Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников
методическая разработка

Коробкова Ирина Геннадьевна

В работе рассказано о методах и приёмах обучения игры на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Наконец, игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Применение в работе различных музыкальных игрушек - инструментов дает возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов.

Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.

Музицирование для детей является интересной и увлекательной деятельностью, но стоит отметить, что наибольший интерес у детей вызывает игра на народных музыкальных инструментах. Их яркое оформление, колоритный звук – всё это привлекает детей в народном музыкальном инструменте.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

В свою очередь, исполнительство на народных музыкальных инструментах следует рассматривать как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкальную деятельность.

С помощью народного инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.

В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли («злые силы» и стремились призвать «добрые»).

Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.

Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству.

Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.

Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями.

Дополнительную информацию дают названия инструментов шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание инструмент та имитирует перестук лошадиных копыт), Звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть» или «жалить»), рожок (cоставная часть этого инструмента сделана из рога животного).

Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей. В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник, рубель и т. д.).

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждают прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека).

Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Звучание оркестра более разнообразно и интересно, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки: чередование различных тембровых окрасок в каждой части музыкального произведения, которые наиболее соответствуют настроению музыки.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра требуется большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Зная некоторые правила инструментовки, музыкальные руководители могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяется исходя из самой музыки: при исполнении народных мелодий привлекаются народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.); для классической - инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные) определяется по яркости тембров.

При распределении между детьми партий в оркестре учитывается их интересы и способности.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра на детских музыкальных инструментах - творческий вид музыкальной деятельности"

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей....

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...

"Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности"

Консультация должна помочь воспитателям грамотно оборудовать музыкальный уголок в группе и правильно организовать музицирование детей в свободное время....

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей "Использование музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности дошкольников"

Музыкальные инструменты могут быть использованы в сюжетно-ролевых и диагностических играх. Они помогают детям развивать музыкальные способности, побуждают к творчеству....