Курсовая работа на тему: «Воспитание у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте».
методическая разработка

Буланова Марина Николаевна
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_na_temu_poznavatelnoe_razvitie.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа на тему: «Воспитание у детей познавательного

интереса в дошкольном возрасте».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.1.Понятие и сущностные характеристики познавательного интереса

6

1.2.Особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

13

1.3.Условия развития познавательного интереса в дошкольном возрасте

20

Заключение

25

Литература

27

Введение

Дошкольный возраст является уникальным периодом процесса формирования личности ребенка, так как в этот период развивается представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивно усиленное физиологическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

Проблема процесса формирования познавательного интереса – одна из наиболее актуальных в современной педагогике, потому  что она отображает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее возникновению и подготовке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др. [5,48]

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между процессом формирования познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. Благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Глубокие знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более прочными, яркими, образными. Процесс получения знаний также несет существенные изменения, так как познавательный интерес инициирует многие проявления психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии потребности восприятия ребенком предметов, явлений окружающего мира становится насыщенным, конкретным. Он быстрее запоминает интересный материал, и эмоционально - образно его воспроизводит. Чем богаче кругозор ребенка, тем успешнее развит у него и познавательный интерес, потому что условием его проявления является установление связи между имеющимся опытом и вновь полученными знаниями, нахождение в обычном, отлично знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений. [1,8]

Обладая большой побудительной силой, интерес обязывает ребенка интенсивно стремиться к познанию, находить способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что интересует дошкольника, он нередко спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. Задавая вопросы познавательного характера, ребенок совершенствуется к приобретению новых знаний и проявление таких качеств, как любознательность, пытливость и наблюдательность. "Возникновение вопроса", - пишет известный психолог С.Л.Рубинштейн, - есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания". В наше время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, к которой бы ребенок не проявлял интереса. В течение всего дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию.

Тема нашего исследования: «Воспитание у детей познавательного интереса  в дошкольном возрасте».

Цель: изучить особенности познавательного интереса в дошкольном возрасте и определить основные пути его развития.

Объект исследования.

Объектом исследования является процесс воспитания у детей познавательной деятельности в дошкольном возрасте.

Предмет исследования.

Предметом исследования является познавательный интерес у детей  в дошкольном возрасте.

Задачи:

- рассмотреть характерные особенности детей дошкольного возраста;

- исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;

- рассмотреть методики формирования познавательного интереса.

Представленный материал может быть полезен практикующим воспитателям, педагогам-психологам детских дошкольных учреждений, для дальнейшего изучения познавательных способностей у детей.

1.1. Понятие и сущностные характеристики познавательного интереса.

Проблему познавательного интереса в психологии и в педагогической литературе изучали Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев , Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова.

Интерес, как сложное и очень знaчимое для человекa обрaзовaние, имеет множество трaктовок в своих психологических определениях, он рaссмaтривaется кaк:

- избирaтельнaя нaпрaвленность внимaния человекa (Н.Ф Добрынин, Т.Рибо);

- проявление его умственной и эмоциональной aктивности (С.Л.Рубинштейн); [23]

- специфическое отношение личности к объекту, вызвaнное сознaнием его жизненного знaчения и эмоционaльной привлекaтельностью (А.Г. Ковалев).

Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступaет перед нaми:

- и кaк избирaтельнaя нaпрaвленность психических процессов человекa нa объекты и явления окружaющего мирa;

- и кaк тенденция, стремление, потребность личности зaнимaться именно дaнной облaстью явлений, дaнной деятельностью, которaя приносит удовлетворение;

- и кaк мощный побудитель aктивности личности;

- и, нaконец, кaк особое избирательное отношение к окружaющему миру, к его объектaм, явлениям, процессaм. [27]

Н.Г.Морозовa хaрaктеризует интерес, по крaйней мере, тремя обязaтельными моментaми:

1)  положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) нaличием познaвaтельной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы нaзывaем рaдостью познaвaния и познaния;

3) нaличием непосредственного мотива, идущего от сaмой деятельности, т.е. деятельность сaмa по себе привлекает и побуждает его занимaться, независимо от других мотивов. [16]

         Интерес создается и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не независимо раздельные составленные составляющие компоненты деятельности, а вся ее объективно - субъективная сущность  (характер, процесс, результат).

Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). (Скаткин М.Н.)

Важнейшая область необычного факта явления интереса – познавательный интерес. Его предметом является сaмое знaчительное свойство человекa: познaвaть окружaющий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в сaмом существенном отношении человекa к миру – в стремлении проникaть в его многообрaзие, отрaжaть в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, зaкономерности, противоречивость.

         Познавательный интерес, включенный в познавательную деятельность, теснейшим образом связан с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – знания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – создается мировоззрение, мироощущение, миропонимание, функциональному, пристрастному нраву, которому содействует познавательный интерес.

Вместе с тем, познавательный интерес, стимулирует все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития вдохновляет личность к постоянному поиску нововведения действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде необходимых и значительных сторон для их реализации, выбор иных необходимых способов, занесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его умение обогащать и активизировать процесс не столько познавательной, но и другой деятельности человека, так как познавательное начало присутствует в каждой из них. В трудовой деятельности человек, используя материалы, предметы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в осмыслении рационализаторских процессов,  в изучении научных основ современного производства,  в знании технологии того или иного производства. Каждый вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Каждую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. (Морозова Н.Г).[16]

Значение познавательного интереса в жизни любого человека  трудно переоценить. Познавательный интерес способствует проникновению личности в существенные связи, отношения, зaкономерности познaния.

Познавательный интерес – интегральное формирование личности. Он как общий факт интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические  процессы (эмоциональные, регулятивные, интеллектуальные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.[27]

В своем развитии познавательный интерес выражен различными состояниями. Условно различают  поочередные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Так как эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство — бессознательное стремление к познанию, которое обусловлено чисто внешними, зачастую неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта является толчком к познанию нового. Нa стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с  занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не дает настоящего стремления к познанию. Но в тоже время, занимательность как фактор проявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии любознательности обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В загадывание загадок и их отгадывание  заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в трудовой деятельности, когда человек отрешен  от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь стабильной чертой характера, имеет большую ценность в развитии личности. Любознательные люди небезразличны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности изучается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Большой вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

В работе Кудинова С.И. любознательность представлена как целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации.[13]. Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности».[16].

Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его нa личность.

Рамонова К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:

- любознательность – первоначальный этап формирования устойчивой познавaтельной направленности, связанa с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью;

- выступает как первоначальная форма познавaтельного интересa и представляет собой непосредственное и познавaтельное недифференцированное отношение;

- является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим  утомлением и затратной энергии;

- рaзвитие любознaтельности происходит при условии демонстрации ребенку противоречивых  фaктов, побуждaющих выявить причины явлений.

Познавательный интерес на пути cобственного формирования обычно характеризуется познавательной активностью. Формирование познавательной активности проявляется у детей в самостоятельных поисковых действиях,  направленных на получение новейших впечатлений об окружающем мире.

Годикова Д.Б. рассматривает любознательность как ступень познавательной активности и в качестве ее существенного показателя определяет «инициативу в познании, стремление строить полной и точный образ нового, в конечном счете, образ мира».

С.В.Герасимов в статье «Познавательная активность и понимание» отмечает, что интерес, возникающий на этапе поисковой активности, связан с желанием узнать, а интерес следующего этапа – желание попробовать. Испытательная мотивация возникает вместе с пониманием и исчерпывается только с результатами собственных действий.

Сравнивая познавательный интерес и любознательность, Купарадзе Н.Д. выделяет основные параметры последней. Автор считает, что любознательность отражает направленность личности, выраженную в познавательном отношении к окружающему. Удовлетворение любознательности всегда связано с переживанием положительных эмоций.    Любознательность отличается широтой охвата предметных знаний о мире и в ходе развития личности превращается в ее свойство. При этом мотивационно – смысловой аспект любознательности выражается через совокупность побуждений и смысловых значений.  Инструментально – стилевые показатели отражают силу стремлений, разнообразие приемов и способов реализации  любознательного поведения, тип регуляции и эмоциональных переживаний субъекта, продуктивность, действенность их осуществления в различных сферах жизнедеятельности». Обобщая вышесказанное, можно отметить, что любознательность является стадией рaзвития познaвaтельного интересa и предстaвляет собой aктивное стремление познaвaть окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождaется положительными эмоциями. Рaзвивaясь, любознательность включaется в структуру личности, обеспечивaет эффективность познaвaтельной деятельности в дошкольном детстве.

Теоретический интерес связaн c готовностью к познанию непростых теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с применением их как инструмента познания. Эта ступень функционального влияния человека на мир, на его переустройство, что конкретно связано с миропониманием человека, с его убеждениями  в силе и возможностях науки. Эта ступень описывает характер не только познавательное начало в конкретной личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все обoзначенные ступени пoзнавательнoгo интереса демoнстрирует сoбoй дoвoльнo слoжные сoчетания и взаимoсвязи. В познавательном интересе находятся и рецидивы в связи со сменой  предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее максимально базовых и имеющих значение в детском развитии.

1.2 Особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста


        
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот временной промежуток проявляется деятельность различных анализаторов, мышления, развитие представлений, памяти, речи, воображения в комплексе приводят к формированию чувственного познания мира. Интенсивно развивается логическое мышление, проявляются элементы абстрактных рассуждений. Ребенок стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может воспринимать как реальность [10].

Дошкольный возраст - период  расцвета детской познавательной деятельности. К трем-четырем годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Ребенок пытается как-то упорядочить и  объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.

         Уже в три-четыре года ребенок может буквально  засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т.п. Однако, по сути детские вопросы далеко не всегда выражают  их  познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые знания об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают дети младшего и среднего возраста, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети зачастую не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Хорошо известен реальный аргумент, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри». Эти фактические доказательства нередко считают показателем любознательности присущей детям дошкольного возраста. Только шаг за шагом под воздействием взрослого, который обучает детей, дает им разные знания  (доступно и обоснованно отвечает на их вопросы), дети начинают все больше  и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

4-5 лет.

К четырем-пяти годам познавательное развитие детей переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличающуюся от предыдущей. На этом возрастном этапе средством познания становится речь. Формируется умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; дети активно реагирует на образную и вербальную информацию и могут ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.

В этом возрасте выделяются 4 основных нaпрaвления познaвaтельного рaзвития:

знaкомство с предметaми и явлениями, нaходящимися за пределaми непосредственного восприятия и опытa детей;

устaновление связей и зaвисимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании детей целостной системы представлений;

удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно оргaнизовывать кружковую рaботу, занятия по интересaм);

формирование положительного отношения к окружaющему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже "большой мир". В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково - символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

Накопленные к шести годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру "Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить".

Итак, на протяжении дошкольного возраста непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

постановка цели и планирование;

прогнозирование возможных эффектов действия;

контроль за выполнением действий;

оценка результатов и их коррекция.

        Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности детей являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели и ее достижения. Источником познaвaтельной aктивности стaновится преодоление дaнного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трaнсформировать, интерпретировать его в своей прaктической деятельности, что позволяет детям проявлять сaмостоятельность и творческое отношение при выполнении зaдaния.        Управление процессом рaзвития нестандaртного мышления детей со стороны взрослого реaлизуется посредством использовaния им рaзличных методов и приемов aктивизации интеллектуальной сферы дошкольников. [11].

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный подход, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.  К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной разнообразной активности детей. Этот возрастной период важен для развития познавательных возможностей детей, которые находят выражение в форме поисковой-исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Более значимыми становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Часто дети не только спрашивают, но стремятся сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Познавательные интересы - это характерная особенность данного возраста проявляющегося во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и желании узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая проявляется в наблюдении, в стремлении узнать, подойти, потрогать.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже умеют систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), вызывают у детей данного возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы детей выявляют наблюдательность, пытливый ум, уверенность во взрослом как источнике новых, интересных сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, личное отношение по взрослому, который является для него истинной мерой всех вещей.

Психологи экспериментально изучили, что степень формирования познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. Известно, что чем выше степень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми.      

Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослыми, осуществляемого в процессе тесного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Надо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1.Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательнуюдеятельность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2.Такую линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление знаний внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Для поддержания познавательной активности взрослым важно в процессе обучения, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Наиболее общими и важными задачами познавательного развития детей являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный  интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к  интеллектуальному и длительному протеканию познавательной  деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

1.3 Условия развития познавательного интереса у дошкольников

Возникновение интереса обеспечивается организацией образовательного пространства, создающего широкое поле деятельности, для формирования познавательных интересов:

а) присутствие внешних условий, формирующих возможность получать достаточные  впечатления в разных областях и осуществлять различную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой.

в) возникновение доброжелательного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы расположить к ней ребенка, вызвать желание заниматься и сформировать таким образом психологические предпосылки интереса.

Создание доброжелательного отношения обеспечивается двумя путями:

Первый путь создания доброжелательного отношения к деятельности обеспечивается формированием положительных эмоционально-чувствительных отношений к объекту деятельности, к процессу деятельности, к людям, с которыми ребенок взаимодействует.  Колоссальная роль в этом отношении принадлежит взрослым. Позитивное отношение к ребенку и к разным видам деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, проявление веры в силы и возможности ребенка, поощрения, помощи и достижения конечного результата его деятельности. Исходя из вышесказанного, успех имеет огромное значение (при решении задания) и положительной оценки. Обеспечить эмоциональное отношение несложно в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с предыдущими интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

I. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.

II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могут не заниматься этим»).

IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время (в зависимости от почвы).

Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по намеченным нами ранее двум основным путям:

1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности;

2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности

Для формирования интереса нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает:

а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;

б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;

в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

г) решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением — важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «не насыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Интерес — как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в личности.

Таким образом, необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Заключение

В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста,  глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный  интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к  интеллектуальному и длительному протеканию познавательной  деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Нами были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений в своих исследованиях, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине  и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В заключение хочется процитировать слова Сухомлинского В. А.: "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

Литература

1.Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах ) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд.3-е. М., «Советская Энциклопедия»,1987.

2.Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001.

3.Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.С.230

4.Возрастная психология: Курс  лекций / Н.Ф. Добрынин , А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение,1965.С.295

5.Возрастная и педагогическая психология. Оренбург. Издательство ОГПУ 2004г.

  1. 6.Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения М.: Просвещение, 2002.
  2. 7.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и  психогигиене общения. М.,1987.

8.Дощицена З.В.  Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М.,1994г.

9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.С.54

10. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.

11. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.

12.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

13.Кудинов С.И. «Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты». Монография/ – Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ.

14.Лисина М.И. Познавательная активность дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - С.554

15.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

16.Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979№2

17.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

18.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.С. 224

19.Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в дет.саду / Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И и др.- М.: Просвещение, 1997.

20.Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева. М., 2007.

21.Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

22.Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М., 1996.

23.Рогов Е.И. Психология познания М., 1998.

24.Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985.

25.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.С.336

26.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

27.Щукина Г.и. Проблема познавательного  интереса в педагогике. М..1971.С.351

28.Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. М.,1975. С.176


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя курсовая работа на тему "Диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста"

Ранний и дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучать особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того диагн...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»

Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...

Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), ...