Выступление на всероссийской конференции
материал

Виктория Владимировна Никитина

Выступление на всероссийской конференции (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_noyabrya_2020_g.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

18 НОЯБРЯ 2020 Г. ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАСШИРЯЮЩЕГОСЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОО» Воспитатель Гбдоу детский сад №39 петроградского района Никитина виктория Владимировна Открытость ДОУ как необходимое условие социализации личности ребенка-дошкольника

Слайд 2

Социализация ребенка Первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Детский сад в свою очередь является одним из основных институтов социализации.

Слайд 3

Семья и детский сад В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно -образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ.

Слайд 4

Процесс социализации в ДОУ Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность. Понятие полноценной и успешной «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.

Слайд 5

Отличие воспитания от стихийной социализации Воспитание как контролируемая социализация отличается от стихийной социализации по трем параметрам. Во-первых, стихийная социализация – процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний. В основе воспитания лежит социальное действие. Во-вторых, стихийная социализация – процесс непрерывный, так как ребенок постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), так как оно ограничено местом и временем. В-третьих, стихийная социализация имеет целостный характер. Воспитание – процесс частичный. Это определяется тем, что человека воспитывает семья, религиозные и воспитательные организации, определенные группы людей, контркультурные организации – все они имеют несовпадающие задачи, цели, средства и результаты воспитания. Воспитание – часть социализации – целенаправленная и социально контролируемая социализация, является своеобразным механизмом ускорения. Воспитание является процессом целенаправленного влияния, имеющего целью накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у ребенка системы ценностей. В узком смысле воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, рассматривается как контролируемая социализация.

Слайд 6

Единое социальное пространство В настоящее время образовательный процесс в ДОУ несет в себе множество функций, из которых приоритетной является социальная функция, которая предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды. Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольником является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей и социально-образовательную среду дошкольного учреждения. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни дошкольников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать полноценность процесса социализации ребенка-дошкольника.

Слайд 7

Успешность семейного воспитания Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, основные периоды развития, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, социально-демографические особенности семьи. К середине XX века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике считаются традиционными. К таким формам относится педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Слайд 8

Работа с родителями внутри учреждения Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников. Такая работа состояла из следующих форм: - посещение семьи воспитателем (знакомство педагога с семьей для выяснения общих условий семейного воспитания, выявления педагогических ошибок родителей с целью дать рекомендации и выстраивать воздействие на родителей); - беседы и консультации (направлены на оказание помощи семьям, не справляющимся с воспитательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу: темы исходят от педагогов); - общие и групповые родительские собрания (также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели планируют и проводят эти формы работы согласно своему расписанию и в соответствии с интересующей их темой.); - наглядная пропаганда (оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д., также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически). Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка, не учитывается важность семейного воспитания для процесса социализации детей.

Слайд 9

Работа с родителями за пределами ДОУ За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка. Такие формы работы достигают своей цели. Однако их осуществление на практике затруднено. Кроме того, все также активно главенствует общественность и незаметна роль семьи. Перечисленные выше формы взаимодействия ДОУ с семьей показывают, что в стране имеется немалый опыт педагогического просвещения родителей. Но содержание программ не подчеркивало истинную роль семьи в становлении личности ребенка, его социализации. Важно, чтобы содержание взаимодействия ДОУ с родителями дошкольника отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка.

Слайд 10

Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи поэтому и появилась в дошкольном образовании новая философия взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействия – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Необходимо стремиться к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, а также к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.

Слайд 11

Открытость ДОУ Реализовать открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях .

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").

На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ФОРМУЛА СТАНДАРТА: ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАДАЧ. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

ТЕМА: «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ЭТНОСРЕДА В ДОУ»...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы и перспективы развития"

Особенности использования современной иновационной технологии "Утренний круг" в условиях  дошкольной образовательной организации....