семинар-практикум для музыкальных руководителей "Общаюсь легко!"
консультация (подготовительная группа)

Щербакова Майя Владимировна

          Атмосфера занятия по элементарному музицированию создается особым качеством общения, где педагог не только наставник, но и участник игровой деятельности детей. « Сыграй, спой, танцуй, как хочешь» - эти слова открывают перед ребенком дверь в мир фантазии, т. к. он не боится ошибиться. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой. Результатом такой игровой деятельности становятся различные виды элементарных импровизаций: двигательные, инструментальные, вокальные. Таким образом решается важнейший вопрос музыкальной педагогики – воспитание и обучение через творчество.Рассмотренные виды музыкальной деятельности  интересны по форме, увлекательны по содержанию. Они представляют собой бесконечный источник разнообразных по своей структуре, сложности и доступности образовательных моделей, которые всегда вызывают эмоциональный отклик у детей, и  позволяют педагогу варьировать изучаемый материал в зависимости от поставленных целей и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchayus_18.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 ОБЩАЮСЬ    ЛЕГКО!

Семинар-практикум для музыкальных руководителей

Руководитель РМО

Щербакова М.В.

Цель: Обогащение педагогического опыта посредством новых форм музыкально-игровой деятельности.

План:

  1. Актуализация темы (мини-лекция).
  2. Краткое обобщение опыта.
  3. Практическая часть.
  • Коммуникативные игры
  • Коммуникативные танцы
  • Координационно-подвижные игры
  • Пальчиковые игры
  • Речевое музицирование
  • Элементарное музицирование
  1. Заключение, выводы, рефлексия.

              Дошкольный возраст - особый, уникальный по значимости  период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. В это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности.

К сожалению, в последние годы увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. Об этом свидетельствуют данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра РАМН. По данным статистики нашего МДОУ также видно, что с каждым годом увеличивается число плохо говорящих детей, поступающих в детский сад.

Основной задачей дошкольного воспитания является подготовка ребенка к школе, адаптация его к социуму, привитие основных нравственных и личностных норм. И чем раньше ребенок начнет получать специализированную коррекционно-психологическую и педагогическую помощь, тем больших успехов достигнет в развитии речи, мышления, внимания, и, как следствие, будет лучше подготовлен к школе.

С 2000 года я начала вести музыкальные занятия в логопедических группах. В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечала, что многие дети  не могут передать эмоционально – образное содержание музыки в движениях,  не уверены в своих силах, слишком замкнуты или агрессивны, не проявляют активности.   К тому же таким детям бывает необходимо помочь преодолеть робость или наоборот снять напряжение, даже агрессию.                                                                                                                                      

На основании этих данных,  а также, изучив новые технологии и подходы к музыкальному воспитанию, и, имея стаж работы музыкальным руководителем с детьми с ОНР 18 лет , решила, что могу внести свой вклад в оздоровление детей, оказать помощь не только в развитии речи, но и в формировании лидерских качеств, эмпатии, в воспитании у детей уверенности в себе.

           В психолого-педагогической классификации речевых расстройств в логопедической литературе общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным  слухом и первично сохранным интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой функциональной системы. Анализируя диагностические данные обследования речи детей и данные диагностики музыкального развития, пришла к выводу, что на музыкальных занятиях возможно оказание помощи детям с ОНР.

Для того чтобы справиться с решением поставленных задач, выполняю ряд необходимых условий:

1) знакомлюсь с составом логопедической группы и при планировании работы учитываю психофизические и речевые особенности детей.

2) поддерживаю тесную связь с воспитателями, логопедом, психологом и инструктором по физической культуре.

3) отношусь творчески к выбору музыкального материала и методических приемов, уменьшая или увеличивая дозировку материала.

4) соблюдаю принципы дидактики: систематичность, последовательность, сознательность и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей каждого ребенка.          

Принимая во внимание особенности развития детей с ОНР, я ориентирую процесс музыкального воспитания на развитие чувства ритма, опираясь на использование наиболее эффективных технологий и подходов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Большой популярностью во всем мире пользуется система музыкального воспитания Карла Орфа. Главная педагогическая идея К. Орфа – заложить прочный фундамент музыкальности и воспитать личность ребенка.  «Шульверк» направлен на то, чтобы побуждать к созиданию в области музыки, но  привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка.

 Сотни российских педагогов, которые познакомились с игровой музыкальной педагогикой К.Орфа  на практических семинарах, ищут новые гуманистические подходы к музыкальному  воспитанию, создают новые технологии. Одна из таких технологий – игровая методика сольфеджио, созданная музыкантом – педагогом Татьяной Анатольевной Боровик, основана на развитии детского творчества.  Музыкально – театрализованная игра, в которой объединяется пение, жест, танец, игра, игра со звуками, является основным методом музыкального развития.

Через богатый мир ассоциаций ребенка, его любимые стихи, Т.А. Боровик касается таких специфических музыкальных категорий как  ритм, звуковысотность, тембр, форма, темп, фактура, не упрощая и не подменяя их смысла и решая нравственные задачи. Ее ведущая педагогическая идея заключается в осознании ребенком своей  ценности и целостности с окружающим миром.

Изучив систему музыкального воспитания  Карла Орфа, и игровую методику сольфеджио Т.А. Боровик, сделала вывод о том, что на музыкальных занятиях в логопедических группах возможно решать задачи психологической адаптации детей в социуме.    

    Мной была разработана система развития ритмического восприятия для детей старшей и подготовительной  логопедических групп, учитывающая особенности воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, которая не только формирует чувство ритма,  повышает уровень развития всех музыкальных способностей детей с ОНР, но и помогает дошкольникам  более успешно подготовиться к школе, т.к. развивает основные познавательные процессы: внимание, память, мышление, восприятие, а так же крупную и мелкую моторику.

   Система развития ритмического восприятия у детей с ОНР включает в себя перспективное планирование работы по развитию чувства ритма в старшей и подготовительной группе, кружковую работу, работу с родителями, взаимодействие с логопедом и другими специалистами ДОУ.     

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - эти слова выдающегося педагога В.Сухомлинского – девиз моей работы с детьми. Очень важно создать на занятии психологический комфорт, атмосферу доверия и радости, особенно на занятиях с детьми с ОНР. Считаю, что музыкальный руководитель, участвующий в коррекционно – воспитательном процессе, помимо решения  музыкальных задач помогает становлению личности ребенка с речевой патологией, закладывает основы нравственного воспитания, фундамент для обучения в школе, а также решает задачи сенсорного, умственного и физического развития ребенка.

  Перспективный план работы для старшей и подготовительной групп  включает в себя   коммуникативные игры и танцы,  координационно – подвижные, пальчиковые игры, речевое музицирование и игру на детских музыкальных инструментах.

         Очень важно, чтоб на занятиях установилась атмосфера сотрудничества между педагогом и детьми, легкое, доверительное общение, атмосфера игры.  Помогают установить такое общение коммуникативные игры и танцы.  Дети быстро запоминают текст, т.к. в сюжете игр обязательно присутствует элемент шутки, а массажные действия вызывают у них большой интерес.

Коммуникативные игры – это игры для формирования определенных навыков социального общения. Использование их с дидактической целью позволяет решать целый комплекс педагогических, нравственно-этических и психологических задач.  Коммуникативные игры формируют навыки социального общения, помогают снять внутренние зажимы, способствуют регуляции совместной деятельности. Часто такие  игры сопровождаются несложными движениями, включающие элементы массажа. Массаж не только приятен, но и полезен. Он снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость и повышает настроение. Умение общаться через тактильные прикосновения необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно.

                                    « СТРАУС КУКИ»

 В сентябре дети встречаются после отпуска, ослабевают их навыки, способность усваивать новый материал. Коммуникативные танцы создают веселую, непринужденную обстановку, способствуют созданию благоприятных, дружеских отношений между детьми. Во второй половине учебного года задачи коммуникативного танца несколько усложняются. Я прошу детей разучить танец с родителями, бабушками и дедушками, чтобы они могли принять участие в детских праздниках. Дети стараются на занятиях запомнить движения, а дома объясняют и показывают их взрослым, таким образом развиваются разные виды памяти, внимание и речь.

В подготовительной группе дети танцуют со сменой партнеров, в том числе и со взрослыми. Это является показателем высокой самооценки ребенка. Если он легко общается со взрослыми, значит уверен в себе, в своих силах.

Источником коммуникативных танцев является фольклор любого народа. Это танцы со сменой партнеров, движения и фигуры в которых очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. Игровые сюжеты облегчают их запоминание. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и созидателями игрового действия. Этот момент снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка в танце.

Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Жесты и движения, выражающие открытость и дружелюбие, к тому же тактильный контакт способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализации социального микроклимата в детской группе. Коммуникативные танцы помогают решать коррекционные задачи в доступной и привлекательной форме.

                                   

«АПЕЛЬСИНЫ»

Координационно-подвижные игры – это жанр детского фольклора, соединяющий ритмизованную речь с движением. Общеизвестно использование в логоритмике игровых моделей, соединяющих речь и движение, причем главное значение в них имеет ритмизованная речь, являющаяся органической частью развития музыкального слуха детей.

Ценность координационно - подвижных игр заключается в том, что они являются эффективной формой психологического переключения во время занятия, а также дают возможность детям играть своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность, развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, учат бережно относиться к партнеру во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать.  

                Особое внимание, работая с детьми в старшей логопедической группе, уделяю пальчиковым играм.

       Пальчиковые игры решают очень важные задачи:

1)развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную  чувствительность

2)повышают общий уровень организации мышления ребенка, предвосхищают реактивность сознания ввиду быстроты смены движений

3)способствуют развитию речи, улучшая произношение и обогащая лексику

4)улучшают телесное, невербальное общение, облегчают контакты со сверстниками и взрослыми

 Мелкая моторика у детей с ОНР развита плохо, поэтому им  сложно выполнять действия с пальцами. Эта проблема заставила меня подойти к подбору игр таким образом, чтобы на первом этапе работы игры были достаточно простыми, что позволило бы каждому ребенку справиться с заданием.  Сюжет должен заинтересовать малыша, чтобы ему захотелось изобразить героев игры. Например, сделать улитку, которая ползает по спине товарища, прячет и показывает рожки, здоровается  с подружкой, ложится спать.

                             « ПОЛЯНКА»

В раздел речевое музицирование входят речевые упражнения, речевые пьесы, речевые игры и ритмодекламация.

    Первое упражнение, которое  использую в начале учебного года в старшей группе, называется «Имена». Дети разбиваются на пары и ритмично озвучивают свое имя, сопровождая его ритм  «звучащими жестами», затем свободно танцуя под веселую музыку, находят новую пару.

 Это упражнение не только развивает речь и ритмическое восприятие, но и формирует адекватную самооценку ребенка, способствует выработке уверенности в себе, создает положительный эмоционально – психологический климат в детском коллективе.

                                                    « ИМЕНА»

Более сложной формой является речевая пьеса, в которой за словами закреплены определенные длительности и определенные инструменты, своим звучанием подчеркивающие характер и ритм стиха. Работа с речевой пьесой должна быть построена так, будто дети сами нашли подходящий ритм, сами почувствовали, звучание какого инструмента лучше передает характер стихов, это безусловно повышает самооценку детей.

                                    «  ПАДАЕТ ЛИСТ»      

   Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Декламация как искусство выразительного чтения вслух присутствует в ритмодекламации жанровым компонентом, однако отличается более четким произношением и утрированной интонацией, более сильным эмоциональным эффектом от взаимодействия с музыкой.

        Ритмодекламация является одним из любимых видов музыкальной деятельности детей.  Исполнение ритмодекламаций помогает решать задачи не только музыкального, но и нравственного воспитания, учит  сопереживанию. Детям  настолько интересны сюжеты, что чтение римтодекламаций превращается в театральное представление, где все дети актеры.

                               « БЕЗДОМНАЯ КОШКА»

Чтение возможно индивидуально, хором, «цепочкой», групповым диалогом. Ритмодекламацию необходимо дополнять жестами, пластикой, движениями, т.к. восприятие у детей связано непосредственно с моторикой. Выведение на первый план ритма позволяет рассматривать ритмодекламацию как одну из перспективных форм в музыкальной методике обучения дошкольников.  Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие слухового и мышечного ощущений. Дошкольники не могут петь долго, т.к. их голос быстро устает. Особенно тяжело петь детям с ОНР. Проще и естественнее для ребенка говорить. Ритмодекламация, упрощая интонационный процесс, решает те же задачи, что и пение. Ребенок, который успешно справился с исполнением ритмодекламации, обретает уверенность в своих силах и готовится к следующему этапу – пению.                                                                                                                                                                                            

           Элементарное  музицирование с орфовскими инструментами – это одна из форм музыкальной деятельности детей, которая позволяет играть на инструментах, играть с элементами музыки: ритмом, темпом, динамикой, фактурой, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть всем вместе.

       Условия необходимые для организации творческого музицирования -  это личная заинтересованность всех участников, их высокая коммуникативность, настроенность и готовность к общению, к сотворчеству.

          Атмосфера занятия по элементарному музицированию создается особым качеством общения, где педагог не только наставник, но и участник игровой деятельности детей. « Сыграй, спой, танцуй, как хочешь» - эти слова открывают перед ребенком дверь в мир фантазии, т. к. он не боится ошибиться. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой.

        Результатом такой игровой деятельности становятся различные виды элементарных импровизаций: двигательные, инструментальные, вокальные. Таким образом решается важнейший вопрос музыкальной педагогики – воспитание и обучение через творчество.

             

Рассмотренные виды музыкальной деятельности  интересны по форме, увлекательны по содержанию. Они представляют собой бесконечный источник разнообразных по своей структуре, сложности и доступности образовательных моделей, которые всегда вызывают эмоциональный отклик у детей, и  позволяют педагогу варьировать изучаемый материал в зависимости от поставленных целей и задач.

          Рассмотренные виды музыкальной деятельности детей способствуют активному развитию ритмического восприятия, а также развивают внимание, память, мышление и воображение, помогают воспитанию у детей уверенности в своих силах, что благотворно отражается на развитии речи детей с ОНР.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

Семинар-практикум для педагогов "Музыкальный уголок, творчества островок"

Презентация о наполнении музыкальных уголков в группах по возрастам в соответствии с ФГОС...

Семинар - практикум для родителей: "Музыкальное занятие для детей с ОВЗ".

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...

Семинар-практикум для родителей "Музыкальные занятия дома"

Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста "Музыкальные занятия дома"...

Семинар - практикум для воспитателей "Музыкальные игры"

                                    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16700771","...

Семинар практикум для родителей «Музыкальное развитие ребенка в условиях дома, посредствам музыкальных игр»

Музыкально-художественная деятельность — это одно из средств формирования личности ребенка. Одной из главных задач музыкально-художественной деятельности является приобщение детей  к музыка...