тема самообразования
материал

Наталья Владимировна Волкова

Тема самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx179.55 КБ

Предварительный просмотр:

`        

Филиал  Муниципального  автономного  дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Радуга»

Опыт работы на тему:

«Развитие творчества дошкольников, в том числе детей  с ОВЗ, посредством нетрадиционной техники -  «пластилинография»

hello_html_m77454e48.jpg

                                                                              Волкова Наталья Владимировна

                                            воспитатель первой   квалификационной  категории

           СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Содержание опыта

Стр.

1.

Введение. Актуальность работы.

3

2.

Новизна

3

3.

Цель , задачи

3

4.

Принципы работы

3

5.

Методы и приёмы

4

6.

Планируемые результаты освоения и способы определения их результативности

4

7.

Комплексно-тематическое планирование для детей

5

8.

Мониторинг уровня по выявлению знаний

12

9.

Результативность опыта

14

10.

Список используемой литературы

16

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                               В.А.Сухомлинский

Введение

Актуальность состоит в том, что развитие детского творчества, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».

В условиях реализации ФГОС ДО,  ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В соответствии с таким пониманием стать субъектом изобразительной деятельности - значит освоить эту деятельность, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию.

         Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

 Пластилинография, как отмечают педагоги,  занимающиеся вопросами нетрадиционной техникой рисования в обучении  дошкольников (Давыдова Г.Н.Яковлева Т. Н., Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А., Лыкова И.А., Шатцкая О.А) - является одним из видов декоративно-прикладного искусства, представляет нетрадиционную технику лепки.

Посредством  пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы.    

Новизна заключается в том, что позволяет разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке,  и в целом творческому потенциалу ребенка.

                        Цель:  формирование  изобразительных умений, навыков и творчества  через                

       продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приёмов работы с

      пластилином в технике «пластилинографии»

                           

                Задачи:

Образовательные: 

  • Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином

Развивающие:  

  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, творческие способности. 

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, самостоятельность.

Основной идеей занятий пластилинографией является развитие художественного вкуса детей и развития личности в целом. Свою работу строю по следующим основные принципам:

  • Принцип доступности - все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.
  • Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  • Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
  • Принцип свободы выбора предоставляет детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал выбрать. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:

  • Словесный (объяснение, беседа)
  • Наглядный (наблюдение, показ образца, показ способа лепки, использование ИКТ)
  • Практический  ( применение  на практике полученных знаний).
  • Игровой  (сюрпризный момент, организация и проведение различного вида игр, обыгрывание сказочных сюжетов)

Планируемые результаты освоения и способы определения их результативности:

К концу года дети 2-3 года:

  • Имеет представления о свойствах пластилина, пластической массы и способах лепки.
  • Умеет раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
  • Способен украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; создает предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
  • Умеет лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).
  • Объединяет вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).

 К концу года дети 3-4года  научаться:

  • Проявляет интерес детей к лепке; умеет лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
  • Владеет приемами лепки, освоенными в предыдущих группах; умеет прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички).
  • Умеет сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
  • Владеет приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
  • Знаком с приемами использования стеки.
  • Умеет украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

К концу года дети 5-6 лет :

  • Научаться различать произведения изобразительного искусства, по жанрам, выделять и называть основные средства выразительности;  
  • Выделять основные признаки предмета с учетом практического назначения и изображения на плоскости;
  • создавать  индивидуальные, предметные и сюжетные композиции с использованием готовых шаблонов, поэтапной словесной инструкции на темы окружающей жизни;  
  • использовать в лепке разные материалы и способы создания  

К концу года дети 6-7 лет научаться:

  • Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания, смысла и языка художественного образа;
  • называть основные выразительные средства;
  • видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения;
  • создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением;
  • создавать модели по рисунку и словесной инструкции;
  • делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении поделок;
  • создавать индивидуальные и коллективные декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
  • использовать в лепке разные материалы и способы создания изображения  

Комплексно-тематическое планирование

Обучение  дошкольников нетрадиционной техники работы с пластилином «пластилинографии» стало результатом поиска новых интересных решений для развития творческих способностей дошкольников.  

Нетрадиционные техники рисования пластилином.

 Название техники

Содержание деятельности

Прямая пластилинография изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). Располагать их на горизонтальной поверхности. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная) 

изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография  изображение объекта по контуру, с   использованием «жгутиков».

Нарисовать рисунок карандашом или маркером. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Многослойная пластилинография  объемное изображение лепной картины с на

горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Для начала мы берем  разные цвета пластилина.  Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная пластилинография

- изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков

Мозаичная пластилинография  изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина  или шарикового пластилина.

Скатывать мелкие шарики, нужного цвета. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета. Слегка прижать.

Фактурная пластилинография

изображение больших участков  картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Комплексно-тематическое планирование для детей младшей группы (от 2 до 3 лет)

Месяц

Тема  НОД

Программное

Содержание

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года

сентябрь

Беседа

«Поиграй-ка с волшебным пластилином»

1.Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приёмами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем

октябрь

«Витамины в баночке»

(налепливание)

1. Закреплять навыки лепки: отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями или пальчиками на дощечке.

2. Развивать мелкую моторику при складывании шариков на силуэт баночки, начиная снизу рядом друг с другом.

3. воспитание аккуратности, усидчивости.

ноябрь

«Грибочек»

(мозаичная  пластилинография)

1. Совершенствовать умение детей работать с пластилином;

2.развивать творчество, фантазию, мелкую моторику;

3.воспитывать желание заниматься творчеством.

декабрь

«Снеговик»

1.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму;

2. развивать мелкую моторику рук, творческие способности;

3. воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

январь

«Баранки для котика»

1. Закрепить умение раскатывать пластилин «колбаской» прямыми движениями между ладонями, соединяя концы  между собой;

2.развивать умения соединять деталь, мелкую моторику рук;

3.воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.

февраль

«Разноцветные шарики»

(размазывание)

1.Учить размазывания небольших шариков прямым движением в направлении вперёд к себе;

2.  развивать умение детей работать в технике пластилинографии - отщипывание, скатывание шариков пальцами, размазывание на шаблоне, разглаживание готовой поверхности;

3  воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Март

«Испечём мы с бабушкой вкусные оладушки»

(сплющивание)

1. Учить детей раскатывать шар между ладонями круговыми движениями и сплющивать его ладонями для изображения предмета округлой формы на плоскости;

2. укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику рук;

3. воспитывать у детей интерес

апрель

«Заборчик для козлёнка»

1.Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая столбики. Учить делить кусок пластилина на две равные части;

2. развивать мелкую моторики рук;

3. вызывать радость от восприятия результата работы.

Май

«Самолёт»

1.Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, раскатывать их продольными движениями ладоней;

2. развивать мелкую моторику;

3.воспитывать умение аккуратно пользоваться пластилином

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года

Комплексно-тематическое планирование для детей средней    группы (3-4 года).

Месяц

Тема  НОД

Программное

Содержание

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года

сентябрь

Беседа

«Разнообразие техник работ с пластилином

(придавливание, разглаживание, примазывание)

Формировать интерес к работе с пластилином,умение свободно использовать для создания образов предметов разнообразные приемы, усвоенные ранее.

октябрь

Беседа

«Чудо стека»

Учить детей работать стеками: познакомить с их разнообразием и возможностями: разрезать пластилин, делать углубления, надрезы, рисовать линии, выполнять разные виды штрихов.

ноябрь

«Кленовый лист»

1. Закреплять приемы надавливания и размазывания.

2.Учить смешивать различные цвета, поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

2.Развить мелкую моторику рук, аккуратность.

3. Воспитывать навыки аккуратности

декабрь

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

4.Развивать интерес к работе.

январь

Новогодняя снежинка»

(обратная пластинография)

1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме.

2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

февраль

«Галстук для папы»

1.Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).

2.Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

3.Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.

март

«Бусы для мамы»

1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

2.закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

3. Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем.

апрель

«Радуга-дуга» (из жгутиков)

1.Вызвать интерес к природным явлениям.

2. Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос).

3. Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски».

4. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер

май

«Флаг РФ»

1. Продолжать учить детей заполнять плоскость пластилином,  изображая государственный флаг.

2.Развивать интерес детей к государственным праздникам.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года

Комплексно-тематическое планирование для детей старшей   группы (4-5 лет).

Месяц

Тема  НОД

Программное

Содержание

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года

сентябрь

Беседа «Волшебный пластилин» (знакомство с основными приёмами лепки)

1.Знакомство детей с пластилином, правилами техники безопасности при работе с пластилином; разнообразным приёмам действий с пластилином

октябрь

«Консервирование овощей»

1. Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях

2.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте.

3.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином

Ноябрь

«Осенний букет»»

1. Закреплять умение передавать колорит осени, создавать букет из осенних листьев.. 2.Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закрепить усвоенные приёмы лепки

Декабрь

«Новогодняя открытка»

(контурная пластинография»

1.Учить самостоятельно намечать содержание лепки;

2.развивать интерес к новым способам лепки;

3.воспитывать самостоятельность.

Январь

«Снегирь»

Жгутиковая техника

1.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, 

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие

3. Воспитывать желание работать самостоятельно.

февраль

«Кораблик для папы»

(Сграффито(выцарапывание)

1.Учить детей делать поздравительную открытку, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение;

2. развивать творчество

3. воспитывать интерес детей к художественному творчеству, желание учиться

Март

«Ваза для мамы»

Многослойная

1. Продолжать формировать интерес к работе с пластилином в знакомой технике - пластилинография

2. Развивать эстетическое восприятие.

3.Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Апрель

«Бабочка»

(многослойная пластинография)

1. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности.

2.развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

3. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Май

Коллективная работа «Голубь мира» к 9 мая

1. Учить детей лепить птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки.

2. Развивать творческое воображение.

3.Воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года

Комплексно-тематическое планирование  для детей подготовительной к школе  группы (5-7 лет).

Месяц

Тема  НОД

Программное

Содержание

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года

сентябрь

Беседа «Путешествие в  Пластилинию»

1.Ознакомить  с историей пластилина, рассмотреть виды пластилина;

2.Развивать творческое воображение;

3.воспитывать усидчивость, интерес к занятиям лепки

Октябрь

Овощи и фрукты

(Обратная пластилинография (витражная)

1. Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки:

2.Развивать интерес к работе, аккуратность в работе с пластилином.

3.Воспитывать  самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Ноябрь

Создание плаката ко дню «народного единства»

1. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов разнообразные приемы, усвоенные ранее.

2.Развивать творческое воображение, цветовосприятие

3. Воспитывать аккуратность.

Декабрь

Снегурочка

(плоскостная)

1.Добиваться реализации выразительного, яркого образа, с опорой на жизненный опыт детей.

2.Развивать чувство формы, пропорций и цвета; вызвать яркие эмоции в ожидании праздника

3. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Январь

«Ёлочка-красавица»

(Мозаичная пластилинография) 

1.Расширить представления детей об истории новогоднего праздника.

2.Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей

3. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве

февраль

«Свитер для папы»

(многослойная платинография)

1. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, цветовосприятие, глазомер

3. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином

Март

«Открытка для мамы»

(контурная пластинография)

1. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

2.Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.

3.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

апрель

«Ракеты и кометы»

(пластилинография, ,использование подручных средств для создания рельефа и рисунка)

1. Вызвать познавательный интерес к космосу; 

2.развивать цветовосприятие, координацию рук, мелкую моторику;

3 воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения

май

«Открытка ко Дню Победы»

(витражная пластинография)

1. Формировать навыки самостоятельной работы

2. развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание;

3.воспитывать желание работать самостоятельно

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года

Мониторинг уровня по выявлению знаний, умений, навыков и способностей проводится два раза (в начале и конце учебного года). Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности. Для оценки результативности работы используется следующие показатели и критерии:  

п/п

Показатель

                           Критерии  

Итоговый показатель

метод наблюдения

1

Творческая активность

Проявляет повышенный интерес к творческой деятельности, задает вопросы, в процессе работы вносит собственные предложения и  дополнения в композицию, использует различные оттенки для передачи настроения

высокий уровень

Ребенок активен, проявляет интерес к творческой деятельности, выполняет работу с небольшой помощью взрослого, проявляет фантазию, но дополнения вносит только под руководством  педагога

средний уровень

Ребенок не активен, не проявляет интерес к творческой деятельности, выполняет работу без особого желания  и только с помощью педагога

низкий уровень

 2

 

 

 

Самостоятельность

 

Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца. Без напоминания приводит рабочее место в порядок

высокий уровень

Требует незначительная помощь в реализации замысла и планировании работы, доводит начатое дело до конца. Без напоминания приводит рабочее место в порядок

средний уровень

Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция во всех направлениях работы

низкий уровень

 3

 

Овладения техническими навыками:

раскатыванием, размазыванием, сплющиванием

Раскатывание

выполняет самостоятельно - высокий уровень;

требуется небольшая помощь - средний уровень;

выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень

Сплющивание

выполняет самостоятельно - высокий уровень;

требуется небольшая помощь -средний уровень;

выполняет действия с помощью педагога -низкий уровень.

Размазывание

выполняет самостоятельно - высокий уровень;

требуется небольшая помощь - средний уровень;

выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень.

 

 

 4

 

 

        Общая         ручная

умелость 

Ребенок способен размять пластилин перед работой, отщипывать кусочки нужной величины, раскатывает или скатывает равномерно. Работа выполняется аккуратно

высокий уровень

Ручная умелость развита, но наблюдается неравномерность при отщипывании и скатывании и размазывании пластилина, требуется небольшая помощь взрослого

средний уровень

Слабо развита моторика рук, требуется помощь взрослого при подготовке и работе с пластилином.

низкий уровень

Анализ детских работ

 5

 

 

 

 

Развитие сенсорных представлений

Форма предмета передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения

высокий уровень

Есть незначительные искажения формы предмета, и цвета, выразительность изображения , в цветопередаче присутствует искажения или неестественность

средний уровень

Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность

низкий уровень

 

 6

 

 

Композиция 

Ребенок выстраивает композицию по всей плоскости листа, соблюдается

пропорциональность между предметами 

высокий уровень

Ребенок выстраивает композицию по всей плоскости листа, но пропорциональность между предметами соблюдается не всегда

средний уровень

Композиция выстроена на полосе листа с незначительными элементами не продуманно, носит случайный характер

низкий уровень

1.Параметры высокого значения по всем показателям выше 3,8 - свидетельствуют о полном усвоении Программы

2.Параметры среднего значения по всем показателям в пределах от 2,3 до 3,7 -свидетельствуют об частичном усвоении Программы

3.Параметры ниже значения по всем показателям менее 2,2 – свидетельствуют о том, что  дети не справляются с задачами, Программа не усвоена, навыки и умения ребенка не сформированы.

         Формой подведения итогов  организация выставки детских работ, участие в конкурсах детского творчества.      Анализ мониторинга  художественно - творческой деятельности даёт возможность  выявить положительную динамику в развитии творческих способностей .

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Художественные средства:

  • Пластилин разной фактуры (традиционный, восковой, шариковый…)
  • Картон;, прозрачные обложки; одноразовые тарелки.
  • Стеки различной формы,
  • Доска для лепки или клеёнка.
  • Бумажная и полотняная салфетка;
  • Фартук с нарукавником;
  • Разнообразный природный и бросовый материал (ракушки, семена…)
  • Всевозможные фактурные поверхности (пуговицы, формочки, трафареты).
  • набор сюжетных картинок;
  • простой карандаш;
  • зубочистки, трубочки, пластиковые шприцы,  пластиковые крышки
  • лак для волос «Прелесть» для лакирования готовой картины

Наглядные средства:

  •  Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
  • Образцы работ, фотографии.
  •  Интернет ресурсы – ИКТ (слайд-шоу, презентации). 
  • Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином
  •  картотека пальчиковой гимнастики
  • картотека  физ минуток

Технические средства:

  •  Музыка.
  • Видеофильмы.
  • Презентации.

Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Результативность опыта:

Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по разработанной мною педагогической диагностике, результаты которой показывают:

  • У детей появился повышенный интерес, творческая активность.
  • В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
  • Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
  • У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
  • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
  • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Мною был организован  детско- родительский клуб «Умелые ручки» на 2018г-2010г год с привлечением родителей.

Несмотря на то, что работа уже ведётся по освоению детьми новой нетрадиционной техники работы с пластилином, мною намечены новые задачи на следующий учебный год:

  • Разработать проекты пластилинографии через реализацию мини-проектов: «Чудесная мозаика», «Витражная пластилинография ».
  • Научить детей использовать в своих работах новый приём работы с пластилином: путем вливания цвета в цвет.
  • Дополнить цикл занятий по пластилинографии для всех возрастных групп детского сада.
  • Продолжить работу по повышению уровня развития творческих способностей в технике пластилинографии, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей дошкольного возраста.
  • Разработать программу дополнительного. образования «Волшебный пластилин».
  • картотека пальчиковой гимнастики согласно перспективному плану кружка;

В заключении хочу сказать, что работая по данной теме, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к лепке, они стали более уверенными, самостоятельными и активными. Первыми, кто оценил результат -это, конечно, родители. Они отметили, что дети стали внимательнее, возросло положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Данная форма нетрадиционной техники работы с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной.   Занятия пластилинографией помогли детям не только освоить новые приемы работы с пластилином, но и расширить словарный запас, обогатить круг представлений, развить художественный вкус.

Таким образом, использование пластилинографии как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей за два года моей работы позволило добиться следующих результатов:

  • Пробуждение интереса к лепке;
  • Освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью образов предметов и явлений окружающего мира;
  • Развитие сенсомоторной координации;
  • Умение ориентироваться на листе бумаги;
  • Закрепление знаний по цветовосприятию;
  • Развитие эстетического вкуса и творческих способностей детей.

Анализ полученных результатов использования пластилинографии в детском саду показал, что занятия в такой нетрадиционной технике работы с пластилином вызывает неподдельный интерес, увлеченность представляемым материалом. А, ведь, как известно, лишь то, что вызвало у ребенка интерес может послужить стимулом к дальнейшему развитию.

Библиография:

1. Грибовская А.А., Лепка в детском саду. Конспекты занятии для детей 2-7 лет- М.: Сфера, 2010г.

2.Давыдова Г.Н. Пластилинография -2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006г

3.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - М.: «Издательство Скрипторий», 2013г

4.Диденко Н.Д. «Сказочный пластилин»-М.: «Издательство «Феникс» 2013г

5.Зайцева А; Дубасова А «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми» М.: «Издательство «ЭКСМО», 2011г

6.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятии с детьми 2-7 лет.методическое пособие для воспитателей и педагогов»

7.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» Книга для занятии с детьми дошкольного возраста. -М.: «Карапуз»,2004г

8.Пискунова Е «Весёлый пластилин». Картины из пластилина- М.: «Издательство «Доброе слово», 2017г

9. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. 4-е издание. Ростов-наДону: ООО «Феникс» 2010, 87 с.

10.Интернет ресурсы. http://stranamasterov.ru

11. http://board.doshkolnik.ru

``


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...