Статья на тему: "Использование кинетического песка в работе с дошкольниками"
статья (средняя, старшая группа)

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование кинетического песка  в работе с дошкольниками

Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.  

В.А. Сухомлинский писал, что на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Все это оказывает положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимулирует мыслительные функции и речь, заряжает положительными.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Как известно игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Она обладает почти неограниченными возможностями и способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяют успешно развивать психические и познавательные процессы, благотворно влияют на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций Одним из современных средств для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является кинетический песок.

 Кинетический песок - это песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры, либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Синтетические полимеры делают материал пластичнее и приятнее. Песчинки не рассыпаются, а тянутся друг за другом. Простой контакт с кинетическим песком завораживает — детям и взрослым тоже нравится мять пластичный комок в ладони, перебираться пальцами. Материал необычный и манящий, почему его и называют волшебным, космическим. детском саду резервуары с умным песком рекомендуется использовать для занятий с детьми начиная с ясельного возраста. Контакт с пластичной массой обогащает сенсорное восприятие, расширяет кругозор и активизирует речевую деятельность.

Как известно, кинетический песок обладает многочисленными свойствами:

- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь);

- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно;                                            

- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра. С помощью кинетического песка можно реализовать множество интересных сенсорных идей-посадить огород, построить ферму и заселить ее животными все зависит от детской фантазии, можно предложить построить из песка волшебную страну или рассказать о ее жителях спрятать или найти клад с сокровищами;

- песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Работа с кинетическим песком - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Работа с кинетическим песком имеет ряд положительных моментов:

1) удобная для лепки консистенция, получившееся форма сохраняется длительное время, также легко может принять обратную форму;

2) безопасность для здоровья ребенка, песок гипоалергенный и в нем не размножаются бактерии, при загрязнении его можно промыть, и он сохранит свои свойства;

3) лёгкость уборки, песчинки липнут сами к себе и собрать их можно при помощи песчаного комочка;

4) эстетичность.

Дети могут рисовать пальцами или различными приспособлениями (например, счетными палочками зубочистками палочками от мороженого с помощью трафаретов формочек для песка печенья и т д)

Упражнения с песком развивает двигательные навыки тренируют захват учат пользоваться инструментами (можно брать ложки лопатки равнять поверхность песка нажимать неперевёрнутые формочки что бы получать отпечатки.

Игра с песком доставляет ребёнку радость, позволяет расслабить мышцы рук и снять мышечный тонус. Они помогают освоить процесс чтения, письма, счета, грамоте, дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны, открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию

Количество игр и упражнений с этим материалом можно придумать множество, например, игры с кинетическим песком для детей 4–6 лет:

  • «Фигуры». Воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок рисует её на песке и украшает отпечатками и/или мелкими деталями.
  • «Сосчитай». Ребёнок ищет и вслух считает игрушки, закопанные в песке.
  • «Составь слово». В песке спрятаны пластмассовые буквы. Задача ребёнка — отыскать их и сложить слово.
  • «Подбери слова». Развитие умения пользоваться прилагательными в речи: ребёнок достаёт из песка игрушки и называет её признак. Например: «Это машинка. Машинка красная».
  • «Чего не стало». Теперь ребёнок закапывает игрушки из набора и говорит, что пропало, тренируясь в употреблении падежных окончаний существительных. Например: «Не стало кубиков. Не стало котят».

 Игровые упражнения для детей 6-7лет с умным песком в подготовительной группе:

  • «Создание космического песка». Воспитанники под контролем педагога пробуют приготовить пластичную массу:
  • песок + крахмал,
  • сода + средство для мытья посуды,
  • кварцевый песок + мука,
  • крахмал + пена для бритья/бальзам для волос.
  • «Сравнение образцов». Дети разбиваются на пары, каждая готовит пластичную массу по одному из знакомых рецептов (как в предыдущем пункте). Затем ребята коллективно оценивают, какой кинетический песок обладает лучшими качествами.
  • «Извержение вулкана». Воспитатель заранее изготавливает макет вулкана: вокруг пластиковой бутылки налепливает кинетический песок. Для извержения в жерло вулкана насыпается 2 ложки пищевой соды, добавляется гуашь красного цвета и 1 ложка жидкого мыла. Затем вливается разведённая в воде лимонная кислота.
  • «Школа на песке». Деревянной палочкой (стекой) ребята записывают на песке знакомые слова или числа для сравнения под диктовку воспитателя.
  • «Нарезка». Дети скатывают из кинетического песка подобие продуктов: колбасу, сыр, батон хлеба. Пластиковым ножам учатся аккуратно делать нарезку.

Кинетический песок имеет широкий спектр применения в работе с дошкольниками. В него дети играют, как в песочнице на улице, — получают положительные эмоции. А педагоги используют умный песок как эффективное средство для разностороннего развития малышей.

Необычная структура кинетического пескам порождает творчество и развивает фантазию детей, повышает эффективность занятий, дает положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми по ФЭМП".

Данная статья может быть полезна воспитателям и методистам дошкольной организации, студентам ВУЗов. Важное значение оказывает использование ИКТ – технологий в обучении детей математике (другими словам...

Статья на тему: "Использование информационных технологий в работе методической службы ДОУ"

Одним из условий воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС является укомплектованность ДОУ высококвалифицированными кадрами. Материал на тему " Использование информационных...

Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С

В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...

Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подготовительной группы"

В статье описан опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшей группы»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Статья на тему "Использование ТРИЗ технологии в образовательной деятельности дошкольников"

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...