Круглый стол "Мы вместе".
электронный образовательный ресурс

Цель — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Повышение уровня правой грамотности родителей (законных представителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Сургутский  район

п. Солнечный

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белоснежка»

Круглый стол «Мы вместе!»

Организаторы круглого стола:

Социальный педагог – Хмарская Л.Н.

Педагог психолог – Усольцева Н.В.

Участники: педагогический персонал ДОУ.

Форма проведения: дистанционная (размещен на сайте детского сада и на сайте Образовательная социальная сети nsportal.ru)

Ход мероприятия:

         Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

        Цель — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Повышение уровня правой грамотности родителей (законных представителей)

           Социальный педагог. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье. Наш круглый стол сегодня нацелен на организацию правового пространства в ДОУ и защиту ребёнка от всех форм насилия.

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.

«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

  • на имя,
  • гражданство,
  • любовь,
  • понимание,
  • материальное обеспечение,
  • социальную защиту,
  • возможность получать образование,
  • развиваться физически,
  • нравственно,
  • духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

  • воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
  • воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
  • подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции. Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

  • право на охрану здоровья,
  • право на образование,
  • право участвовать в играх,
  • право на сохранение своей индивидуальности,
  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».
  • Закон «Об образовании».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития. Отдельные права детей и обязанности родителей закреплены не только в Конституции, но в Гражданском и Семейном кодексах. Кроме того, в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля 1996 года. Он регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.

Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.

Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:

  • дети-инвалиды;
  • дети — жертвы межнациональных конфликтов;
  • дети с отклонением в поведении;
  • дети с ограниченными возможностями.

Пункт 1 ст. 9 устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательных и других учреждениях.

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях.

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Педагог – психолог о формах жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Физическое насилие:

  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки.

Психическое насилие:

  • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
  • различные соматические заболевания;
  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • задержка физического, умственного развития;
  • плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

  • задержка речевого и моторного развития;
  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • требование ласки и внимания;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность, импульсивность;
  • сонный вид и утомленность;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • часто вялотекущая заболеваемость;
  • антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

  • создание доверительно-делового контакта с родителями;
  • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
  • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Социальный педагог советует, как действовать воспитателю в случае выявления жестокого обращения с ребенком.

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
  • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

    Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

  • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
  • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
  • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
  • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

  • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
  • оградить ребенка от реакции других детей;
  • уделить ребенку максимум внимания;
  • дать понять, что проблему можно решить.

Советы педагога-психолога родителям дошкольников.

Правильное семейное воспитание, основой которого является принятие детей такими, какие они есть, их поддержка, безусловная любовь к ним и забота о них, позволит избежать ранней школьной дезадаптации детей. Учитывая это, рекомендуем родителям правила семейного воспитания.

1. Повышайте самооценку ребенка:

- относитесь к ребенку как к абсолютно самодостаточной личности, уважайте его. Ваш тон и стиль общения с ребенком должны убеждать его, что он - ценная личность, полноценный человек, поэтому с ним разговаривают уважительно, без унижений и оскорблений;

- проявляйте любовь в отношениях с ребенком, как можно понятнее объясняйте ребенку, чего от него хотите;

- избегайте слов «всегда» и «никогда». «Ты всегда думаешь только о себе!» «Ты никогда не приходишь с улицы вовремя» - подобные фразы убеждают ребенка в неумении вести себя иначе. Лучше сказать так: «Иногда я чувствую, что ты забываешь о других», «Я знаю, что ты избавишься от этой дурной привычки и станешь вежливым (вежливой), хорошим (хорошей), любящим (любящей) мальчиком (девочкой), уважающим других »;

- учите ребенка компенсировать все то, что унижает его достоинство. Помогайте ему направлять свои усилия для достижения успеха в той сфере, где он силен – в музыке, спорте, изобразительном искусстве и т.д., чтобы ребенок мог, например, сказать себе: «Возможно, я считаюсь не лучшим в группе, но я очень хорошо пою»;

- воспитывайте у ребенка уверенность в себе. Не забывайте, что ребенок, как и каждый человек имеет право на ошибку.

2. Правильно относитесь к поступкам дошкольников:

- учите детей ответственности за совершенные поступки: следует давать ребенку возможность понять содеянное, оценить его. Обсуждайте только поступок и его результат, а не унижайте достоинство ребенка или указывайте на недостатки личности;

- не употребляйте обвинительных фраз вроде: «Ты надоел!», «Зачем ты опять это сделал?». Зато употреблять фразы, из которых следует отношение родителей к поступку, а не к ребенку: «Мне неприятно, когда ты со мной так разговариваешь» «Мне больно, когда соседи жалуются на тебя»;

- тон, которым провозглашается требование или запрет, должен быть скорее дружественным, объясняющим, чем принудительным;

- оценивайте не только поступки, но и их мотивы;

- не оставляйте без внимания правильные поступки ребенка: они заслуживают одобрения.

3. Взвешенно относитесь к наказанию ребенка:

- прежде чем наказывать ребенка, всегда выслушайте его объяснения по поводу случившегося, и старайтесь понять, а потом оценивать его поступок;

- наказание не должно быть чрезмерным и слишком длительным по времени;

- не используйте жестокие физические наказания;

- объясняйте ребенку, за что его наказали, чтобы он понимал последствия своих действий;

- давайте ребенку понять, что вы его любите, что вас не устраивает не он сам, а его поведение.

4. Устанавливайте доверительные отношения между всеми членами семьи:

- не допускайте авторитарного стиля общения, собственного самоутверждения за счет ребенка, гиперопеки и, наоборот, гиперпротекции и эгоцентрического воспитания;

- не переносите межличностные конфликты взрослых на взаимоотношения с ребенком;

- признавайте собственные ошибки в воспитании и соответственно перестраивайте свои отношения с ребенком;

- относитесь к ребенку как к полноправному члену семьи со своими обязанностями и правами;

- развивайте детскую ответственность, воспитывайте у ребенка умение заботиться о других;

- дарите ребенку время от времени подарки и устраивайте праздники, поскольку именно от этого дети дошкольного возраста получают больше радости;

- всегда разговаривайте с ребенком искренне, откровенно, подавайте информацию доступно для него. Нельзя обманывать ребенка только потому, что он еще мал, а значит, не в состоянии понять что-то;

- избегайте пустых обещаний: свои обещания ребенку нужно выполнять;

- всегда эмоционально поддерживайте ребенка;

- учите ребенка выражать свой гнев, ведь не выпускание наружу чувства агрессии может нанести ущерб адаптации ребенка и привести к различным болезненным проявлениям - прежде всего, психосоматическим (боль в животе, повышение давления и т.п.). Поэтому ребенка нужно учить цивилизованно выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения, злобы, равно как и чувство вины, стыда, горя, радости.

5. Заранее готовьте ребенка к школьной жизни:

- поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником, проявляйте интерес к его делам и достижениям, помогайте будущему первокласснику подтверждать значимость его будущего и деятельности;

- обсуждайте с ребенком те нормы и правила, с которыми он столкнется в школе. Объясняйте ему целесообразность этих правил, организуйте рациональный распорядок дня будущего первоклассника;

- старайтесь предвидеть и предупредить те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка па первом этапе обучения;

- эмоционально поддерживайте желание будущего первоклассника добиться успеха, одобряя его: «Молодец!», «Как хорошо!»;

- уважайте мнение своего ребенка о воспитателе: для детей старшего дошкольного возраста воспитатель часто более авторитетен, чем родители;

- не пугайте ребенка школой, но и не забывайте, что учеба - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно изменит жизнь ребенка, но оно не лишит его радости, игры. Давайте понять будущему первокласснику, что у него будет время и для развлечений.

Социальный педагог. Уважаемые коллеги, на этом наша встреча подошла к концу. Мы рады если смогли вам помочь сформировать правовую компетентность в работе с детьми и родителями в организации правового пространства.  Задумайтесь над тем, о чем мы сегодня с Вами говорили. Вы ответственны за будущее поколение, которое будет жить в том обществе и с теми нормами, которые Вы создадите или сохраните.


В этот день я хочу пожелать,

Чтобы каждого ребенка в мире

Ждали дома отец и мать,

Опекали, ценили, любили.

Пусть не будет брошенных ребят,

Каждому — семью, отца и маму,

Дом, в котором всегда мир и лад,

Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,

Детские улыбки всегда пусть сияют.

Пусть у наших детей, и у всех

Будет самое счастливое детство!

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовимся к школе вместе».

Круглый стол для родителей "Готовимся к школе вместе"...

Круглый стол. Тема: «Играют дети – играем вместе».

Ребёнок строит окружающий мир таким, как его видит, в доступной для него форме. Он не только играет, но и конструирует, рисует, лепит, танцует, то есть проявляет себя в разных видах детской деятельнос...

Семинар - практикум для родителей " Играем пальчиками". Круглый стол : " Вместо карандашей и красок - пластилин " ( анкета )

Семинар – практикум для родителей в средней группе«Играем пальчиками»Воспитатель: Яйцева Наталья Николаевна  Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, ...

Круглый стол в Клубе «Мы вместе» Тема «Комфортно ли нам в детском саду» Встреча родителей с психологом.2018г

Круглый стол в Клубе «Мы вместе»Тема «Комфортно ли нам в детском саду»Встреча родителей с психологом.Цель: Установление взаимодействие семьи и детского сада, как необходимый фа...

Родительское собрание в форме круглого стола «Вместе играем, речь развиваем»

Цель:Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи: Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить конта...

Родительское собрание в форме круглого стола «Вместе играем - речь детей развиваем»

Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе- ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень мн...