хорошо или плохо? Быстро ехать - хорошо или плохо? Сломался лифт... Заболел кто-то... Наступила зима...

Ответы могут оказаться различными, и это даёт повод для дальнейшего обсуждения.

                         «Зачем?»                                                            Просто задаём «нелепые» вопросы: «Зачем дерево? Зачем стол? Зачем спим? Зачем карман? Зачем каблук? Зачем пуговицы?» - и получаем неожиданные ответы.

               «Покажи своё настроение»                                        Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим – разгадать его. Вариант: даём одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а  остальные  отгадывают, что же он изображает.

                      «Послушай тишину»                                      Предложить детям 1-2 минуты посидеть в полной тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышала, как чирикает воробей», «Я услышала, как шумят машины».

           

                               «Телеграмма»                                                               Дети сидят в кругу, один из них говорит: «Я посылаю телеграмму Антону» и пожимает руку соседу, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «телеграмма» не дойдёт до Антона. После чего Антон сообщает: «Телеграмму получил» (если рукопожатие дошло до него) или «Телеграмму не получил» (в ситуации, когда рукопожатие «потерялось» по пути к нему).                 

                    «Живые слова»                                                            До начала группового сбора раздаём детям карточки с буквами. Каждому ребёнку - по одной. Предлагаем составлять из букв слова. Один ребёнок поднимает свою букву, а остальные стараются выстроиться так, чтобы получилось слово. Сначала это может получаться медленно, затем всё быстрее и быстрее. Например: «О» - окно, оса, Оля.

                        «Забавный зоопарк»                                     Воспитатель: «Мы будем заселять зоопарк, привезём разных зверей и птиц. В этой части зоопарка будут жить животные, название которых начинается на букву «К», (корова, козёл, коза, крокодил, кенгуру). В другой части - животные, название которых начинается на букву «М» и т. д.                                                                    Вариант игры: от прикосновения волшебной палочки все превращаются в разных животных - изображают их мимикой и жестами. Ведущий старается догадаться, какие это животные.

                 «Волшебная палочка»                                                При  прикосновении  волшебной палочки качество или свойство превращается в противоположное. Например, Фея говорит: «Снег был белый, а стал...», «Яблоко было зеленым, а стало ...», «Ты был маленьким, а станешь...».

                       «Подари словечко»                             Предложите детям по цепочке подарить друг другу словечко. Возможно, каждое последующее должно начинаться с последней буквы предыдущего.                                           Возможно, это будут слова, подходящие по смыслу или противоположные по значению. Ориентируйтесь на подготовленность  своих детей. Например, «Банка – апельсин – нос – сапог – гусь» и т.д.

                   «Волшебная коробочка»                                Поставим в центре круга красивую коробку. Предлагаем детям догадаться: что же в ней лежит? Высказывать свои соображения и задавать вопросы можно в течение всего группового сбора или  только в определённое время. Откроем коробку в самом конце сбора.

                         «Прикидка»                                                                 В прозрачную пластиковую банку положим несколько мелких предметов (кубиков, камешков, желудей, монеток). Детям предлагается попытаться угадать, сколько предметов в банке. Названные числа записываем в общую табличку с указанием имён. В самом конце сбора открываем банку и пересчитываем количество предметов. Победит тот, кто точнее всех определил число предметов.

                           «Да-нет»                                                           Ведущий задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» Ребята должны ответить хором и правильно.

      «Большой круг – маленький круг»                          Дети берутся за руки и встают в круг. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький. Так повторяется несколько раз.

                     «Волшебное животное»                                       Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе одно большое сильное и доброе животное. Ведущий просит послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково, так, как будто дышит одно большое животное.

                          «Мы очень рады»                                                              Всем участникам группы предлагается назвать свое имя. После этого ведущий предлагает петь такие слова: «Мы очень рады, что…(называет имя ребенка, сидящего рядом с ним, например, Маша) с нами есть».                                            Затем все участники подхватывают эти простые слова и по порядку называют детей по имени.         После каждого третьего названного имени, все участники группы произносят следующие слова, хлопая в ладоши: «Все мы вместе. Все мы рядом!!!»                                                                   И снова продолжают круг со слов: «Мы очень рады….»

                         «Массаж по кругу»                                                  «Сядьте в круг на пол так, чтобы ваши руки касались плеч того,  кто сидит перед вами. Положите руки ему на плечи и мягко погладьте их, словно месите тесто, руки ласковые, нежные и вместе с руками передайте свою нежность плечам другого. Представьте, что в ваших руках есть кисти с красками, и вы можете покрасить плечи и спинку краской.                              Сделайте это. Раскрасьте спинку соседа волшебной кистью, а теперь проведите по спине, как будто катаете машинки…                                       А сейчас повернитесь в другом направлении, сделайте такой же массаж на плечах у своего соседа…. Поблагодарите друг друга: можно обняться, похлопать по плечику, пожать руку или просто сказать «спасибо»

                         «Голоса зверей»  

Предложим детям встать в круг. Ведущий обходит детей по порядку и на ушко шепчет название одного из животных – кошка, собака, корова, гусь.                                                            «Сейчас каждый из вас превращается в то животное, название которого я вам сказала. Например. Кошка начинает мяукать, собака – лаять, гусь – гоготать, корова – мычать. Ваша задача собраться в четыре команды по названию животных».

                               «Дождик»

Дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Начинается дождь (звучит музыка).

Упала одна капля (дети хлопают в ладоши 1раз, вторая – 2раза, до 5.

- Идет дождь. Дети хлопают.

- Прекращается дождь. Упало пять капель (5 хлопков), 4,3,2,1

- Закончился дождь. (голос тише, тише, шепотом).

                                «Автомойка»

Встаньте в колонну по одному, друг за другом. Поставьте ноги шире, так, чтобы между ними можно было пролезть ребенку. Один из вас начинает: он встает на четвереньки – это машина в автомойке. А все остальные дети – части большого аппарата, который моет автомобили. Когда автомобиль проходит под вашими ногами, вы можете помассировать и поскрести ему спинку. Делайте осторожно и мягко, чтобы на машине не появились царапины. Каждый поможет машине выехать из мойки на улицу чистой и красивой.

                    «Пусть всегда будет…»

Ведущий рассказывает о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети будут хором кричать: «Пусть всегда будет….», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

                          « Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру  словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее...

                               «Нос к носу»

 Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

                       « Дотронься до…»

 Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить,  у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

                              «Кто спрятался?»

Цель игры: научить детей быть внимательней к другим людям.

Дети под музыку танцуют и кружатся, когда музыка замолкает, дети присаживаются на корточки и закрывают глаза руками. Педагог касается плеча одного из детей и жестом предлагает ему выйти из комнаты. Ребенок тихо выходит из помещения, стараясь не шуметь. Через минуту педагог дает сигнал, дети открывают глаза и пытаются определить, кого из них не хватает. После того, как спрятанный ребенок назван, он возвращается к игрокам, и игра продолжается.

             «Мы сейчас пойдем направо».

    Мы сейчас пойдем направо раз-два-три

    А потом пойдем налево раз-два-три

    Мы тихонечко присядем  раз- два- три

    А потом все дружно встанем раз- два- три

    Подойдем друг к другу ближе  раз-два-три

    Отойдем мы друг от друга  раз-два- три

    Мы похлопаем в ладоши  раз-два- три

    И попрыгаем немного  раз- два-три

    Снова мы пойдем направо раз-два-три

    А потом пойдем налево  раз- два-три

     Мы покружимся на месте  раз-два-три

     Остановимся мы дружно (хлопки) раз- два- три.

   Дети выполняют движения согласно с текстом.    

                                   «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются  поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставуча, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

«Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

«Ответь быстро»

 Воспитатель называет время года, ребенок называет слово, характеризующее это время года.

Весна – сосулька, ручеек, подснежники, травка, капель, скворцы, проталины.

Зима – снег, лед, мороз, метель, иней, снегопад…

Лето – солнце, цветы, жара, пчелы, ягоды, соловьи, листья…

Осень – листопад, грибы, дождь, холод, урожай, тучи…

                            «Комплименты»

Предварительно педагог объясняет детям значение слова «комплимент» и рассказывает, для чего люди говорят друг другу комплименты. Дети встают в круг, педагог берёт мяч. Педагог обращается к одному из детей, говорит ему какой-нибудь комплимент и бросает мяч. Комплименты должны быть конкретизированными, быть чем-то обоснованы. Вместо: «Саша хороший» стоит сказать: «Саша щедрый, он всегда делится игрушками с другими ребятами». Ребенок должен «поймать комплимент», т. е. поймать мяч и вернуть его педагогу. Игра продолжается некоторое время, пока все дети не получат свой комплимент, затем ее правила могут измениться. Ребенок, «поймавший комплимент», выбирает одного из детей, говорит ему свой комплимент и бросает мяч. Тот ловит мяч и, в свою очередь, говорит комплимент следующему. Педагог корректирует и направляет игру детей, помогает детям в случае затруднений.  Дети должны успеть обдумать комплимент, который они хотят произнести.

                         «Дождь в джунглях»

Это игра, которая предполагает умение взаимодействовать в команде и слушать другого.

Предложим детям сесть плотно друг к другу. «Я хочу пригласить вас побывать в джунглях. Для этого сейчас мне понадобится ваша помощь. Мы будем вместе с вами слушать и одновременно издавать звуки джунглей. Предлагаю слушать внимательно и озвучивать движениями слова, которые я буду говорить. Важно начинать по порядку и каждому включаться постепенно. Ребенок, сидящий рядом, по правую руку от ведущего, начинает движение, а тот, кто сидит по левую руку его заканчивает.                                    Итак, словосочетание «легкий ветерок» мы изображаем трением ладошек друг о друга. «Закапали первые редкие капли дождя» мы щелкаем пальчиками. «Пошел сильный дождь» - хлопки в ладоши. «Ударил сильный гром» - топаем ногами. Давайте попробуем, что у нас получится».                                                               В джунглях подул легкий ветерок (дети шуршат ладонями).                                                                    В джунглях упали редкие первые капли дождя (дети щелкают пальцами рук).                                       И пошел сильный дождь (дети хлопают в ладоши), а сейчас ударил сильный гром (дети топают ногами).                                                 Сильный дождь перестал, лишь слышны редкие капли дождя (дети щелкают пальцами рук), да легкое дуновение ветерка (дети шуршат ладонями). А затем в джунглях стало совсем тихо.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Технология группового сбора в условиях дошкольного учреждения»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании не директивной помощи и поддержке детской инициативы.

Задачи:

• Познакомить педагогов с целями, задачами и правилами технологии «Групповой сбор».

• Создавать условия для отработки навыков проведения «Группового сбора».

• Развивать коммуникативность педагогов, вербальные и невербальные способы общения.

• Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Ход мероприятия.

1. Уважаемые коллеги, представляем Вашему вниманию одну из технологий не директивной помощи и поддержки детской инициативы «Групповой сбор». Основную цель группового сбора вы видите на экране, задачи так же представлены на слайде.

Задачи группового сбора:

1. Создать положительный эмоциональный настрой на весь день- «задать тон».

2. Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

3. Активизировать у детей навыки планирования и организации собственной деятельности.

4. Прививать навыки культуры общения.

Структура группового сбора следующая:

1. Начало группового сбора

2. Приветствие

3. Игра

4. Обмен новостями

5. Презентация воспитателем центров активности

6. Определение темы работы

7. Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме - если тема новая, работа в центрах - если тема продолжается

2. Итак, уважаемые коллеги для проведения мастер-класса понадобятся помощники и я приглашаю выйти педагогов с розовыми бейджами (8 человек) .

Обычно групповой сбор проводится, сидя на полу на коврике либо на подушечках. Я предлагаю вам взять свои стульчики и поставить в круг, а вам занять место перед стульчиком.

• Звон колокольчика. (Позывные для утреннего сбора)

Можно выбрать свою собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка, любимая песня группы, сюрпризный момент, дидактическая игра, любимая игра, звуковые сигналы, подвижная игра. Позывные возможно связать с требуемой темой.

Приветствие – один из компонентов Утреннего сбора. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Поэтому приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Сейчас мы с вами поздороваемся друг с другом.

Приветствие.

Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй друг

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Я люблю свой детский сад, в нём полным – полно ребят,

Может - сто, а может – двести,

Хорошо когда мы вместе.

Ведущая присаживается на стульчик.

Дорогие друзья! Какое сегодня время года? Какая бывает осень? (ответы) А какие осенние месяцы вы помните? (ответы) Как вы думаете, сегодняшняя погода соответствует времени года? (ответы) Уважаемые коллеги, сегодня, когда я шла на работу, я слышала разнообразные осенние звуки – шум осеннего ветра, шорох падающих листьев… а Вы какие звуки слышали по дороге в детский сад? (ответы) спасибо. По дороге в детский сад я шла через наш парк. Я вдруг остановилась и:

Смотрела, смотрела, как падает лист.

Жёлтый, сухой, он теперь неказист.

Смотрела, смотрела, упал мой листок,

И парк опустел, стал не так голосист.

Но воздух осенний прозрачен и чист

Деревья уснули и спят до весны.

И смотрят лесные, зелёные сны.

Подняла я последние жёлтые листочки, вот они, глядя на них, я чувствую грусть, ведь осень уходит и точно такая уже не повторится. Посмотрите на эти осенние листочки (возьмите в руки мой букет) и покажите мимикой, что Вы чувствуете? (показывает мимикой, а мы попробуем отгадать ваше настроение: правильно ли я поняла, что ОЛЬГА чувствует грусть, а АННА – печаль, А ТОНЯ – радость?

Да, разная бывает осень. Для кого-то она – радостная и весёлая, а для кого-то – грустная и печальная. На каждый из нас хочет, чтобы она запомнилась надолго. Как вы думаете, как можно сохранить память об осени надолго? (ответы) .

Спасибо. Уважаемые коллеги, я хочу представить вам творческие центры, которые сегодня работают в нашей группе.

В центре художественного творчества вы можете с помощью различных средств изобразить осенние пейзажи.

В центре конструирования я предлагаю научиться изготавливать кораблики, лодочки и пароходы из бумаги, бросового и природного материала. Для того, чтобы в дождливую погоду не скучать, а отправляться в волшебные путешествия по осенним лужам.

В центре исследовательской деятельности вас ждут секреты сухого и мокрого песка и почвы, с ними вы познакомитесь с помощью чудесных луп.

А в речевом центре представлена схема, по которой вы без труда составите рассказ об осени.

Уважаемые коллеги, подумайте, пожалуйста, какой из центров привлёк ваше внимание больше всего? А поможет нам спланировать вашу деятельность информационная доска.

Итак. Кто будет познавать секреты мокрого песка и почвы? (отмечаем на доске). Кто будет рассказывать другу об осени? А кого ты пригласишь с собой? (отмечаем на доске) Кто хочет научиться делать кораблики, лодки и пароходы? (отмечаем на доске). Кто хочет нарисовать пейзаж осенний?

В процессе деятельности воспитатель переходит от группы к группе, помогает, подсказывает, направляет деятельность.

Звенит колокольчик, а это значит, что мы снова возвращаемся на стульчики, в наш круг. Расскажите, кто, что делал в центрах?

Кому ты можешь рассказать об осени?

Кого ты можешь научить конструировать кораблики, лодочки? Если захочешь, ты можешь научить своих друзей, близких.

Кому ты можешь подарить красивый рисунок про осень?

Какие интересные открытия вы сделали, исследуя песок и землю? Кому вы можете рассказать об этом?

На этом мастер-класс закончен, займите свои места, спасибо всем за участие!

3. Уважаемые коллеги, у вас на стульях – стикеры. Стикер со знаком + зелёного цвета означает, что информация, прозвучавшая на мастер-классе полезна и Вы будете её применять. Стикер с вопросительным знаком жёлтого цвета означает, что информация полезна, но есть вопросы или что-то не понятно. Стикер с восклицательным знаком красного цвета означает, что информация была бесполезна, технологию применять не буду.

По сигналу колокольчика покажите, пожалуйста, стикер, который вам ближе. Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой сбор по теме "Давайте вместе поиграем!"

Планирование работы на неделю вво 2 младшей группе....

Развитие у детей ключевых компетенций посредством группового сбора.

Поэтапно-творческий план по теме самообразования  на 2012-2013 учебный год....

Доклад " Организация образовательного процесса с применением технологии группового сбора"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего видагородского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка») 636782, Российская Феде...

Консультация для педагогов ДОУ "Технология группового сбора". Педагог Соловьева Наталья Петровна

Групповой сбор в детском саду –время и местообмена опытом, применения знаний, планирования практических дей-ствий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по ихсловам и делам. Иным...

Конспект утреннего группового сбора

Конспект утреннего группового сбора в старшей группе...