Самообразование.
материал

Свиридова Валентина Владимировна

Самообразование на тему "Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №12 г. Россоши

                                                        План

                                           по самообразованию

                                                      тьютора

                             Свиридовой Валентины Владимировны

                                                             Стаж работы – 33 года.

                         Тема: «Социализация детей с ОВЗ через игровую деятельность»

                             

                                                                 2020-2021 учебный год

                                                    Группа кратковременного пребывания.

                                                   

Тема: «Социализация детей с ОВЗ через игровую деятельность»

Цель: 

 - Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка.

Задачи:

-повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогического опыта;

-изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;

-внедрение современных форм работы с использованием  игр для всестороннего развития детей;

-создание соответствующей предметно-пространственной среды;

-приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

 

Актуальность и новизна темы.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребёнка, ставит перед взрослым задачу обучения ребёнка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагога к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей. Для родителей нормально развивающегося ребёнка детский сад – это место, где ребёнок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребёнка.

Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ОВЗ. Но такие дети все же дети, и ведущим видом деятельности для них также является игра. Ребёнок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организация жизни, средство всестороннего развития.

У значительной части детей с ОВЗ наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.  Отличительной особенностью игр необученных дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов – заместителей никогда не встречается у дошкольников с ОВЗ при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.

В процессе игры такие дети действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действия. Необученный ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

       Для занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях:

1.  Игрушки для нанизывания (кольца, предметные фигурки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназначенные для сбора пирамид);

2. Геометрические тела (шары, кубы, призмы, предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);

3. Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы предназначенные для вкладывания, подбору по цвету и форме);

4.  Сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, пирамидки и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предмета, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки);

5.  Небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определённым признакам (коробочки, чашечки и прочее)

    Для проведения тренировочных упражнений можно использовать модификации досок Сегена и Монтессори.

Новизна темы заключается в том, что, использование дидактических игр оказывает воздействие на именно на ту психическую функцию ребёнка, которая нуждается в коррекции. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий, отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушения детей с ОВЗ происходит более успешно.

Форма отчётности:

- Картотека игр по данной теме.

- Консультация для родителей по теме.

- Выставка пособий, сделаны своими руками.

- Консультация для педагогов.

- Анкета для родителей.

          - Опросник «Любимые игры моего ребёнка»

 Формы работы:

- Совместная деятельность тьютора с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Ожидаемые результаты:

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ.

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с ОВЗ.

Родители:

-Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ.

Ребёнок, тьютор:

-Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ.

-Сплочение детского коллектива.

-Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.

                                               

                                                    План работы по самообразованию.

Сентябрь – мониторинг.

- изучение литературы по данной теме,

- создать планирование,

- консультация для родителей: «Как игра способствует развитию детей с ОВЗ»

Октябрь

- Занятия:

     Игры «Сортировка по цвету»

- Оформление предметно – развивающей среды.

- Анкета для родителей по теме.

- Консультация для родителей: «Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ»

Ноябрь

- Составить картотеки:

     Игры на развитие навыков общения.

     Игры на формирование навыков личностного поведения в сюжетно-ролевых играх.

- Оформление папки-передвижки.

- Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»

- Консультация для родителей «Подбор дидактических игр по возрасту».

Декабрь

 - Занятия:

     Игры «Сортировка по величине»

     Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

- Оформление уголка в группе «Центр дидактических игр»

- Оформление папки-передвижки. Тема: «Фотоотчёт, как мы играем в дидактические игры»

Январь

- Занятия:

    Игры на развитие навыков общения.

- Мастер-класс для родителей. Тема: «Изготовление дидактических игр своими руками»

- Беседы в соответствии с планом работы.

Февраль

- Занятия:

      Игры на развитие навыков общения.

- Выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых по теме.

- Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»

Март

- Занятия:

    Игры с фигурками животных.

    Музыкально – дидактические игры.

- Подготовить и провести мастер-класс для педагогов. Тема: «Дидактическая игра для детей

 с ОВЗ»

Апрель

- Развлечения: (Игры по выбору детей)

Май-мониторинг.

- Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.

Выход темы:

- Мастер-класс для родителей. Тема: «Изготовление дидактических игр своими руками»

- Мастер-класс для педагогов. Тема: «Дидактическая игра для детей с ОВЗ»

- Оформление папки-передвижки тема: «Фотоотчёт, как мы играем в дидактические игры»

- Оформление уголка в группе «Центр дидактических игр»

- Сборник консультаций для родителей. Тема: «Родителям на заметку»

- Отчёт о проделанной работе за учебный год.

                                                                     

                                                                             

                                                                             Литература.

1.     Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.Прогр. воспитания и обучения дошкольн. с инд. нед. – СПб.: 2001.

2.     Бондаренко А.К. Дидакт. игры в д.с.: Книга для восп. дет.сада – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991.

3.     Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной      культуры ребенка от рождения до шести лет. – М.: Просвещение, 1986.

4.     Истомина З.М. Восприятияе и называние цвета. – Известия АПН РСФСР, вып. 113. М., 1960.

5.     Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

6.     Перова М.Н. Дидакт. игры и упр-я по матем. для работы с детьми дошк. и мл.шк-говозр-та: Пособ. д. учит. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

7.     Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...