Детско-родительский проект «Я - будущий первоклассник»
проект (подготовительная группа)

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_budushchiy_pervoklassnik.docx753.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 3» (дошкольное отделение 2) г. Тулы

Детско-родительский проект

«Я - будущий первоклассник»

«Быть готовым к школе –                                                                                               не значит уметь читать, писать и считать.                                        Быть готовым к школе –                                                                                  значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А

http://boombob.ru/img/picture/Jul/11/61c44ba75139723c36de4cf7f14ead98/8.jpg

                                                                                              Пдготовили и провели воспитатели:                       

                                                                                                                   Трофимова О.В.

Плужникова Ю.С.

г. Тула 2020 год.

Проект в подготовительной группе «Я - будущий первоклассник».

Вид проекта: информационно-ролевой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (март – май). 

Основная образовательная область: «Социально-коммуникативная».

Уровень интеграции учебного материала - комплексный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №6 «Почемучки», педагоги, родители.

Проблема:

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Актуальность проекта:

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.

Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:

- смену режима дня и питания;

- смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;

- непривычно высокий уровень шума на перемене;

- увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;

- смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);

- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;

- необходимость организовать своё рабочее место за партой;

- требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;

- необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

- возможный неуспех в деятельности;

- увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.

Цель проекта: 

Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению в школе.

Повысить уровень индивидуального развития. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.

Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.

Объединить усилия педагогов и родителей по подготовке детей к школе через консультации и дружеские встречи.

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником.

Задачи проекта:

- расширить знания о школе;

- создать позитивное отношение к обучению в школе;

- стимулировать познавательную активность;

- развивать творческие способности коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;

- найти сведения о школе в художественной литературе;

- воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, образных выражений;

- проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.

Принципы реализации проекта:

  • Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
  • Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;
  • Принцип доступности;
  • Принцип системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.

Ожидаемый результат:

наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;

- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;

- эмоционально положительное отношение к школе;

- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода;

- сохранение семейных ценностей и традиций;

- возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико-аналитический (март)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (апрель-май 2020г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2020г.)
Создание родителями  презентации «Как я был первоклассником».

Создание фотогазеты «Наши мамы и папы первоклассники!»

Родительское собрание «Скоро в школу».

Выпускной бал «До свидания детский сад!».
Оформление папки с материалами проекта.

Поэтапный план реализации проекта:

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Задачи

1 этап

Диагностико-аналитический

- Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.
- Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы.
- Консультации с родителями «Что происходит с ребенком при поступлении в школу»

Изучение методической литературы, сбор информации, составление плана работы над проектом.

Выявление представлений о школе и учебной деятельности.

2 этап реализация проекта

Беседа на тему «Что я знаю о школе?»

Беседа «Зачем надо учиться?»

Беседа «Школа – новый дом».

- расширять знания детей о школе.

- развитие осознанного отношения к учебе;

- воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;

- способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

- познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, звонок);

- закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Решение проблемных ситуаций:

«Мне трудно!»

«Переменка»

«Я хочу играть!»

Помочь лучше подготовиться к школе.

Встреча-беседа с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.

Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

Просмотр мультфильмов:

«Опять двойка»

«В стране невыученных уроков»

«Вовка в тридесятом царстве»

«Как верблюжонок и ослик в школу ходили»

«Чебурашка идет в школу».

Обобщение знаний о школе, умение слушать и выделять смысл увиденного.

Чтение художественной литературы:

Сказки М.А.Панфиловой из цикла «Лесные сказки»,

М.Ясона «Подходящий угол»,

В.Орлова «Что написано в тетрадке»,

Головкина «Не везет»,

В. Драгунский «Денискины рассказы»,

В Воронкова «Подружки идут в школу»,

Алексин «Первый день».

Стихотворения:

Г.Шалаева «Учитель», М.Бородецкого «Первоклассник»,

М.Садовского «Первое сентября», А.Барто «В первый класс».

Загадки о школе и школьных принадлежностях.

Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. Умение слушать и выделять смысл произведения, развитие связной речи, обобщение знаний о школе.

                                                            Развитие связной речи; познавательной активности; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

Целевая экскурсия в школу (знакомство с учителями, классом, спортивной площадкой).

Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Упражнять в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы».

Сюжетно-ролевые игры: 

«Школа»

«Магазин. Школьные товары»

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Дидактические игры: 

«Школа»

«Школа наоборот»

«Собери портфель»

Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Презентация родителей «Как я был первоклассником».

Создание фотогазеты «Наши мамы и папы первоклассники».

Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации.

Вовлечение родителей в жизнь группы. Показать на примере родителей, что они тоже были первоклассниками.

Рисование

«Моя будущая учительница»

«Моя школа»

«Что тебе понравилось в школе» раскрашивания рисунков на школьную тематику.  

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику.

Оформление уголка школьника

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».   

Способствовать развитию интереса воспитанников к школе.

Коллективная аппликация «Моя будущая школа»

Развивать фантазию, мышление, умение работать в коллективе.

3 этап

итоговый

Выставка рисунков на тему «Моя школа».

Фотовыставка «Наши мамы и папы первоклассники».

Папка проекта «Я - будущий первоклассник».

 Уголок «Будущий первоклассник».

Пакет рекомендаций для родителей.

Выпускной бал «До свидания детский сад!».

Расширить у детей знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе.

Вовлечение родителей в жизнь группы. Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.

Работа с родителями:

Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению».

Индивидуальные беседы «Снятие тревожности у детей и родителей».

Памятка для родителей «Подготовка детей к школе».

Беседы с родителями «10 советов родителям будущих первоклассников».

Родительское собрание «Скоро в школу».

Фотовыставка «Наши мамы и папы первоклассники».

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».

Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

Практическая значимость:  

Практическая значимость проекта «Я - будущий первоклассник» в детском саду заключается в разработке и подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие педагогов и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволил обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.


Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Я - будущий первоклассник», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. Наш проект направлен в первую очередь на развитие личностной готовности к школе, мотивационной готовности детей и помощи родителям в новой ступени развития.

https://shat-dou20.edumsko.ru/uploads/2600/2565/section/165678/2017_-_2018_uch_god/1443747244_1.png?1528527454617


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект "Я - будущий первоклассник".

Проект позволяет сформировать у детей подготовительной группы стойкий познавательный интерес к обучению в школе....

Проект "Мы-будущие первоклассники"

Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большин...

Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"

Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"...

Проект «Мы – будущие первоклассники»

Актуальность: переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду  - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспеч...

проект " Мы будущие первоклассники"

Познакомить детей с новой жизнью школы....

Проект "Мы будущие первоклассники"

Поступление в школу - событие в жизни ребёнка. Объединёнными усилиями воспитателей, учителей, родителей, важно сформировать у детей устойчивый интерес к школе, учёбе, сделать для них поступление в шко...

Проект "Мы - будущие первоклассники"

Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Отношен...