Статья "Роль мелкой моторики в раннем возрасте".
статья

Меркулова Елена Ивановна

Статья "Роль мелкой моторики в раннем возрасте".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мелкой моторики в раннем возрасте

ХХ век - период интенсивного систематического изучения в России и за рубежом психомоторного развития детей первых лет жизни, в результате чего сегодня нам доступна наиболее полная картина особенностей развития детей раннего возраста. Каждый из компонентов психомоторных навыков раскрывается с точки зрения как качественных, так и количественных изменений, которые происходят под влиянием взаимодействия социальных и биологических факторов.

В раннем дошкольном возрасте руки человека уникальны. В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного  рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом.

Универсальность развитой руки отражает общее состояние мозга, активность его функционирования, общий тонус. В.А. Сухомлинский писал в своих работах, что «… разум ребенка находится на кончиках пальцев. Чем больше навыков у ребенка в руках, тем он умнее. Именно руки учат ребенка аккуратности, актуальности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться ... » [3, с. 56]. Ученые, изучающие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение активной функции руки (Т.Н. Андриевская, Л. Вантакова-Фомина, Г.В. Беззубцева, Т.А. Ткаченко и др.). Систематическая и целенаправленная работа над развитием мелкой моторики приводит к стимуляции и активации соответствующих отделов головного мозга.

Комплексное представление об окружающем предметном мире у ребенка невозможно сформировать без тактильно-моторного восприятия, поскольку оно является основой сенсорного познания. В частности, посредством тактильно-моторного восприятия, первых впечатлений от формы и размера, их размещения в пространстве. Развитие мелкой моторики напрямую влияет на работу речевого и психического центров головного мозга [2]. Поэтому работу по развитию мелкой моторики следует начинать задолго до поступления в школу - в будущем достаточный уровень мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школе, а для овладения письмом требуется умение совершать точные движения кистью и пальцами.

По мнению В.А. Сухомлинского, на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «кормит» мозг ребенка. Все это положительно влияет на внутренние органы, оказывает тонизирующее, иммуностимулирующее действие, стимулирует умственную деятельность и речь, заряжает положительными эмоциями [3]. В своих трудах В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственное переутомление, развить речь ребенка [1].

Таким образом, развитие мелкой моторики в раннем возрасте способствует улучшению функционального состояния корковых структур головного мозга, развитию речевой активности. Кроме того, мелкая моторика необходима ребенку в более позднем возрасте, чтобы овладеть конструктивной деятельностью, овладеть навыками письма и рисования, чтобы иметь возможность выполнять разнообразные учебные и повседневные действия, которые потребуют точных, скоординированных движений рук и пальцев.

Список литературы

  1. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. М.: СПб: Алетейя, 2012. - 510 c.
  2. Губанихина Е.В., Шикина К.Д. Развитие мелкой моторики дошкольников через продуктивную и творческую деятельность // Молодой ученый. 2014 - № 21.1. - С. 167-170.
  3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / А.В. Сухомлинский. – М.: Знание, 1978. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста

Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую д...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием песка и воды...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....