«Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»
статья

Климан Светлана Васильевна

Климан Светлана Васильевна

Воспитатель ГБДОУ № 10

Приморского района Санкт-Петербурга

 

«Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»

Развивающая среды – это единство социальных и природных факторов, влияющих прямо или косвенно на жизнь ребенка. Дошкольники много времени проводят в детском саду, поэтому организация предметно-пространственной среды должна быть продумана и организована так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно.

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от того, как устроена предметно-игровая развивающая среда. Все, что окружает дошкольника, формирует его психику, является источником его знаний.

         В       дошкольных учреждениях необходимо особое внимание уделять созданию предметно-игровой среды, так как основным видом деятельности ребенка является игра.

 

Основные принципы построения предметно-игровой развивающей среды:

  1. Принцип стабильности. Игровые комнаты в ДОУ – это зона стабильности. Здесь используются сборно-разборная мебель, мебель-трансформер, емкости для хранения игрушек, мягкие плоскости.
  2. Принцип дистанции позиций – ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Используется мебель разной высоты.
  3. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Используются модульные наборы, центры песка и воды и т.д.
  4. Принцип зонирования – возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволяет детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Правильно организованная предметно-игровая развивающая среда на 50% снимает конфликтность друг с другом, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников, у них возникает интерес к детскому саду.

Функции предметно-игровой развивающей среды.

  • Информационная – разнообразная информация об окружающем;
  • Стимулирующая – побуждает ребенка к действиям.
  • Развивающая – проявление у ребенка пытливости, любознательности, стремление познавать окружающий мир.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной:

  • Пространство группы соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей;
  • Комплексно-тематическое планирование отражено во всех развивающих центрах;
  • Достаточное количество материалов, атрибутов в центрах для организации различных видов детской деятельности;
  • Наличие «стены творчества», полифункциональных ширм, перегородок и т.д.
  • Пространство для уединения.

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:

- игровая

- продуктивная

- познавательная-исследовательская

- двигательная

Игры и игрушки в развивающей среде ГБДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться определенных критериев при отборе материалов. Игрушки не должны провоцировать ребенка на агрессию, жестокость, безнравственность, насилие.

 

Материальная база  должна включать:

Оборудование помещений для создания развивающей среды, игровые средства по основным направлениям развития ребенка.

  • Оборудование для развития двигательной активности;
  • Игровые средства для развития мелкой моторики;
  • Игровые средства для развития сенсорного восприятия;
  • Игровые средства для развития мышления;
  • Игровые средства для развития речи;
  • Игровые средства для творческого развития;
  • Игровые средства для организации сюжетно-ролевых игр;
  • Игровые средства для ознакомления с окружающим миром.

 

Заключение:

Предметно-пространственная развивающая среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах, предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Климан Светлана Васильевна

Воспитатель ГБДОУ № 10

Приморского района Санкт-Петербурга

«Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»

Развивающая среды – это единство социальных и природных факторов, влияющих прямо или косвенно на жизнь ребенка. Дошкольники много времени проводят в детском саду, поэтому организация предметно-пространственной среды должна быть продумана и организована так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно.

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от того, как устроена предметно-игровая развивающая среда. Все, что окружает дошкольника, формирует его психику, является источником его знаний.

         В         дошкольных учреждениях необходимо особое внимание уделять созданию предметно-игровой среды, так как основным видом деятельности ребенка является игра.

Основные принципы построения предметно-игровой развивающей среды:

  1. Принцип стабильности. Игровые комнаты в ДОУ – это зона стабильности. Здесь используются сборно-разборная мебель, мебель-трансформер, емкости для хранения игрушек, мягкие плоскости.
  2. Принцип дистанции позиций – ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Используется мебель разной высоты.
  3. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Используются модульные наборы, центры песка и воды и т.д.
  4. Принцип зонирования – возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволяет детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Правильно организованная предметно-игровая развивающая среда на 50% снимает конфликтность друг с другом, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников, у них возникает интерес к детскому саду.

Функции предметно-игровой развивающей среды.

  • Информационная – разнообразная информация об окружающем;
  • Стимулирующая – побуждает ребенка к действиям.
  • Развивающая – проявление у ребенка пытливости, любознательности, стремление познавать окружающий мир.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной:

  • Пространство группы соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей;
  • Комплексно-тематическое планирование отражено во всех развивающих центрах;
  • Достаточное количество материалов, атрибутов в центрах для организации различных видов детской деятельности;
  • Наличие «стены творчества», полифункциональных ширм, перегородок и т.д.
  • Пространство для уединения.

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:

- игровая

- продуктивная

- познавательная-исследовательская

- двигательная

Игры и игрушки в развивающей среде ГБДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться определенных критериев при отборе материалов. Игрушки не должны провоцировать ребенка на агрессию, жестокость, безнравственность, насилие.

Материальная база  должна включать:

Оборудование помещений для создания развивающей среды, игровые средства по основным направлениям развития ребенка.

  • Оборудование для развития двигательной активности;
  • Игровые средства для развития мелкой моторики;
  • Игровые средства для развития сенсорного восприятия;
  • Игровые средства для развития мышления;
  • Игровые средства для развития речи;
  • Игровые средства для творческого развития;
  • Игровые средства для организации сюжетно-ролевых игр;
  • Игровые средства для ознакомления с окружающим миром.

Заключение:

Предметно-пространственная развивающая среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах, предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...

Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.

Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды...

"Современные подходы к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ"

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоциональн...

Семинар "Современный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС" 2015г.

27 октября 2015 года  в МДОУ № 51 прошёл семинар "Современный подход к созданию предметно- пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС. Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна...