Итоговое занятие по кружку "Шахматы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

в материале размещены задания для проверки знаний по кружковой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл итоговое занятие по кружку36.11 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №42»

Итоговое занятие по кружку «Шахматы»

за 2018-19 уч.г.

«Шахматное путешествие»

Подготовила и провела

Лещук А.Г.

Саранск

2019

Итоговое занятие по кружку «Шахматы» за 2018-19 уч.г.

Шахматное путешествие.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.  

Задачи:

 Обучающая: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.

Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающая: Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.  Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.

Воспитательная: Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепление знания букв, их написания, умения читать слова.

ОО «Физическое развитие»: Формирование навыков игры в шахматы. Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутка, эстафета).
Словарная работа:

Активизация существительных: шахматы, рокировка, партия, ферзь, путешествие, вертикаль, горизонталь, диагональ, наискосок.

Прилагательные: шахматная, белопольные, чернопольные.

Глаголы: разморозились, заморозила, растворилась.

Предварительная работа:

ОО «Познавательное развитие»: проведение занятий, турниров, беседы с детьми.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: разгадывание загадок, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови правильно», «Расставь правильно», «Исправь ошибки» беседы о шахматах и шахматистах.

ОО «Речевое развитие»: разгадывание загадок, обучение грамоте .

ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр, эстафет.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Конверт с письмом, настенная шахматная доска с комплектом шахматных фигур. Мешочек с шахматными фигурами.

Раздаточный: Шахматные фигуры

Оборудование: Музыкальный центр, телевизор.

Используемая форма организации деятельности детей: фронтальная.

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.

Наглядный: показ слайдов, разгадывание кроссворда.

Практический: ходы коня, расстановка фигур.

Мотив детской деятельности: помощь Шахматному королевству.

Ход занятия.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся в путешествие в шахматное королевство, т.к. она просит помощи. Там объявилась Снежная Королева и считает, что она самая главная. Вы знаете, что она сделала?

(Предположение детей)

Педагог: Да, ребята она заморозила шахматную доску!!!! Расскажите, пожалуйста, сможем ли мы играть без доски? (Ответы детей)

Педагог: Почему? (Ответы детей)

Педагог: Дети, давайте поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной королевы! (ответы детей)

Педагог: А как же нам попасть в это королевство? (предположительные ответы детей)

Педагог: При помощи волшебства, я буду волшебником с волшебной палочкой, а вы превратитесь в фигуры при помощи волшебного мешочка. (дети по очереди достают из мешочка фигуру на ощупь угадывают ее, одевают медальон с логотипом данной фигуры и садятся на место)

Педагог: На чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей)

Педагог: Мы сегодня отправимся в путешествие на … отгадайте загадку  

Через фигуры, через клетки.

Как буква «Г» - его скачок? (конь)

Педагог: Молодцы, ребята. Это действительно конь. И путешествовать мы будем с помощью шахматного короля.

Задание 1.

Педагог: Как ходит конь? (ответы детей)

Педагог: Ребята, будьте внимательны, не ошибитесь, а то нам никогда не добраться до шахматного королевства и не разморозить шахматную доску и фигуры. Ставим коня в начальное положение и теперь будем добираться до острова замороженных фигур при помощи коня, называя по очереди где останавливается конь на привал. (дети проходят конем от начала до конца шахматной доски коллективно называя место привала).

Педагог: Молодцы. Прошли. Назовите последнее место привала коня? Сколько ходов вы сделали? (ответ детей)

Задание 2.

Педагог: Вот мы и попали на остров замороженных фигур, разморозим фигуры при помощи загадок:

1.Вперёд и назад ходит браво,

 Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья)

2.Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это…(конь)

3.Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Догадались? Это…(слон)  

4.Всех он смелее и сильней,                  

И не узнать его нельзя,                      

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

5.Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (король)

(Угадывая дети поочередно выставляют фигуры в начальное положение)

Педагог: Разморозив шахматные фигуры и выставив их в начальное положение, мы можем отправляться дальше по шахматному королевству. Фигуры не двигаются.

Задание 3.

Педагог: Я вижу какие - то клеточки и письмо. В письме находится кроссворд. Попробуем отгадать его.

 Кроссворд:

  1.  Как называется Шахматное сражение между двумя соперниками? (партия)
  2. Кто двигается также как слон и ладья? (ферзь)
  3. Как называется угроза королю? (шах)
  4. Гладкий люблю я расчищенный путь, только на шаг могу шагнуть?  (король)
  5. Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали? (ладья)

П

А

Р

Т

И

Я

Ф

Е

Р

З

Ь

Ш

А

Х

К

О

Р

О

Л

Ь

Л

А

Д

Ь

Я

Педагог: Что же у нас получилось за слово? (ПЕШКА)

Педагог: Ребята немного устали, проведем физминутку

Превращаемся все в пешки:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За работу вновь спешим.        (садятся)

Дети расставляют пешки.

Педагог: Все равно фигуры не двигаются.

Задание 4.

 Педагог: Следующее задание: «Доскажи словечко»:

 1. Скоро бой. И ждет войска

 Деревянная ____________(доска).

 2. Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может_______(пешка).

3. Играет не простую роль

Его величество_________(король).

 4. В «шалашах» и в «камышах»

 Я услышал слово_______(шах).

 5. В словах «матрешка» и «формат»

 Я подчеркну не шах, а____(мат).

 6. Нужно проявить сноровку,

Чтобы сделать__________(рокировку).

Педагог: Король и ладья начали двигаться «разморозились»

Задание 5.

Педагог: Следующее задание: «Блиц – вопрос»

  - Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

  - Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)

  - В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

 - Где возникли шахматы? (в Индии)

 - Какой формы шахматная доска? (квадратная)

  - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)  

   -  Как ходит пешка? (только вперед по вертикали).

   - Как бьёт пешка?  (наискосок)

   - Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный) .

   - Правильное название фигуры – ферзь. Какие встречаются неправильные названия и их нельзя употребить? (дама, королева, царица)

    - Что такое мат, шах?

   - Какого цвета поле а 1? (черное)

   - Сколько всего клеток на шахматном поле? (64)

   - Каких фигур на доске больше всего? (пешек)

   - Какие фигуры стоят между ладьями и конями? (никакие)

   - Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?   (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)

   - Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)

   -  Между какими фигурами на доске стоит конь?

Педагог: Фигуры двигаются. Ура. Но Снежная Королева не сдается, она перепутала все фигуры на доске и считает, что вы не найдете ошибки. Чтобы не ошибиться, сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

 «Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Задание 6.

Педагог: Игра "Что изменилось". (дети закрывают глаза, а педагог меняет местами фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет).  Дети выполняют задание.

Педагог: Молодцы, ребята! Снежная Королева испугалась, она начала таять, превращаясь в облако. Чтобы совсем ее прогнать проведем эстафету.

Задание 7.

Педагог: Следующее задание: эстафета "Расставь фигуры": на скорость правильная расстановка фигур в первоначальное положение. В начале эстафеты воспитатель расспрашивает детей название вертикальных линий (а, b, c, d, e, f, g, h). Каждая команда по очереди расставляет свои фигуры на доске называя при этом каждое поле. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Педагог: После успешных ответов и эстафеты Снежная Королева растворилась в облаке и улетела на север. Жители шахматного королевства благодарят вас за помощь. Теперь вы можете каждый день тренироваться в игре в шахматы. Сели на коня, закрыли глаза, прыжок и мы снова в детском саду.

 Если зря не зазнаваться,                          

 Каждый день тренироваться:                        

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бардвик, Т. С. Шахматы для детей / Т.С. Бардвик // - СПб.: Питер, 2011. -106 с.
  2. Весела, И. Шахматный букварь: Книга для учащихся / И. Весела, И. Веселы / Пер. с чеш. Е. И. Ильина, Н. Н. Попова; ил. И. Карт. - Петрозаводск: БНП, «Кругозор», 1994. - 112 с.

3.    Воронова, Е. К. Игры-эстафеты для детей 5–7 лет: Практ. Пособие / Е. К. Воронова.// - М. : 2009. – 107 с.

  1. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы: кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. Г. Гришин. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
  2. Михайлова, Ю. В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы / Ю. В. Михайлова // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48. 
  3. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000. – 176 с.
  4. Шорыгина, Т. А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье / Т. А. Шорыгина // - М.: 2015. -139 с.

МАДОУ «Детский сад №42»

Самоанализ итогового занятия

 по кружковой деятельности «Шахматы»

Тема: «Шахматное путешествие»

Подготовила:

Лещук А.Г.

воспитатель высшей категории

Саранск

2019

Тема: «Шахматное путешествие».

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепление знания букв, их написания, умения читать слова.

ОО «Физическое развитие»: Формирование навыков игры в шахматы. Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутка, эстафета).

 Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.  

Задачи:

 Обучающая: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.

Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающая: Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.  Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.

Воспитательная: Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.

 
Словарная работа:

Активизация существительных: шахматы, рокировка, партия, ферзь, путешествие, вертикаль, горизонталь, диагональ, наискосок.

Прилагательные: шахматная, белопольные, чернопольные.

Глаголы: разморозились, заморозила, растворилась.

Предварительная работа:

ОО «Познавательное развитие»: проведение занятий, турниров, беседы с детьми.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: разгадывание загадок, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови правильно», «Расставь правильно», «Исправь ошибки» беседы о шахматах и шахматистах.

ОО «Речевое развитие»: разгадывание загадок, обучение грамоте.

ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр, эстафет.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Конверт с письмом, настенная шахматная доска с комплектом шахматных фигур. Мешочек с шахматными фигурами.

Раздаточный: Шахматные фигуры

Оборудование: Музыкальный центр, телевизор.

Анализ целей и задач.

Итоговое занятие по кружку «Шахматы» проводилось в подготовительной группе. Оно состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материала, сами добывали знания, выдвигали гипотезы. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы и приемы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.

Наглядный: показ картинок, слайдов.

Практический:игра.

Игровой: загадывание загадок, игры.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций). Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

Анализ образовательной деятельности.

Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности использовала фронтальную форму работы.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

 Для развития познавательного интереса и активности, на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности.

Соблюдение гигиенических условий организации пространства группы, размещения оборудования и материала:

  Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам СаНПиН для детей данного возраста – 30 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности, что позволило избежать утомляемости детей.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект занятия "Итоговое занятие о зиме"

 Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе  на тему:: «Итоговое занятие о зиме»...

Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.

Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...