Мастер-класс «Путешествие в экологию» (для педагогов)
материал

Постнова Ирина Сергеевна

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_put.v_ekologiyu.docx65.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Путешествие в экологию» (для педагогов)

                                         Воспитатель: Постнова И.С.

 Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

 Задачи:

Обучающие:

 Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

 Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.  Расширить знания детей о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу ХМАО.

Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Развивать продуктивную деятельность.

 Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.

 Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

 Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.  Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Материалы и оборудование:

 Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, картинки живой и неживой природы, фонограммы к песням.

Подготовка к Мастер-классу:

1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе.

2. Подготовить презентацию опыта.

 4. Записать фонограммы песен о природе.

5 Подготовить конверты с заданиями.

 6.Картинки живой и неживой природы.

7. Игра: Ромашка.

 8. Кроссворд «Лекарственные растения»

9. Красная Книга Нижегородской  области.

Ход мастер-класса:

 Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Экологию», он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

 «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

«Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

 - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

 - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

1. Презентация педагогического опыта. Предлагаю вашему вниманию презентацию из опыта работы Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

2. Разминка - Блиц-вопросы. Отвечаем быстро.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

 – Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

 – У какого зверя куст на голове? (лось).

 – Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

 – Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

 – Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

 – Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

 – Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Какое животное называют “кораблём пустыни” верблюд

3. Д/И: «Собери правильно»

 Словно крыша над землею,

 Голубые небеса

 А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

 И, конечно, я и ты! –

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На досках картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить.

4. А  сейчас  мы с вами вспомним правила поведения на природе.

(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)

   

5.  Решение педагогических ситуаций.

 (конверт с заданием у вас на столе)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

 2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации?

 А мы пока поиграем.

 6.  Шуточная игра «Концовки обманки» Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете: 1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).  

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

 4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

 6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

 12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Команда желтых готова отвечать.

 Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте.

А сейчас для всех.

 7.Музыкальная пауза. Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню.

 («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья»

 8. Ароматические мешочки «Определи по запаху» (ромашка, мята) они позволяют детям определить запахи лекарственных растений (ароматераппия)

9. Ромашка

Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди,            отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?

 «А знаете ли вы?»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

 3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

 4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало( консервные банки, шляпы, кастрюли)

6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

 7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

 8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.

10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

 9. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения»

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/669964/img1.jpg

По горизонтали:

1.

А если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар, 
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.(Ромашка)

4.

Вот такой он: двужильный, выносливый,
В знойный день в пыли, как в дыму,
И подошвами, и колёсами,
И копытами по -  нему.
А в беде он ещё и поможет:
Если боль обожжёт как огонь,
На горячую рану положит
Исцеляющую ладонь. ( Подорожник)

6.

Золотист, красив на вид –
Для коровок ядовит. (Зверобой)

8.

Каждый лист разбит на дольки.
Посчитай-ка, долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть? (Тысячелистник)

9.

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло! ( Клюква)

По вертикали:

2.

Где-то в чаще, дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке. ( Шиповник)

3.

В ней живёт четыре угодья (дела)
Первое дело – мир освещать,
Дело второе – больных исцелять,
Третье дело – усталость снимать,
Четвёртое дело – ума прибавлять. (Береза)

5. Какое лекарственное растение, входящее в состав сердечных средств, получило в народе название «мяун-трава» и почему? (Валериана)

7. Об Олеге этим утром
Говорили все девчонки:
«У него сегодня печень
Разболелась от тушёнки!»
Чем помочь ему? – спросили.

-Ну, конечно же, травой!
Заварили, напоили,
Только надо знать, какой! ( Мята)

10.

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:«Играя – развиваем речь».Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические иг...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер-класс по моделированию в экологии Тема: «Времена года»

Цель: Познакомить педагогов с использованием моделирования в экологическом воспитании дошкольников....

Мастер-класс по экологическому воспитанию "Экология и дети"

Нужно ли детям знать об экологии? Конечно!  Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные при...

Мастер-класс «Путешествие в экологию» для педагогов

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотруднич...