Проектирование центра детской активности " Хобби клуб"
проект

Горлова Галина Александровна

В наш стремительный век, век всеобщей компьютеризации и самых навороченных гаджетов, использование которых доступно даже самому маленькому ребенку, угасает интерес к традиционно детским занятиям - рисованию, лепке, вырезанию из бумаги. Традиционные занятия и изобразительные материалы к занятиям постепенно теряют свою привлекательность для современного дошкольника. Но многолетняя практика работы показывает, что такое время препровождение благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста.  Как удержать интерес детей и привлекательность занятий художественным творчеством?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование центра детской активности "Хобби-клуб"

Актуальность. Согласно положениям ФГОС дошкольного образования для всестороннего     развития   дошкольников необходимо обеспечивать:

эмоциональную устойчивость воспитанников, организовывать разнообразную деятельность, способствовать проявлению детской самостоятельности.

Организуя деятельность,  понимала, что реализовать требования ФГОС возможно не только в процессе игровой деятельности, взаимодействии педагога с ребенком, но и в результате проектирования новых центров детской активности.  Ведь среда, в которой ребенок проводит до 12 часов в день, это не только сопутствующее условие для нормального развития, но и образовательное средство

Проблема

Проведённый анализ выбора видов деятельности воспитанниками моей группы, их предпочтений показал, что у детей угасает интерес к традиционно детским занятиям - рисованию, лепке, вырезанию из бумаги. Однако, многолетняя практика работы показывает, что такое время препровождение очень благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста. Возникла проблема: как удержать интерес детей и привлекательность занятий художественным творчеством?

В наш стремительный век, век всеобщей компьютеризации и самых навороченных гаджетов, использование которых доступно даже самому маленькому ребенку, угасает интерес к традиционно детским занятиям - рисованию, лепке, вырезанию из бумаги. Но многолетняя практика работы показывает, что такое время препровождение благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста. Традиционные занятия и изобразительные материалы к занятиям постепенно теряют свою привлекательность для современного дошкольника. Как удержать интерес детей и привлекательность занятий художественным творчеством?

Идея. Решение проблемы пришло неожиданно,  когда дети  стали приносить  в группу то, чем любят заниматься. Это были разнообразные современные материалы:  пластилиновая масса плей - до, резиночки для плетения. А мы, педагоги, «пошли» за детьми. Таким образом,  дети сами стали инициаторами и активными участниками в выборе материалов и содержания изобразительной        деятельности.
Так появилась идея создания центра творческой мастерской «Хобби клуб» в нашей группе.

Цель: создание условий для сохранения в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Задачи:

  • создать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения,  уверенности в своих возможностях;
  • формировать умения работать с разнообразными нетрадиционными материалами;
  • развивать творческие способности: воображение, фантазию;
  • накапливать и обогащать жизненный опыт взаимодействия с другими людьми;
  • развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям;
  • развивать самостоятельность, творческую инициативу.

Предполагаемый результат.

Деятельность  в творческой мастерской позволит ребенку почувствовать себя творцом; каждый ребенок получит удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности. Дети приобретут важные для развития инициативности и самостоятельности характеристики: опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществлению; опыт взаимодействия с другими; опыт работы с разнообразными нетрадиционными материалами, опыт решения творческих замыслов  посредством воображения;  обретут уверенность в себе.

Действия и средства:

  • Анализ предпочтений детей в выборе видов деятельности, анализ РППС.
  • Выявление проблемы (угасает интерес к традиционным видам художественного творчества).
  • Принятие позиции детей, их интересов и увлечений («пошли за детьми»)
  • Взаимодействие с родителями (личные беседы и обсуждения, анкетирование, обращение с просьбами).
  • Взаимодействие с социумом (организация выставок детских работ, участие в интернет - конкурах детского творчества)
  • Оценка эффективности деятельности. 

Срок реализации проекта 1 год.

Дети сами стали инициаторами и активными участниками в выборе материалов и содержания изобразительной деятельности. Они приносили в группу то, чем любят заниматься. Это были разнообразные современные материалы: пластилиновая масса плей- до, резиночки для плетения. А мы, педагоги, «пошли» за детьми. Так появилась идея создания творческой мастерской «Хобби клуб» Мы понимали, что такая форма работы, как творческая мастерская, позволит нам создать специальные условия для развития творческих способностей ребенка, найти в каждом воспитаннике его склонности и таланты, поможет ребенку осознать свои возможности.

Оснащение мастерской нетрадиционными современными материалами.

При формировании творческой мастерской в среде группе, мы стремились наполнить ее с минимальными экономическими затратами. Поэтому в процесс создания и оснащения творческой мастерской были вовлечены родители воспитанников. Таким образом, была осуществлена связь с другими субъектами образовательного процесса. Работу по созданию творческой мастерской мы начали:

1. Информирование родителей. Совместно обсудили, какими материалами ее наполнить?

 2. Далее был объявлен конкурс (среди воспитанников и их родителей) на лучшее (самое интересное) название мастерской. Совершенно логично приняли название «Хобби клуб», так как оборудовали мастерскую по интересам детей, их предпочтениям, желаниям.

3. Разработка с детьми правил работы в творческой мастерской.  

Таким образом, совместными усилиями сделали этот уголок среды разнообразным, ярким, информативно богатым. Мы наполнили центр разными современными нетрадиционными материалами: различные виды пластилина, синельная или пушистая проволока, резиночки для плетения, кинетический и цветной песок для изготовления фресок и рисунков.

1 Лепка из шарикового пластилина. Шариковый пластилин представляет собой пенопластовые шарики, соединенные между собой клейким веществом. Из него можно выполнять объемные фигуры и плоскостные картинки. Шарики способствуют легкому массажу ладоней.

2. Пластилин «плей - до» выполнен из экологически чистых материалов (пшеничная мука + полимер). Он не липнет к рукам, не пачкает одежду, очень пластичен. Наборы «плей - до» бывают тематическими, для мальчиков и для девочек. Съесть его невозможно - он очень соленый. 3. Синельная или пушистая проволока - очередное хобби, которое не требует больших затрат и особых навыков. И другие материалы.

3. Синельная  или пушистая проволока - очередное хобби, которое не   требует больших затрат и особых навыков, и много времени. Подходит для взрослых и детей. Из нее легко создавать всевозможные фигурки  для хорошего настроения: цветы, бабочки, гусеницы, даже нос для клоуна или большие очки. Дети могут сделать поделку, а потом ее разобрать, создать новый шедевр. Это нехитрое рукоделие расслабляет и помогает отвлечься  от суеты. Материал удобен и опрятен в работе.

  1. Песочные фрески или рисунки изготавливаются по шаблону с помощью

клея и цветного песка. Технология простая. Дети быстро поняли алгоритм действий и самостоятельно выполняли простые рисунки.

5. Кинетический песок - это формовочный песок. Он состоит на 98% из песка и на 2 %  - из полимера. Это позволяет песку сохранять форму намного легче, чем традиционному  песку. Кинетический песок имеет релаксирующее действие, с ним приятно работать, особенно любят песок малыши.

6. Из силиконовых колечек всех цветов радуги можно сплести не только

браслеты. Поняв достаточно простой принцип работы с ткацким станком, разноцветные резиночки могут стать колечком, колье, заколкой для волос, игрушкой для куклы. Такое хобби развивает усидчивость у ребенка, понимание цветосочетаний и формирует эстетический вкус.

Результаты деятельности.

Центр детской активности - творческая мастерская – это радость творения и общения. Работа в мастерской построена таким образом, чтобы дети получили опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми, опыт взаимодействия в парах, подгруппах, чтобы всем было интересно, комфортно. Любое из описанных хобби успешно отвлекает детей от экранов телевизоров, компьютерных игр и планшетов, давая возможность реализовать себя в качестве творца, создателя или модельера.

Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской, дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности. Дети любят обыгрывать свои поделки, импровизируют, используя предметы и оборудование, другие игровые зоны группы. Здесь даже стеснительные дети раскрепощаются, проявляют выдумку, фантазию, находчивость.

1. В РППС появилось новая зона с  современными, нетрадиционными материалами;

2.  Родители стали активными участниками образовательного процесса

(были вовлечены в процесс создания и оснащения творческой мастерской);

3.  Дети получили опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми, опыт взаимодействия в парах, подгруппах;

4.  Продукты детского творчества активно используются в разных формах жизнедеятельности детей.

В результате деятельности ребенок:

 - находится в комфортном эмоциональном состоянии. Он – творец!;

- получает удовольствие от того, что может реализовать себя ;

- научившись работать в творческой мастерской, может организовать собственную деятельность ;

- доводит начатое дело до конца, т.к. ему это интересно, он сам сделал выбор своей творческой деятельности;

 - может участвовать в мастер - классах, конкурсах, ;

- у ребенка развиваются любознательность, инициативность; самостоятельность.

Способы оценки результатов деятельности.

1. Педагогическое наблюдение.

2. Педагогическая диагностика «Художественно-эстетическое развитие»;

3. Мониторинг результативности участия воспитанников в выставках, конкурсах, акциях и т.д. на различных уровнях.

У воспитанников наблюдается неподдельный интерес к деятельности в центре детской активности, огромное желание освоить новые способы действий с нетрадиционными материалами.  В настоящее время у детей вновь появился интерес к традиционным художественным материалам (пластилин, акварель, гуашь и т.д.). Данный опыт работы признан коллегами ДОУ и города как эффективный и инновационный. В смотре - конкурсе "Центры детской активности в ДОУ " - 1 место.

Дальнейшее развитие проекта

Активное использование продуктов детской деятельности в разных жизненных (подарки родственникам, друзьям и т. д.), педагогических

 (акции, ярмарки) ситуациях. Дальнейшее пополнение, обновление центра новыми, нетрадиционными материалами. Организация и проведение детских мастер-классов.

Ссылка на видеоролик в youtube

https://www.youtube.com/watch?v=OaDvTDbq9A4

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт вариативности центра детской активности "Волшебный чемодан"

Данный опыт был представлен в рамках Краевого конкурса вариативности предметной среды в группах детского сада "Как мы меняемся". Материал будет полезен воспитателям ДОУ, заинтересованных в преобразова...

Организация и планирование самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности.

Рекомендации по организации планирования самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности....

Многоэтапный педагогический совет Тема: «Проектирование центров детской активности»

Документ содержит материалы многоэтапного педагогического совета на тему : «Проектирование центров детской активности»...

презентация: Организация РППС в центрах детской активности, обеспечивающей возможность реализации детской инициативы и права самостоятельного выбора при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Основные цели и задачи  художественно-эстетического развития по ФГОС: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям...

Центр детской активности "Патриотический центр"

В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного заведения с воспитанниками. Для по...

«Участок детского сада» – центр детской активности.

Участок нашего детского сада тоже можно назвать центром детской активности, потому что он находится в берёзовой роще. Окружающая природа формирует у детей реалистические знания об объектах и явлениях,...