Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Шахматная доска"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Абдразакова Елена Рахимзяновна

ознакомление детей с игрой в шахматы в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Конспект

совместно организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

по программе И. Г. Сухина «Шахматы – школе»

Тема: «Шахматная доска»

Выполнила:

Абдразакова Елена Рахимзяновна

воспитатель

Мегион

2019-2020 уч.г.

Цель: знакомство детей с шахматными фигурами;

повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.

Методы:  словесный, наглядный, метод игры.

Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, сказочный герой Незнайка, кубик с изображением шахматных фигур, «репка», «Волшебный мешочек», сундучок.

Ход образовательной деятельности

  1. Вступительная часть.

Раздаётся стук в двери. Входит Незнайка в руках держит шахматную доску.

Незнайка:  Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, «Шахматы», а как играть не научили. Научите, пожалуйста.

Воспитатель: Незнайка, мы знаем, что эта игра не простая и не лёгкая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.

  1. Основная часть

Воспитатель:

В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют Партнёрами Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.

Незнайка: Ой, подождите, у меня внутри шахматной доски лежит тетрадка с загадками. Попробуйте отгадать.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают. (Все отгадки ребёнок показывает на шахматной доске).

Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).

Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)

Что следует за чёрным полем? (белое поле)

Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)

Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два)

Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)

 

Игра «Доскажи словечко».

В поле много есть дорожек.

Будь и смел и осторожен.

Вверх и вниз пойдёшь – это…(вертикаль),

Вправо- влево -…(горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведёт…(диагональ).

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный сундучок, что же там внутри?

Да это же шахматные фигуры! На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это Белые. Другой шахматист командует армией тёмных фигур. Это Чёрные.

Воспитатель достаёт из сундучка шахматные фигуры: белая и чёрная ладья, называет их.

Дети все вместе повторяют. Так же знакомимся с остальными фигурами.

У каждого ребёнка на столе коробочка с шахматными фигурами. Воспитатель просит показать и назвать шахматную фигуру.

Игра «Волшебный мешочек».

Достать из мешочка заданную фигуру (в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую).

Игра «Кубик».

Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассказать сказку «Репка», используя при этом шахматные фигуры.

Игра «Шахматная репка».

Посадили « репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя:

«Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка– это пешка».

Физкультминутка.

Незнайка потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся, (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развёл, (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашёл (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать ,(погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).

Воспитатель:  У нас ещё остались загадки в тетрадке.

Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)

У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)

Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)

Какая фигура выше: конь или король? (король)

Какая фигура ниже: ладья или ферзь? (ладья)

Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).

У какого слона нет хобота?(у шахматного)

Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).

Словесная игра «Доскажи словечко».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два …(коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся…(слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт…(ладья)

Кто сможет подсказать пароль?

Его Величество…(король).

Воспитатель: Дети, шахматные фигуры устали ,им пора отдохнуть.

Игра «Полна горница»

Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Воспитатель предлагает детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.

  1. Итог

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? - Незнайка, а ты что узнал?

Незнайка:  Спасибо, ребята, за то что вы познакомили меня с шахматными фигурами. Я очень рад, что попал к вам на занятие.

Воспитатель: Мы с ребятами тебя приглашаем посещать занятия по шахматам.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.

Литература

1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов

общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011,

2013.)

2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:

Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. –

Обнинск: Духовное возрождение, 2012

3 Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –

Обнинск: Духовное возрождение, 2011

4 Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тема: «Кукольники – мультипликаторы»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группеОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Тема: «Кукольники – мультипликаторы»Це...

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста: «Пришла весна».

Использование ИКТ позволяет  проводить занятия в интересной и разнообразной форме, поддерживать мотивацию и активность детей во время организации образовательной деятельности....

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста "Пришла весна".

Использование ИКТ позволяет проводить занятия в интересной и разнообразной форме, поддерживать мотивацию и активность детей во время организации образовательной деятельности....

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски для детей старшей группы.

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски для детей старшей группы.Тема: "Одежда и обувь".Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде и об...