Проблема развития творческого воображения старших дошкольников в исследованиях педагогов и психологов
методическая разработка

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики, решение которой начинается уже в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития творческого воображения старших дошкольников в исследованиях педагогов и психологов

Княжеская О.В, воспитатель

 Петрова О.В., педагог-психолог

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 121»

89081372179

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, при которой можно не только использовать действительность, но и изменять её. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для развития творческих способностей.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики, решение которой начинается уже в дошкольном возрасте. Для развития творческого воображения большое и неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, создание различных построек и конструкций из природного, бросового и строительного материалов [2, c. 34].

Очень важно с самых ранних лет приучать ребёнка к прекрасному. Но порой заинтересовать его не так уж и просто. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребёнка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период учёные называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и творческого воображения [5].

Проблема развития творческого воображения изучалась многими учёными, педагогами, психологами и отражена в работах Л. С. Выготского, Е. Е. Сапоговой, Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна, Е. Г. Игнатьева, К. Д. Ушинского, А. В. Петровского, В. А. Крутецкого и др. [7].

Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались многими учёными (Т. С. Альтшуллер, Ш. А. Амоношвили, С. И. Гессен, Г. С. Батищев, Г. Геггель, Ж.-Ж. Руссо и др.). Психологические аспекты творческого процесса и креативности освещены в трудах Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, В. С. Юркевич и др. Вместе с тем, проблема определения эффективных путей развития творческого воображения у детей в процессе художественной деятельности требует пристального внимания [6].

В жизни дошкольника воображение играет достаточно огромную роль. В этом возрасте оно проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наиболее спорных проблем психологии.

В общих чертах воображение можно определить как способность к переконструированию образов.

Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [8, с. 260].

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребёнка гораздо богаче воображения взрослого человека.

Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр.

Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше.

Ребёнок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены скромными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребёнка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого [4, с. 283].

Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Серого волка, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства.

Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьёз боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Даже дома, в знакомой и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения. Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника [3, с. 284].

У ребёнка «не только материал, из которого строит воображение, беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [1, с. 28].

И все-таки воображение играет в жизни ребёнка значительно большую роль, чем в жизни взрослого [3, с. 260].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Богачек И. С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми старшего дошкольного возраста// Теоретические и прикладные проблемы образования старших дошкольников – СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – С. 25- 28.
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Сфера, 2014. – 344 с.
  3. Дьяченко О. М. Об активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 44-51.
  4. Дьяченко О. М. Психическое развитие дошкольников. – М. : Просвещение, Учебная литература, 2006. – 144 с.
  5. Немов Р. С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 3-х кн. – Кн. 1. Общие основы психологии. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 394 с.
  6. Общая психология / под редакцией А. В. Петровского – М. : Наука, 2001. – 659 с.
  7. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 423с.
  8. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 4-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных изобразительных техник – одно из условий развития творческого воображения старших дошкольников»

В контексте развивающего обучения и воспитания важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на тв...

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...

Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности

В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...

Потенциал акварельной живописи в развитии творческого воображения старших дошкольников.

Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок...