Мастер класс «Формирование у детей дошкольного возраста диалогической речи посредством игровой деятельности»
методическая разработка

Гулиева Зарифа Автандиловна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической  речи по средством игровой деятельности.

Задачи:

1. Освежить знания педагогов о методах и приемах развития свободного общения у детей со взрослыми и сверстниками, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.

2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при обучении детей строить диалог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»

Мастер-класс:

«Формирование у детей дошкольного возраста диалогической речи посредством игровой деятельности»

                                                                                     Подготовила: Гулиева З.А.

«Формирование у детей дошкольного возраста диалогической речи посредством игровой деятельности»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической  речи по средством игровой деятельности.

Задачи:

1. Освежить знания педагогов о методах и приемах развития свободного общения у детей со взрослыми и сверстниками, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.

2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при обучении детей строить диалог.

Форма проведения: мастер - класс для воспитателей.

Прежде, чем мы начнём наш  мастер – класс  предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение 

«Нас с вами что-то объединяет».

(Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.) 

В результате проведенного упражнения, можно сделать вывод, диалог – это в первую очередь общение, разговор, беседа, когда беседуют два или несколько партнеров на какую либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность  ответить самому. Но полноценным  диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они  уважают друг в друге личность.

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

В игре у детей формируются:

1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями, суждениями) и соответствующими им ответными реакциями.

2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:

– соблюдать очередность в разговоре;

– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

– не говорить с полным ртом;

– говорить спокойно, доброжелательным тоном

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

Для совершенствования у детей диалогической речи применяются разнообразные методы и приемы:

В своей работе для улучшения дикции детей и взрослых используем чистоговорки. Они  помогают устранить нечеткое произношение.

Я сейчас озвучу первую часть скороговорки, а вы продолжите.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - В зоопарк пришли к моржу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - Испугались мы моржа.

Же-же-же, же-же-же - Сидят птички на морже.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - Ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи - Повернулись к нам моржи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - Рыбку бросили моржу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи - Очень мирные моржи

Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

Продемонстрировать прием работы с детьми, (в масках) – например: «Лизавета и Зубастый».

Цель: усвоение различных по форме и содержанию вопросов и ответов, вопросительной и повествовательной интонации.

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй.

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела, голова пока цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке!

- Кто отгрыз?

- Собаки.

- Сыт ли милый куманек?

- Еле ноги уволок! Как, лиса, твои дела?

- На базаре я была.

- Что ты так устала?

- Уток я считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной.

- Где же эти утки?

- У меня в желудке.

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила («Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»).

Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Хлоп-хлоп, убегай!»

Цель: Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры

Одни игроки ходят по площадке, имитируя собирание цветов, несколько детей изображают лошадок, которые в сторонке «щиплют травку». Водящий произносит слова:

Хлоп-хлоп, убегай!

Тебя кони стопчут!

А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь.

После этих слов игроки, изображающие коней, начинают скакать, подражая лошадкам, и стараются поймать детей, гуляющих на лугу. Пойманные дети на время выбывают из игры.

Словесные игры. Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Игры воспитывают внимательность к репликам партнера по игре, учат вступать в игровой диалог в свою очередь.

Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Будь внимателен!»

Цель: Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».

Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

- Я еду в гости.

- Я победила в конкурсе воспитателей.

- У меня сегодня очень сильно болит голова.

- Я купила себе красивое платье.

- Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в развитии диалогического общения дошкольников, помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги. («Больница», «Почта», «Магазин», «Парикмахерская»).

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно.

Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Смешинки».

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение использовать различные падежные формы существительных.

Материал: Набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка.

Ход игры

Играющим раздаются картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т.д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.

Продемонстрировать прием работы с детьми – например«Козел Мефодий».

Цель: Усвоить формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации; приучить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

- Кто там бродит в огороде?

- Это я, козел Мефодий.

- По каким таким делам?

- Помогаю сторожам.

  Я капусту охраняю,

  Каждый лист оберегаю...

- Почему ж капусту вдруг,

  А не редьку

  И не лук?

  Как же так, скажи, Мефодий?!

  Ты забыл о них, выходит!

- Ничего я не забыл,

  Но на все не хватит сил.

  Лук стеречь я не умею,

  А от редьки я худею.

  А капуста - хороша,

  И нужны ей сторожа,

  Потому что самый вкусный,

  Очень вкусный –

  Лист капустный!

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что:

- в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно;

- дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Важное совещание, или что подарить мамам!»

Цель: Формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

Ход игры

Всё в лесу шумит, поёт –

Праздник мамин настаёт!

Нужно всем обговорить:

Будем мамам что дарить?

Скажут папы-обезьяны:

- Купим мамам мы бананы!

Чтоб варили круглый год

Нам банановый компот.

Скажут папы-хомячки:

- Купим мамам мы крючки!

Чтобы день-деньской до ночки

Нам вязали свитерочки!

Скажут-скажут папы-мишки:

- Купим-купим мамам крышки!

Купим баночки, коренья –

Варят мамы пусть варенье!

Ну а зайка на опушке

Мчится вдаль, раскинув ушки,

Эй, постой! Куда же ты?

- Я спешу купить цветы!

Ведь зачем дарить крючки?

Эх, вы, мишки, хомячки!

Чтобы мамы отдыхали,

Чтоб как пташечки порхали,

Будем-будем мам любить!

Будем им цветы дарить!

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.

Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Утешение».

Цель: Показать значение и привлекательность ласковой интонации.

Материал: Игрушки (зайчик, ежик, белочка).

Ход игры

Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек.

- Чего, косой, ревешь?

- Да вот, лапу подвернул.

- Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой.

А зайка сидит плачет — не унимается.

Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела.

- Здравствуй, Заинька! Что с тобой?

- Да вот, лапу подвернул, больно мне.

Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала:

- Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка.

Чувствует Зайка, что лапка болит все меньше. И зайчишке стало так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово.

Вопросы:

Почему плакал Зайка?

Что и как сказал ему Еж?

Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила?

Словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе».

Продемонстрировать прием работы с детьми – например: «Разговор с другом».

Цель: Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием.

Ход игры

1.  Беседа с детьми.

- Дети, у кого есть дома телефон? Вы часто звоните по телефону? Кому вы звоните? У ваших друзей есть телефон? Вы часто звоните друг другу?

- О чем можно поговорить по телефону с другом? (Можно подсказать темы для разговора, если дети затрудняются.)

- Звонить нужно только тогда, когда знаешь, о чем ты будешь говорить, что будешь спрашивать. Иначе разговор получится пустой, т.е. не о чем. Вот послушайте об этом рассказ.

2. Чтение рассказа Н. Носова «Телефон».

Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.) 

Материал  мастер-класса оформлен мною в виде картотеки подвижных, дидактических игр с детьми, предназначенные для развития диалогической речи дошкольников.

В заключение нашего  мастер класса, хочется сказать о том, что огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

На этом  мастер-класс закончен, желаю вам дальнейших успехов. Надеюсь, что полученный опыт пригодится вам!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге"

Цель: формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дороге. Задачи:- создание условий для сознательного изучения детьми Прави...

Мастер-класс для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»

Мастер-класс для родителей«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»...

мастер-класс «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...

Мастер - класс «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду через различные виды деятельности»

Данный материал  раскрывает аспект работы педагога по формированию у старших дошкольников  ценностного отношения к труду. Здесь также представлен алгоритм использования игровых практик и ...

Мастер-класс "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования лепбука"

Мастер-класс пердназначен для воспитателей-специалистов в работе по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге....

Мастер - класс " Формирование знаний детей дошкольного возраста о неживой природе посредством опытнической деятельности"

Передача опыта  путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов. приёмов и форм педагогической деятельности....

Мастер-класс для педагогов ДОУ ««Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Освоение начальных экономических представлений посредством игровой деятельности. Формирование предпосылок финансовой грамотности»   .Здравству...