тема самообразования
материал
Предварительный просмотр:
`
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»
Опыт работы на тему:
«Развитие творчества дошкольников, в том числе детей с ОВЗ, посредством нетрадиционной техники - «пластилинография»
Волкова Наталья Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Содержание опыта | Стр. |
1. | Введение. Актуальность работы. | 3 |
2. | Новизна | 3 |
3. | Цель , задачи | 3 |
4. | Принципы работы | 3 |
5. | Методы и приёмы | 4 |
6. | Планируемые результаты освоения и способы определения их результативности | 4 |
7. | Комплексно-тематическое планирование для детей | 5 |
8. | Мониторинг уровня по выявлению знаний | 12 |
9. | Результативность опыта | 14 |
10. | Список используемой литературы | 16 |
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Введение
Актуальность состоит в том, что развитие детского творчества, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».
В условиях реализации ФГОС ДО, ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В соответствии с таким пониманием стать субъектом изобразительной деятельности - значит освоить эту деятельность, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию.
Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Пластилинография, как отмечают педагоги, занимающиеся вопросами нетрадиционной техникой рисования в обучении дошкольников (Давыдова Г.Н., Яковлева Т. Н., Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А., Лыкова И.А., Шатцкая О.А) - является одним из видов декоративно-прикладного искусства, представляет нетрадиционную технику лепки.
Посредством пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы.
Новизна заключается в том, что позволяет разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке, и в целом творческому потенциалу ребенка.
Цель: формирование изобразительных умений, навыков и творчества через
продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приёмов работы с
пластилином в технике «пластилинографии»
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином
Развивающие:
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, самостоятельность.
Основной идеей занятий пластилинографией является развитие художественного вкуса детей и развития личности в целом. Свою работу строю по следующим основные принципам:
- Принцип доступности - все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.
- Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
- Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
- Принцип свободы выбора предоставляет детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал выбрать. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:
- Словесный (объяснение, беседа)
- Наглядный (наблюдение, показ образца, показ способа лепки, использование ИКТ)
- Практический ( применение на практике полученных знаний).
- Игровой (сюрпризный момент, организация и проведение различного вида игр, обыгрывание сказочных сюжетов)
Планируемые результаты освоения и способы определения их результативности:
К концу года дети 2-3 года:
- Имеет представления о свойствах пластилина, пластической массы и способах лепки.
- Умеет раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
- Способен украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; создает предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
- Умеет лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).
- Объединяет вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).
К концу года дети 3-4года научаться:
- Проявляет интерес детей к лепке; умеет лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
- Владеет приемами лепки, освоенными в предыдущих группах; умеет прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички).
- Умеет сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
- Владеет приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
- Знаком с приемами использования стеки.
- Умеет украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
К концу года дети 5-6 лет :
- Научаться различать произведения изобразительного искусства, по жанрам, выделять и называть основные средства выразительности;
- Выделять основные признаки предмета с учетом практического назначения и изображения на плоскости;
- создавать индивидуальные, предметные и сюжетные композиции с использованием готовых шаблонов, поэтапной словесной инструкции на темы окружающей жизни;
- использовать в лепке разные материалы и способы создания
К концу года дети 6-7 лет научаться:
- Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания, смысла и языка художественного образа;
- называть основные выразительные средства;
- видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения;
- создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением;
- создавать модели по рисунку и словесной инструкции;
- делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении поделок;
- создавать индивидуальные и коллективные декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- использовать в лепке разные материалы и способы создания изображения
Комплексно-тематическое планирование
Обучение дошкольников нетрадиционной техники работы с пластилином «пластилинографии» стало результатом поиска новых интересных решений для развития творческих способностей дошкольников.
Нетрадиционные техники рисования пластилином.
Название техники | Содержание деятельности |
Прямая пластилинография изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. | Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). Располагать их на горизонтальной поверхности. Затем расплющивать, соединяя детали. |
Обратная пластилинография (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). | Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения. |
Контурная пластилинография изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». | Нарисовать рисунок карандашом или маркером. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения. |
Многослойная пластилинография объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. | Для начала мы берем разные цвета пластилина. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Скатываем колбаску и разрезаем ее. |
Модульная пластилинография | - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков |
Мозаичная пластилинография изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. | Скатывать мелкие шарики, нужного цвета. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета. Слегка прижать. |
Фактурная пластилинография | изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф). |
Комплексно-тематическое планирование для детей младшей группы (от 2 до 3 лет)
Месяц | Тема НОД | Программное Содержание |
Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года | |
сентябрь | Беседа «Поиграй-ка с волшебным пластилином» | 1.Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приёмами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем |
октябрь | «Витамины в баночке» (налепливание) | 1. Закреплять навыки лепки: отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями или пальчиками на дощечке. 2. Развивать мелкую моторику при складывании шариков на силуэт баночки, начиная снизу рядом друг с другом. 3. воспитание аккуратности, усидчивости. |
ноябрь | «Грибочек» (мозаичная пластилинография) | 1. Совершенствовать умение детей работать с пластилином; 2.развивать творчество, фантазию, мелкую моторику; 3.воспитывать желание заниматься творчеством. |
декабрь | «Снеговик» | 1.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму; 2. развивать мелкую моторику рук, творческие способности; 3. воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
январь | «Баранки для котика» | 1. Закрепить умение раскатывать пластилин «колбаской» прямыми движениями между ладонями, соединяя концы между собой; 2.развивать умения соединять деталь, мелкую моторику рук; 3.воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность. |
февраль | «Разноцветные шарики» (размазывание) | 1.Учить размазывания небольших шариков прямым движением в направлении вперёд к себе; 2. развивать умение детей работать в технике пластилинографии - отщипывание, скатывание шариков пальцами, размазывание на шаблоне, разглаживание готовой поверхности; 3 воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. |
Март | «Испечём мы с бабушкой вкусные оладушки» (сплющивание) | 1. Учить детей раскатывать шар между ладонями круговыми движениями и сплющивать его ладонями для изображения предмета округлой формы на плоскости; 2. укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику рук; 3. воспитывать у детей интерес |
апрель | «Заборчик для козлёнка» | 1.Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая столбики. Учить делить кусок пластилина на две равные части; 2. развивать мелкую моторики рук; 3. вызывать радость от восприятия результата работы. |
Май | «Самолёт» | 1.Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, раскатывать их продольными движениями ладоней; 2. развивать мелкую моторику; 3.воспитывать умение аккуратно пользоваться пластилином |
Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года |
Комплексно-тематическое планирование для детей средней группы (3-4 года).
Месяц | Тема НОД | Программное Содержание |
Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года | |
сентябрь | Беседа «Разнообразие техник работ с пластилином (придавливание, разглаживание, примазывание) | Формировать интерес к работе с пластилином,умение свободно использовать для создания образов предметов разнообразные приемы, усвоенные ранее. |
октябрь | Беседа «Чудо стека» | Учить детей работать стеками: познакомить с их разнообразием и возможностями: разрезать пластилин, делать углубления, надрезы, рисовать линии, выполнять разные виды штрихов. |
ноябрь | «Кленовый лист» | 1. Закреплять приемы надавливания и размазывания. 2.Учить смешивать различные цвета, поддерживать желание доводить начатое дело до конца. 2.Развить мелкую моторику рук, аккуратность. 3. Воспитывать навыки аккуратности |
декабрь | «Украсим ёлочку новогодними игрушками». | 1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. 2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений. 3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника. 4.Развивать интерес к работе. |
январь | Новогодняя снежинка» (обратная пластинография) | 1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме. 2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. |
февраль | «Галстук для папы» | 1.Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание). 2.Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. 3.Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином. |
март | «Бусы для мамы» | 1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. 2.закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. 3. Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем. |
апрель | «Радуга-дуга» (из жгутиков) | 1.Вызвать интерес к природным явлениям. 2. Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос). 3. Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски». 4. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер |
май | «Флаг РФ» | 1. Продолжать учить детей заполнять плоскость пластилином, изображая государственный флаг. 2.Развивать интерес детей к государственным праздникам. 3. Воспитывать чувство патриотизма. |
Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года |
Комплексно-тематическое планирование для детей старшей группы (4-5 лет).
Месяц | Тема НОД | Программное Содержание |
Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года | |
сентябрь | Беседа «Волшебный пластилин» (знакомство с основными приёмами лепки) | 1.Знакомство детей с пластилином, правилами техники безопасности при работе с пластилином; разнообразным приёмам действий с пластилином |
октябрь | «Консервирование овощей» | 1. Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях 2.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте. 3.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином |
Ноябрь | «Осенний букет»» | 1. Закреплять умение передавать колорит осени, создавать букет из осенних листьев.. 2.Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закрепить усвоенные приёмы лепки |
Декабрь | «Новогодняя открытка» (контурная пластинография» | 1.Учить самостоятельно намечать содержание лепки; 2.развивать интерес к новым способам лепки; 3.воспитывать самостоятельность. |
Январь | «Снегирь» Жгутиковая техника | 1.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие 3. Воспитывать желание работать самостоятельно. |
февраль | «Кораблик для папы» (Сграффито(выцарапывание) | 1.Учить детей делать поздравительную открытку, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение; 2. развивать творчество 3. воспитывать интерес детей к художественному творчеству, желание учиться |
Март | «Ваза для мамы» Многослойная | 1. Продолжать формировать интерес к работе с пластилином в знакомой технике - пластилинография 2. Развивать эстетическое восприятие. 3.Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
Апрель | «Бабочка» (многослойная пластинография) | 1. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. 2.развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; 3. Воспитывать желание доводить начатое до конца. |
Май | Коллективная работа «Голубь мира» к 9 мая | 1. Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. 2. Развивать творческое воображение. 3.Воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения |
Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года |
Комплексно-тематическое планирование для детей подготовительной к школе группы (5-7 лет).
Месяц | Тема НОД | Программное Содержание |
Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года | |
сентябрь | Беседа «Путешествие в Пластилинию» | 1.Ознакомить с историей пластилина, рассмотреть виды пластилина; 2.Развивать творческое воображение; 3.воспитывать усидчивость, интерес к занятиям лепки |
Октябрь | Овощи и фрукты (Обратная пластилинография (витражная) | 1. Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: 2.Развивать интерес к работе, аккуратность в работе с пластилином. 3.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность. |
Ноябрь | Создание плаката ко дню «народного единства» | 1. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов разнообразные приемы, усвоенные ранее. 2.Развивать творческое воображение, цветовосприятие 3. Воспитывать аккуратность. |
Декабрь | Снегурочка (плоскостная) | 1.Добиваться реализации выразительного, яркого образа, с опорой на жизненный опыт детей. 2.Развивать чувство формы, пропорций и цвета; вызвать яркие эмоции в ожидании праздника 3. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. |
Январь | «Ёлочка-красавица» (Мозаичная пластилинография) | 1.Расширить представления детей об истории новогоднего праздника. 2.Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей 3. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве |
февраль | «Свитер для папы» (многослойная платинография) | 1. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. 2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер 3. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином |
Март | «Открытка для мамы» (контурная пластинография) | 1. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. 2.Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. 3.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность. |
апрель | «Ракеты и кометы» (пластилинография, ,использование подручных средств для создания рельефа и рисунка) | 1. Вызвать познавательный интерес к космосу; 2.развивать цветовосприятие, координацию рук, мелкую моторику; 3 воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения |
май | «Открытка ко Дню Победы» (витражная пластинография) | 1. Формировать навыки самостоятельной работы 2. развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание; 3.воспитывать желание работать самостоятельно |
Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года |
Мониторинг уровня по выявлению знаний, умений, навыков и способностей проводится два раза (в начале и конце учебного года). Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности. Для оценки результативности работы используется следующие показатели и критерии:
п/п | Показатель | Критерии | Итоговый показатель |
метод наблюдения | |||
1 | Творческая активность | Проявляет повышенный интерес к творческой деятельности, задает вопросы, в процессе работы вносит собственные предложения и дополнения в композицию, использует различные оттенки для передачи настроения | высокий уровень |
Ребенок активен, проявляет интерес к творческой деятельности, выполняет работу с небольшой помощью взрослого, проявляет фантазию, но дополнения вносит только под руководством педагога | средний уровень | ||
Ребенок не активен, не проявляет интерес к творческой деятельности, выполняет работу без особого желания и только с помощью педагога | низкий уровень | ||
2
| Самостоятельность
| Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца. Без напоминания приводит рабочее место в порядок | высокий уровень |
Требует незначительная помощь в реализации замысла и планировании работы, доводит начатое дело до конца. Без напоминания приводит рабочее место в порядок | средний уровень | ||
Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция во всех направлениях работы | низкий уровень | ||
3
| Овладения техническими навыками: раскатыванием, размазыванием, сплющиванием | Раскатывание выполняет самостоятельно - высокий уровень; требуется небольшая помощь - средний уровень; выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень Сплющивание выполняет самостоятельно - высокий уровень; требуется небольшая помощь -средний уровень; выполняет действия с помощью педагога -низкий уровень. Размазывание выполняет самостоятельно - высокий уровень; требуется небольшая помощь - средний уровень; выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень. | |
| |||
4
| Общая ручная умелость | Ребенок способен размять пластилин перед работой, отщипывать кусочки нужной величины, раскатывает или скатывает равномерно. Работа выполняется аккуратно | высокий уровень |
Ручная умелость развита, но наблюдается неравномерность при отщипывании и скатывании и размазывании пластилина, требуется небольшая помощь взрослого | средний уровень | ||
Слабо развита моторика рук, требуется помощь взрослого при подготовке и работе с пластилином. | низкий уровень | ||
Анализ детских работ | |||
5
| Развитие сенсорных представлений | Форма предмета передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения | высокий уровень |
Есть незначительные искажения формы предмета, и цвета, выразительность изображения , в цветопередаче присутствует искажения или неестественность | средний уровень | ||
Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность | низкий уровень | ||
6
| Композиция | Ребенок выстраивает композицию по всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами | высокий уровень |
Ребенок выстраивает композицию по всей плоскости листа, но пропорциональность между предметами соблюдается не всегда | средний уровень | ||
Композиция выстроена на полосе листа с незначительными элементами не продуманно, носит случайный характер | низкий уровень |
1.Параметры высокого значения по всем показателям выше 3,8 - свидетельствуют о полном усвоении Программы
2.Параметры среднего значения по всем показателям в пределах от 2,3 до 3,7 -свидетельствуют об частичном усвоении Программы
3.Параметры ниже значения по всем показателям менее 2,2 – свидетельствуют о том, что дети не справляются с задачами, Программа не усвоена, навыки и умения ребенка не сформированы.
Формой подведения итогов организация выставки детских работ, участие в конкурсах детского творчества. Анализ мониторинга художественно - творческой деятельности даёт возможность выявить положительную динамику в развитии творческих способностей .
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
- Пластилин разной фактуры (традиционный, восковой, шариковый…)
- Картон;, прозрачные обложки; одноразовые тарелки.
- Стеки различной формы,
- Доска для лепки или клеёнка.
- Бумажная и полотняная салфетка;
- Фартук с нарукавником;
- Разнообразный природный и бросовый материал (ракушки, семена…)
- Всевозможные фактурные поверхности (пуговицы, формочки, трафареты).
- набор сюжетных картинок;
- простой карандаш;
- зубочистки, трубочки, пластиковые шприцы, пластиковые крышки
- лак для волос «Прелесть» для лакирования готовой картины
Наглядные средства:
- Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
- Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
- Образцы работ, фотографии.
- Интернет ресурсы – ИКТ (слайд-шоу, презентации).
- Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином
- картотека пальчиковой гимнастики
- картотека физ минуток
Технические средства:
- Музыка.
- Видеофильмы.
- Презентации.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Результативность опыта:
Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по разработанной мною педагогической диагностике, результаты которой показывают:
- У детей появился повышенный интерес, творческая активность.
- В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
- Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
- У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
- Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
- Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Мною был организован детско- родительский клуб «Умелые ручки» на 2018г-2010г год с привлечением родителей.
Несмотря на то, что работа уже ведётся по освоению детьми новой нетрадиционной техники работы с пластилином, мною намечены новые задачи на следующий учебный год:
- Разработать проекты пластилинографии через реализацию мини-проектов: «Чудесная мозаика», «Витражная пластилинография ».
- Научить детей использовать в своих работах новый приём работы с пластилином: путем вливания цвета в цвет.
- Дополнить цикл занятий по пластилинографии для всех возрастных групп детского сада.
- Продолжить работу по повышению уровня развития творческих способностей в технике пластилинографии, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей дошкольного возраста.
- Разработать программу дополнительного. образования «Волшебный пластилин».
- картотека пальчиковой гимнастики согласно перспективному плану кружка;
В заключении хочу сказать, что работая по данной теме, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к лепке, они стали более уверенными, самостоятельными и активными. Первыми, кто оценил результат -это, конечно, родители. Они отметили, что дети стали внимательнее, возросло положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.
Данная форма нетрадиционной техники работы с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной. Занятия пластилинографией помогли детям не только освоить новые приемы работы с пластилином, но и расширить словарный запас, обогатить круг представлений, развить художественный вкус.
Таким образом, использование пластилинографии как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей за два года моей работы позволило добиться следующих результатов:
- Пробуждение интереса к лепке;
- Освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью образов предметов и явлений окружающего мира;
- Развитие сенсомоторной координации;
- Умение ориентироваться на листе бумаги;
- Закрепление знаний по цветовосприятию;
- Развитие эстетического вкуса и творческих способностей детей.
Анализ полученных результатов использования пластилинографии в детском саду показал, что занятия в такой нетрадиционной технике работы с пластилином вызывает неподдельный интерес, увлеченность представляемым материалом. А, ведь, как известно, лишь то, что вызвало у ребенка интерес может послужить стимулом к дальнейшему развитию.
Библиография:
1. Грибовская А.А., Лепка в детском саду. Конспекты занятии для детей 2-7 лет- М.: Сфера, 2010г.
2.Давыдова Г.Н. Пластилинография -2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006г
3.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - М.: «Издательство Скрипторий», 2013г
4.Диденко Н.Д. «Сказочный пластилин»-М.: «Издательство «Феникс» 2013г
5.Зайцева А; Дубасова А «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми» М.: «Издательство «ЭКСМО», 2011г
6.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятии с детьми 2-7 лет.методическое пособие для воспитателей и педагогов»
7.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» Книга для занятии с детьми дошкольного возраста. -М.: «Карапуз»,2004г
8.Пискунова Е «Весёлый пластилин». Картины из пластилина- М.: «Издательство «Доброе слово», 2017г
9. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. 4-е издание. Ростов-наДону: ООО «Феникс» 2010, 87 с.
10.Интернет ресурсы. http://stranamasterov.ru
11. http://board.doshkolnik.ru
``
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...