«От семени до растения» Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы
проект

Дячина Ольга Владимировна

«От семени до растения» Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной  группы

(в рамках работы муниципальной экспериментальной площадке по теме: «Опытно – экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_semeni_do_rasteniya.docx611.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «БУРАТИНО»

_____________________________________________________________________________

457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15

тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, https://ds6-uu.educhel.ru/ 

ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001

«От семени до растения»

Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной  группы

(в рамках работы муниципальной экспериментальной площадке по теме: «Опытно – экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников»)

 

 

воспитатель: Дячина О.В

 

2019 – 2020  учебный год

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители и педагогический коллектив учреждения.

Сроки реализации проекта: с марта по апрель.

Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, вместе с родителями подбирают информацию в энциклопедиях, рисуют.

Цель проекта:формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян; организация наблюдений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

 Образовательные задачи:

1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.

2. Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.

3. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.

4. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.

Воспитательные задачи:

1.Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.

2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Развивающие задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.

2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.

Желаемый результат:

Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде. 

Объект исследований:

В качестве объекта исследований выбраны семена культурных растений. Семя - это из чего начинается растение и его дальнейшие этапы развития.

Проектная идея: Провести интересный эксперимент - посадить траву или фасоль в коробочку из-под диска и наблюдать, как формируются корешки и ростки, вытягиваются стебельки, появляются листочки.

Для реализации проекта был разработан план:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1 Исследование земли.

Беседа: «Узнаем, какая земля»

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

2 Исследование воды.

Беседа: «Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток поливают, другой нет).

3 Исследование солнца.

Беседа: «Солнце и растения»

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток получает солнечный свет, другой закрыт в шкафчике).

4. Человек.

Беседа: «Человек и растение»

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

Опыты

Цель опыта

Содержание опыта

1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной тканью). Посадить семена – сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. Ростки кабачка регулярно поливать, другие не поливать.

2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно – в теплое место, другое – в холодное

4. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений

Два одинаковых растения поместить одно в банку с плотно закрытой крышкой, другое в доступным воздуху месте.

 

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

- Индивидуальные беседы.

- Предложить родителям подготовить семена фасоли, овёс,  семена травы для кошек.

- подготовить почву, коробочки для СД- дисков.

Ожидаемый результат:

• Закрепление и расширение знаний детей о растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

• Экспериментальным путем выяснить:

- как из семян появляется растение;

- влияние благоприятных условий на рост и растений, связь живой и неживой природы.

• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

 I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• С помощью родителей собрали коллекцию семян.

• Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

• Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

• Изготовлена таблица строения семени фасоли и молодого растения-проростка.

• Сделали подборку дидактических игр «Что сначала, что потом?»,  «Слова, что растут в огороде» (подбор загадок), «Где посадим семена?», «Найди по описанию»

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Дети под руководством воспитателя поместили на дно коробочки 2 ст. л. влажной земли для комнатных растений, смешанной с 1 ч. л. семян травы.

Закрыли, заклеили скотчем, чтобы коробочка не открылась, но оставили место для полива земли, поставили вертикально на окно.

  в течение 7 дней поливали и наблюдали за процессом. Через 5 выросла трава, через 7 дней выросла фасоль

 • Были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы травы во влажном контейнере;

- наблюдения за ростом корневой системы фасоли во влажном контейнере;

- благоприятные условия для выращивания растений из семян (влияние света, тепла, воды на прорастание семян) и рост растений.

• Дети с воспитателем наблюдали за ростом растений, делали фотографии, вели дневник наблюдений. Дети фиксировали наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.

• Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

• Воспитатель с детьми оформили огород на подоконнике.

• Обогатили знания детей о быте и труде деревенских  жителей.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

•Создан  дневник наблюдений ростки в коробке сд-диска с зарисовками наблюдений и записями.

• Пророщены семена различных культурных растений, высажены в почву, проведены опыты о влиянии на  жизнь растения благоприятных условий (почва, влага, свет, тепло).

• Посеяли семена бархоток на рассаду для  клумбы группового участка.

• Все этапы проекта фотографировались и в результате  оформлены в альбом.

Проведена работа воспитателя по подготовке проекта:

- собраны иллюстрации по теме проекта

- подготовлены наборы семян для изучения

- отобрана познавательная и художественная литература по теме, непосредственно-образовательной деятельности на темы «В мире семян», «Строение семени»

-  подготовлены фотоматериалы и дневник наблюдений за ростом семян 

- собрана картотека дидактических игр 

- подобраны загадки и стихотворения

- подготовлены наглядные пособия

- схемы-описания, алгоритмы деятельности

Итог проекта:

- В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

- У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе.

- Сформированы начала экологической культуры у детей: осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

- Развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- У детей появилось желание общаться с природой.

Дальнейшие перспективы:

Включить проект в опыт работы и представить его в рамках ГМО.

https://sun9-59.userapi.com/c850020/v850020534/18d4db/FtM81hfDd4g.jpg https://sun9-43.userapi.com/c850020/v850020534/18d4ef/wmx464KwGIY.jpg https://sun9-40.userapi.com/c850020/v850020534/18d4f9/-OLhYV7ith8.jpg       https://sun9-63.userapi.com/c850020/v850020534/18d4bd/X15V8Eunlko.jpg

Список используемой литературы:

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С. 23.

Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 87с.

 

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.

 Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду :прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.   – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88с. («Путешествие в мир природы и развитие речи»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире лекарственных растений в процессе проектно-исследовательской деятельности

Совместно с детьми средней группы, родителями воспитанников, музыкальным руководителем был разработан и реализован экологический, познавательно-исследовательский, творческий проект «Природные лекари»....

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе "Жизнь комнатных растений"

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань модному направлению в педагогике, это воспитание в детях возможности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. При ознак...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектная исследовательская работа для детей старшего дошкольного возраста "Перец-пришелец"

На данный момент польза детских исследований не вызывает сомнений среди педагогов. Современные дети старшего дошкольного возраста уже не обладают шаблонным мышлением и их вопросы все чаще не несут обы...

Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы «От семени до растения. Выращиваем горох»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных  растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека....