Итоговое занятие по шахматам "Мир шахмат"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нечеухина Виктория Александровна

Итоговое занятие по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_po_shahmatam.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №97» г. Ярославля

Итоговое занятие НОД

Тема «Мир шахмат»

Подготовила воспитатель первой кв. категории

Нечеухина Виктория Александровна

Ярославль 2019

Тема НОД «Мир шахмат»

Возрастная категория 6-7 лет

Время проведения май 2019

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь, пространственную ориентацию.
  2. Закрепить навык работы с шахматной доской (направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь", правильно передвигать фигуры по шахматной доске, представления об организационных правилах игры.
  3. Воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании воспитателем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.

Мотивации к НОД:

- пустая шахматная доска

Оборудование:

-  демонстрационная доска с геометрическими фигурами, комплекты шахмат, задание на карточках, конверты с заданиями, портреты шахматных фигур на ножке, маски шахматных фигур, цветные фишки и палочки.

Виды деятельности детей во время НОД:

Беседа, игра «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура», физкультминутка «Улицы на шахматной доске».

Форма и методы, используемые в НОД: соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Методы и приемы организации НОД:

Словесный, практический, игровой, наглядный.

Предварительная работа.

Изучение шахматной доски, ходов фигур, взятия фигур.

Беседа «В стране шахматных чудес» шахматная доска и шахматные фигуры.

Дидактические задания и игры: «Белые и черные», «Прятки», «Над головой», «Войско из мешочка», «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая», «Что общего?», «Горизонталь», «Вертикаль», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Стоять под боем», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле», «Два хода».

Чтение сказок И. Г. Сухина «Шахматная беседка», «Чудесные фигуры». «Я – Ладья», «Совсем этот слон на слона не похож», «Удивительные приключения шахматной доски».

Загадывание загадок о шахматных фигурах.

Ход НОД

1. Организационный этап.

Мотивация

Дети заходят в зал играть в шахматы. Дети подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.

Воспитатель: - А что случилось?

Воспитатель предлагает поискать фигуры. Ребята ищут фигуры, не находят.

Проблемная ситуация.

Воспитатель предлагает обратить внимание детей на мольберт, на геометрические фигуры.

-Как думаете, может не случайно здесь геометрические фигуры?

-Под каждой геометрической фигурой прячется задание. Если мы попробуем выполнить эти задания, может фигуры вернуться к нам.

Дети подходят к мольберту, рассматривают на нем геометрические фигуры (квадрат зеленого цвета, круг желтого цвета, треугольник, квадрат красного цвета, прямоугольник широкий и узкий синего цвета). Ответы детей на вопросы воспитателя.

2. Актуализация знаний по теме «Мир шахмат»

Задание «Шахматные пазлы».

- Возьмите фигуру, которая не синяя и не красная, и не круг. Как называются эти фигуры? (зеленый квадрат)

- Рассмотрите, что изображено на квадрате с обратной стороны? Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

(собрать шахматную доску)

Ребята, поделятся на две команды, собирают пазлы шахматной доски. Кто быстрее выполнит.

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – ладья.

- Какие фигуры у нас появились? (Ладья)

Задание «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура».

Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Найдите лишнюю фигуру. Как называются эти фигуры? (желтый круг)

- Почему лишняя? (нет углов)

- Рассмотрите, что изображено с обратной стороны круга? Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

На обратной стороне желтого круга нарисованы шахматные фигуры – это игра «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура».

Ребенок должен узнать фигуру, задавая вопросы детям, которые отвечают «да», «нет». Воспитанники выбирают ведущего, воспитатель показывает шахматную фигуру, которую нужно угадать.

Игра началась.

- Я черная фигура? (да, нет)

- Я могу ходить и по вертикали?

-Я могу ходить по горизонтали?

- В начальной позиции я стою на 2 линии?

- Я главная фигура?

- Я могу ходить назад?

- Меня можно бить?

- Я стою рядом с королем?

-Я стою рядом с конем?

- Я могу перепрыгивать через фигуры?

-Я хожу только по белым диагоналям?

-Я могу ходить по диагонали?

-Давайте, посмотрим, не появились ли еще фигуры?

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – слон.

Задание «Найди адрес шахматных фигур».

-Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Красная, но не квадрат. Как называются эти фигуры? (красный треугольник)

- Рассмотрите, что изображено на красном треугольнике с обратной стороны?

На обратной стороне треугольника ребята увидели адресами фигур (f5 a1 d4 g7 e6 h3).

- Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? Что означают цифры и буквы? (адреса шахматных фигур)

- Для выполнения этого задания, необходимо поделиться на пары. Адреса шахматных полей нужно выложить на шахматных досках, используя цветные фишки.

Дети делятся на пары. Выбирают стол и карточку для выполнения задания, затем цветные фишки ставят на заданный адрес поля.

- Ребята, давайте проверим друг друга (взаимопомощь).

Ребята проверяют правильность задания друг у друга.

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – конь.

Динамическая пауза.

 - Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. У этой фигуры все стороны равны. Как называются эти фигуры? (красный квадрат)

Дети рассматривают задание на обратной стороне красного квадрата.

Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? (разминку)

А сейчас мы с вами превратимся в пешки:

Ну-ка, пешки, поиграем,

Головой мы повращаем.

Вправо-влево, а потом

Приседаем, наши ножки разомнем.

Раз, два, три – на месте шаг,

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

На места мы вновь спешим.

Дети выполняют движения, проговаривая текст разминки

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – король.

Задание «Лабиринты»

Ребята возвращаемся к мольберту.

-Следующая геометрическая фигура больше по размеру.

 - Как называется эта фигура? (синий прямоугольник)

Дети рассматривают на обратной стороне картинку лабиринт.

На стол раскладывается дидактическое задание «Лабиринт».

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – ферзь.

Загадки из тетрадки.

Дети, у нас на мольберте осталась последняя геометрическую фигура с заданием на обратной стороне. Какая это фигура? (узкий синий прямоугольник).

Дети читают задание на обратной стороне (ответ) - это загадки.

  1. Какая форма у шахматной доски? А у шахматного поля?
  2. Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?
  3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?
  4. Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку?
  5. Сколько на шахматной доске белых ладей? Белых коней? Белых слонов? Черных ладей? Черных коней? Черных слонов?
  6. По клеткам какого цвета ходят ладьи?
  7. По клеткам какого цвета ходит белопольный слон? Чернопольный слон?
  8. Может ли ладейная пешка бить на две стороны?
  9. Что выгоднее: объявить шах или дать мат? Дать мат или побить неприятельского ферзя?
  10.  По клеткам какого цвета ходят короли: черного или белого?

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – пешка.

- Давайте проверим, все фигуры мы собрали? Можем теперь играть в шахматы?

(Да, мы собрали все фигуры для игры в шахматы)

  1.  Итог. Турнир

Дети берут шахматы, раскрывают, фигуры все на месте, расставляют их, выбирают напарника, и начинают играть.

Литература:

Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004

Сухин И. Г. «Шахматы для детей 2-5лет» – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства:АСТ, Астрель(2008 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"

Конспект занятия по теме "Шахматы в детском саду"...

Итоговое занятие по кружку "Шахматы"

в материале размещены задания для проверки знаний по кружковой работе...

итоговое занятие по шахматам

Дети с интересом выполняют задания....

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект занятия "В королевстве шахмат"

Конспект занятия для старшей группы...

Конспект занятия кружка по шахматам «Белая ладья» на тему «Рождение, история развития шахмат»

познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;- способствовать формир...