Польза дыхательной гимнастики для часто болеющих детей
материал (старшая группа)

Оганезова Юлия Георгиевна

Польза дыхательной гимнастики для часто болеющих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_dlya_chasto_boleyushchih_detey.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Детство»

городского округа Котельники Московской области

Доклад на педагогическом совете по теме:

«Польза дыхательной гимнастики для часто болеющих детей.»

Выступил:

Воспитатель: Оганезова Ю. Г.

г. Котельники, 2019 год


Польза дыхательной гимнастики для часто болеющих детей.

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно. Именно правильное и безопасное дыхание мы все имеем в виду, когда напоминаем маленькому ребенку о дыхании носом, учим чередовать вдох и выдох при разговоре, задерживать дыхание перед прыжком в воду или делать дыхательные паузы при чтении стихотворения.

     Важнейшие задачи физического воспитания дошкольников – укрепление здоровья, снижение заболеваемости и заложение основ здорового образа жизни. Двигательная активность является, поэтому не только биологической потребностью, но и важным фактором роста и развития организма ребёнка. Она определяет уровень его физических возможностей и работоспособности.

     Повышенная двигательная активность (занятия физическими упражнениями, бегом, подвижными играми) улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает обмен веществ, нормализует основные физиологические функции организма.

Профилактика детских респираторных заболеваний, особенно нижних дыхательных путей, должна стать приоритетной задачей не только врачей, но и в первую очередь родителей, воспитателей и специалистов ДОО.   Дыхание - это втягивание и выпускание воздуха легкими. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие в воздух. 
    Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении можно использовать дыхательную гимнастику. 

 Всем известно, затрудненное дыхание ведет к кислородному голоданию. Детский организм особенно чувствителен к недостатку кислорода - отсюда снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате - общие тяжелые расстройства здоровья и физического развития.

     Процесс дыхания ребёнка претерпевает в течении дошкольного периода существенные изменения. Объём легких за этот возрастной период увеличивается почти в 2 раза. Их жизненная ёмкость, влияющая на функцию дыхания, силу мышц грудной клетки, диафрагмы, брюшной стенки с возрастом увеличиваются у детей в 3 раза.

     Однако маленькие дети чаще подвержены простудным заболеваниям, особенно с приходом холодов – поздней осенью, зимой, ранней весной. Статистика показывает, что почти 90% всех заболеваний в возрасте до 3 – 4 лет составляют инфекции дыхательной системы. Львиная доля приходится на ОРЗ, а также связанные с ними осложнения – бронхит, воспаление лёгких и среднего уха, конъюнктивит и т.д.

Во время физкультурных занятий большое внимание следует уделять и упражнениям по развитию органов дыхания. Существует специальная группа дыхательных упражнений. Это гимнастические упражнения с произвольным изменением характера или продолжительности вдоха-выдоха в сочетании с движениями туловища и конечностей или без движений. С помощью дыхательных упражнений у детей вырабатываются и закрепляются навыки рационального дыхания и сочетания дыхания и движений. К статическим упражнениям относятся дыхательные движения с изменением ритма и глубины дыхания, пауз между вдохом и выдохом, усилением движений грудной клетки или диафрагмы. Разновидность статических дыхательных упражнений – сопротивление дыханию, произнесение звуков, длительный и ступенчато длительный выдох и т.д. К динамическим дыхательным упражнениям относятся различные сочетания дыхательных движений с движениями тела. При этом они должны облегчать или усиливать дыхание.

В 1972 г. Александра Стрельникова запатентовала свою гимнастику под названием: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», но постепенно выяснилось, что в процессе занятий не только восстанавливается голос, но и уходят многие соматические проблемы, происходит оздоровление всего организма, прежде всего органов дыхания, сердечно – сосудистой и нервной систем. Сегодня доказано, что «Стрельниковская» дыхательная гимнастика способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием. А это особенно важно при частых детских простудах, сопровождающихся затрудненным дыханием.

Например, наклон туловища вперёд сочетается с выдохом, выпрямление туловища – со вдохом. Динамические дыхательные упражнения могут быть подобраны и так, чтобы обеспечить преимущественное участие в процессе дыхания того или иного отдела лёгких.

     Ограничиваться только дыхательными упражнениями во время занятий не следует, необходимо развивать и другие системы организма ребёнка, а также разучивать основные виды движений.

         С учетом физических особенностей детей и воспитательных задач занятие делится на три части.

Вводная часть.

    Все занятия проводятся в игровой форме. С помощью определённых методических приёмов (построения, перестроения, упражнения на внимание и координацию) обеспечивается организация детей, сосредоточения их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем выполняются упражнения для быстрого перехода к интенсивной нагрузке. Лучше всего в этом случае подходят хорошо знакомые детям простые упражнения – различные варианты ходьбы, лёгкий бег, прыжки. Благодаря постепенному повышению нагрузки согласуется работа двигательного аппарата и внутренних систем организма.

Основная часть.

     Дети переходят к выполнению общеразвивающих и специальных упражнений (в нашем случае – для органов дыхания), играют в подвижные игры. На протяжении основной части занятия поддерживается оптимальный уровень активности всех физических систем.

Заключительная часть.

     Физическая нагрузка постепенно снижается. Упражнения, используемые в этой части, должны ускорять процесс восстановления организма.

     Таким образом, в ходе занятия с элементами лечебной физкультуры происходит как специальное, так и обще физиологическое воздействие на организм ребёнка. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда общая физическая активность стимулирует обмен веществ, восстанавливает и закрепляет двигательные навыки, обеспечивает необходимый уровень физической подготовки, обеспечивает нормализацию роста и развития.

     Есть ещё один очень важный момент в проведении занятий: необходимо учить детей правильно дышать – носом. На это редко обращают внимание, но от правильного дыхания зависит физическое и интеллектуальное развитие ребёнка. Во-первых, через рот в лёгкие попадает значительно меньше воздуха, работают только их верхние отделы. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее есть, прожевывать пищу, притупляется обоняние и пропадает аппетит, зубы постепенно искривляются, может развиться кариес. Такие дети раздражительны и плаксивы. Нередко у них появляется шум в ушах, ощущение тяжести в голове и даже приступы удушья, переходящие в астму.

     Дыхание нужно тренировать или, иными словами, правильно поставить. Так же, как голос. Необходимо использовать специальные упражнения, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приёмы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

     Ежедневная кропотливая работа родителей, воспитателя и инструктора по лечебной физкультуре позволяет заложить основы здорового образа жизни детей и сохранить их здоровье для будущего.

 Уинслоу говорил: «Профилактика не только лучше, чем лечение, она также дешевле, чем лечение».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетные занятия по дыхательной гимнастике для часто болеющих детей

Сюжетные занятия по дыхательной гимнастике для часто болеющих детей...

Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей.

В этой статье говориться о причинах применения дыхательной гимнастике в дошкольном возрасте. О её пользе. О том, как правильно использовать дыхательную гимнастику, чему необходимо научить детей в перв...

Комплексы профилактических упражнения дыхательной гимнастики для часто болеющих детей.

Дыхательная гимнастика для ребенка С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облег...

Звуковая дыхательная гимнастика для часто болеющих детей

Духательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей. Звуки выбраны не случайно, при их произшошении происходит определенная вибрация, которая разбалтывает мокро...

Комплексы дыхательной гимнастики для часто болеющих детей

Комплексы дыхательной гимнастики для часто болеющих детей...

Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей

Игры для проведения дыхательной гимнастики...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ. ЧАСИКИ Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, размахивая руками вперед, назад, произносить «Тик-так» (10-12 раз). ....... ...