Программа студии художественного творчества "Краски детства"
учебно-методическое пособие

Перевощикова Галина Николаевна

Программа студии художественного творчества "Краски детства" для детей 4-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  

«КРАСКИ ДЕТСТВА»

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4- 7 лет)

hands_paint_children_happiness_positive_smile_92895_1920x1200.jpg

Срок реализации программы: 3 года

Составила и реализует  программу:

Перевощикова Галина Николаевна,

воспитатель

г. Урай, 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебно- тематический план

7

3.

Содержание программы

7

4.

Календарно – тематическое планирование

8

5.

Методическое обеспечение

17

6.

Список литературы

18

1.  Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии  художественного творчества «Краски детства»  (далее – Программа) художественной направленности, составлена с учётом наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыковой.

Нормативно-правовым основанием для разработки Программы являются следующие документы: Федеральный закон РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.13 № 1155), «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»), «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения  РФ от 09.11.18 № 196), «Требования  к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16).

Актуальность программы.  

Процесс познания мира ребенком неотделим от стремления попробовать самому изобразить то, что он видит вокруг себя.  Приобщать детей к миру прекрасного нужно как можно раньше: учить восторгаться причудливой красотой деревьев, многоцветием заката, неповторимыми звуками музыки, очаровывающие слух строки стихотворения, пластикой и грациозностью в движения.

Новизна  программы  заключается в  поиске  новых путей в организации работы по изобразительной деятельности и развитию творческих возможностей детей, начиная с 3-х летнего возраста.  Новизна программы направлена на внутреннюю взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой деятельности при создании новых образов.

Педагогическая целесообразность  программы  состоит в том, что в ней  учтены принципы  свободы, являющейся непременным условием всякого творчества. Искусство способствует эмоциональному раскрепощению личности.  

Отличительной особенностью  данной программы является  - использование нетрадиционных  техник рисования (кляксография, аппликация с дорисовкой, набрызг, монотипия, рисование трафаретом, тампонирование и др.). Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,

непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения».

Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором  будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Цель  программы: гармоничное  развитие ребенка  посредством формирования творческих способностей.

Задачи:  

Образовательные:

 Формировать у детей технические навыки рисования, приемам работы кистью, мелками, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и т.д.);

 Формировать умение отбирать изобразительные материалы и инструменты;

 Формировать умение различать цвета спектра и их оттенки;

 Познакомить детей с различными традиционными и нетрадиционными техниками рисования, формировать умение различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;

 Формировать умение создавать свой неповторимый образ в рисунках, используя различные техники рисования;

 Формировать эстетические представления о художественных средствах живописи, о колорите живописи как о сложных цветосочетаниях, выражающих настроение или отношение, формировать умение составлять сложные цветовые решения, выражать ими свое отношение к изображаемым предметам и явлениям;

 Формировать эстетические представления о некоторых законах композиции (смысловой центр, глубина пространства, ритм, акцент, элементы перспективы), формировать умение детей пользоваться законами композиции, подражая произведениям художников, в том числе произведениям преподавателя кружка детского творчества;

 Обогащать у детей эстетические представления о материалах и техниках изобразительной деятельности, формировать умение подбирать и использовать гармоничные цветовые решения для выражения настроения и отношения мазками, точками, пятнами, заливкой.

Развивающие:

 Развивать такие свойства личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремлённость, аккуратность, художественный вкус;

 Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

 Развивать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций;

 Развивать мелкую моторику рук детей;

 Развивать художественно-пространственные представления и индивидуальное творчество в работе с художественными материалами;

 Развивать предпосылки ценностно –смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Воспитательные: 

 Воспитывать творческое начало в личности ребенка;

 Воспитывать самостоятельную творческую деятельность детей;

 Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение, художественный вкус, довести начатое дело до конца;

 Воспитывать стремление к экспериментированию.  

При разработке программы учитывались принципы:

     - принцип научности - в процессе выполнения программы детям сообщаются знания о

форме, величине, цвете, о пространственных отношениях. Содержание программы  выбрано с учётом возможностей детей в условиях планомерного обучения и воспитания.

По мере усовершенствования системы воспитания и обучения изменяется и уровень возрастных особенностей. Таким образом,  принцип доступности  выражается в соответствии учебного материала возрастным особенностям детей. Развивающий характер

программы предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми знаний, умений и навыков. Это определяет  принцип сознательности, т.е. материал усваивается сознательно, активно, закрепляется прочно, и дети могут  свободно реализовать эти знания в дальнейшем. Особенно важно соблюдение  принципа наглядности, посредством, которого детям предоставляется возможность знакомиться с объектами окружающей действительности или их изображением. Программа не является статичной по характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости поставленной

педагогом задачи в определённый период и в соответствии с уровнем усвоения программного материала. В процессе занятий осуществляется  личностно-ориентированный принцип.  

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:  

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг  с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.  

«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению

знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

 «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.  

Формы работы с детьми в рамках программы «Краски детства»

Занятия проводятся с подгруппой детей 5  человек во второй половине дня:

средняя группа — 20 минут по подгруппам 2 раза в неделю;

старшая группа — 25 минут по подгруппам 2 раза в неделю;

подготовительная группа — 30 минут по подгруппам 2 раза в неделю.

Продолжительность  программы для каждой возрастной группы составляет 64 занятия в год (1280 минут/1600 минут/1920 минут). Программу реализует воспитатель.

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения по программе ребенок 4-5 лет может:

-  иметь представление о месте расположения предмета в пространстве (посередине, слева, справа, вверху, внизу, по углам),

- смешивать цвета на палитре,

- знать понятия: штрих, линия, мазок, тычок,  

- владеть кистью (плашмя и кончиком в разном направлении);  

-  различать теплые и холодные цвета.

К концу обучения по программе ребенок 5-6 лет может:

- знать графические материалы (карандаши цветные и простые, восковые мелки), их свойства,  

- свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков,

- виды и свойства бумаги (плотность, эластичность),

-  работать в техниках: примакивание, рисование по сырой бумаге, смятой бумагой, поролоном, восковыми мелками, жёсткой кистью и т.д.

К концу обучения по программе ребенок 6-7 лет может:

-  самостоятельно выбирать средства  выразительности для изображения более точного образа, в том числе использовать нетрадиционные техники рисования;  

-  владеть навыками срисовывания;  

-  свободно ориентироваться в жанрах живописи;  

-  основы цветоведения (смешение цветов, размывка цвета);  

-  уметь изображать объемные и полуобъемные композиции;  передавать цветом настроение.

Формами подведения итогов  реализации программы являются: участие детей в художественных конкурсах всероссийского, регионального, муниципального уровней и организация тематических выставок внутри дошкольной образовательной организации.

2.  Учебно-тематический план

Возрастная

категория группы

Содержательные модели

Практические занятия

Продолжи-

тельность

1 занятия

Продолжи-

тельность

в неделю

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в год

Объём образовательной нагрузки за год

Средняя группа

(4-5 лет)

20 минут

40 минут

2

64

1280 минут

Старшая группа

(5-6 лет)

25 минут

50 минут

2

64

1600 минут

Подготовительная  группа

(6-7 лет)

30 минут

60 минут

2

64

1920 минут

3.  Содержание программы

  • Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, дорисовка клякс.
  • Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами,

ладонью.

  • Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным приемам.
  • Метод монотопии. Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу.
  • Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов,

которые лучше рисовать на влажной бумаге.

  • Свободное экспериментирование с материалами в различных нетрадиционных

техниках развивает творчество, дает свободу самовыражения.

  • Лепка объемная и рельефная.

4.  Календарно-тематическое планирование

Календарно -  тематический план студии художественного творчества

«Краски детства» средняя группа (4-5 лет)

Категория обучающихся: дети 4-5 лет

Количество детей: 5-10

Продолжительность занятий: 20 минут

Количество часов в неделю: 40 минут

Общее количество занятий: 64 –1280 минут

Месяц

Тематика занятий

Вид работы

Содержание

Октябрь

Листопад и звездопад

Аппликация из природного материала на бархатной бумаге

Создание красивых композиций из природного материала (засушенных листьев, лепестков цветов, семян) на бархатной бумаге.

Кисть рябинки, гроздь калинки….

Рисование модульное ватными палочками

Рисование кисть рябины (калины) ватными палочками, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти.

Мухомор

Лепка предметная

Лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Изготовление крапин (украшения) для шляпки: раскатывания жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки.

Ноябрь

Тучи по небу бежали

Аппликация – мозаика с элементами рисования

Знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура – дождевой тучи.

Вот ежик – ни головы ни ножек

Лепка сюжетная

Лепка ежика с передачей характерных особенностей внешнего вида. Экспериментирование с художественными материалами для изображения колючей «шубки».

Осенний букет

Печатание листьями

Познакомить с приемом печати  листьями: листья пропитываются краской и прижимаются к листу бумаги. Экспериментирование с художественными материалами для изображения осеннего букета.

Декабрь

Морозные узоры

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения

Рисование морозных узоров стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное, творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистик волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти.

Филимоновские игрушки – свистульки

Лепка декоративная по мотивам народной пластики

Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народно – прикладного искусства. Лепка курочки  из соленого теста скульптурным  способом. Характерные элементы декора и цветосочетания.

Я слепил снеговика

Аппликация: нетрадиционные техники – обрывание и скатывание салфетки и ваты

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, умение комкать салфетку и вату, создавать выразительный образ снеговика (дополнять изображение снеговика, наклеивая детали: шапочку, глаза, метлу), дорисовывать ватными палочками снег – создавая композицию.

Январь

Сонюшки – пеленашки

Лепка рельефная в спичечном коробке

Создание оригинальных композиций в спичечных коробках – лепка пеленашек в колыбельных. Лепка фигурок  спящих игрушек (миниатюр) на основе валика с закругленными концами. Знакомство с видом народной куклы – пеленашкой. Экспериментирование с художественным материалом.

Крючка, Злючка и Зака – Закарючка

Рисование – фантазирование

Рисование фантазийных образов по мотивам шуточного стихотворения. Создание изображений обеими руками.

Елочка в снегу

Аппликация объемная с использованием ваты + рисование елки на готовом аппликативном фоне

Рисовать елку гуашевыми красками, передавая особенности ее строения и размещения в пространстве. Показать зависимость конкретных приемов от общей формы художественного объекта (рисование елки на основе аппликативного треугольника). Развивать координацию в системе «глаз-рука». Дополнять изображение нетрадиционными средствами аппликации.

Февраль

Воробушки на кормушке  

Лепка сюжетная коллективная

Лепка птиц конструктивным способом из четырех – пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бусинки для глаз, семечки для клювиков)

Снежок

Рисование свечой, акварелью

Рисование  свечой передает фактуру и свойства предметов, происходит  экспериментирование с художественным материалом.

Веселый снеговик

Аппликация из ваты на бархатной бумаге

Создавать выразительный образ снеговика работая в технике выполнения объемной аппликации, декоративно оформлять созданный образ с помощью бросового материала (ленточек, бусин, конфетти, фантиков)

Март

Цветы – сердечки

Лепка рельефная декоративная из соленого теста

Создание рельефных картин в подарок близким людям – мамам, бабушкам. Поиск вариантов изображения цветов с элементами – сердечек. Лепка сердечек разными способами: моделирование пальцами, вырезание формочками.

Рыбки играют, рыбки сверкают

Аппликация из цветной бумаги или ткани

Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Составлять варианты изображений из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе.

Путешествие в страну кляксометрю

Кляксография

Знакомство  с нетрадиционным способом рисования – кляксография. Экспериментирование с художественным материалом.

Апрель

«Живые» облака

Аппликация обрывная

Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления. Освоение обрывной техники аппликации.

Звезды и кометы

Рельефная лепка

Создание рельефной картины со звездами, созвездиями, кометами. Самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание и свивание удлиненных жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой)

Волшебный дождик

Рисование свечой

Рисование  свечой передает фактуру и свойства предметов, происходит  экспериментирование с художественным материалом.

Май

Мышонок – моряк

Аппликация с элементами рисования

Создание из бумаги разных корабликов, комбинируя приемы аппликации: срезание уголков, разрезание прямоугольника, квадрата по диагонали для получения паруса, разрывание бумаги на полоски и кусочки для получения струй воды и морской пены. Использование разных вариантов интеграции рисования и аппликации: построение аппликативной композиции на протонированном фоне, оформление аппликации графическими средствами.

Наш аквариум

Лепка объемная и рельефная

Применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Поиск изобразительно – выразительных средств.

Как я люблю одуванчики  

Рисование восковыми мелками, тычкование, обрывание

Эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования; чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Календарно – тематический план студии художественного творчества

«Краски детства» старшая группа (5-6 лет)

Категория обучающихся: дети 5-6 лет

Количество детей: 5-10

Продолжительность занятий: 25 минут

Количество часов в неделю: 50 минут

Общее количество занятий: 64 –1600 минут

Месяц

Тематика занятий

Вид работы

Содержание

Октябрь

Листочки на окошке

Витраж

Сочетание аппликативных техник; создание коллективной композиции из  вырезанных листочков

Осенний натюрморт

Лепка предметная из соленого теста

Лепка фруктов из соленого теста; создание объемных композиций; знакомство с натюрмортом

Осенние листья

Рисование с натуры

Рисование осенних листьев с натуры, передовая их форму карандашом и колорит – акварельными красками.

Ноябрь

Пернатые, мохнатые, колючие…

Лепка – экспериментирование с художественными материалами

Экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).

Чудесное превращение кляксы

Кляксография

Рисование – экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание – «оживление» необычных форм.

Цветные ладошки

Фантазийные композиции

Аппликация силуэтная с элементами рисования, вырезание по нарисованному контуру, составление образов и композиций.

Декабрь

Снегири и яблочки

Моделирование новогодних игрушек

Моделирование птиц из ваты и бумаги, изготовление игрушек – подвесок для новогодней елки.

Звездочки танцуют

Аппликация из фольги и фантиков

Вырезание звездочек из фольги и красивых фантиков, сложенных дважды по диагонали, комбинирование симметричной и накладной аппликации,  формирование композиционного умения.

Белая береза под моим окном

Рисование с элементами аппликации

Гармоничное сочетание разных изобразительных техник для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование)

Январь

Звонкие колокольчики

Тестопластика

Создание объемных полых (пустых внутри) поделок из соленого теста и декоративное оформление по замыслу.

Веселый клоун

Рисование гуашью, мелками, карандашами с передачей мимики и движения

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении  и с передачей мимики (улыбка, смех).

Веселые портреты

Аппликация из бумаги

Вырезание овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру), оформление прически обрывной аппликацией, цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).

Февраль

Муравьишки и муравейник

Лепка из бумажной массы папье – маше

Создание объемных образов – папье – маше, лепка из бумажной массы мелких животных с передачей характерных особенностей строения и окраски,  показ возможных сочетаний разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для глазок – бисер, пуговки.

Фантастические цветы

Рисование фантазийное

Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений (краски гуашевые, акварельные, пастель, фломастеры, гелевые ручки, цветные карандаши, ватные палочки, перышки), использование приемов видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов.

Сказочная птица

Аппликация из ткани

Составление из цветных геометрических лоскутков ткани сказочной птицы, умение  красиво размещать на композиционной основе узор.

Март

Красивый букет

Рисование мыльными пузырями

Рисование мыльными пузырями необычных цветков, поиск средств выразительности передачи спонтанно полученного рисунка, путем использования паспарту.

Башмак в луже

Аппликация симметричная из фактурной бумаги

Вырезание двойных силуэтов парных предметов и составление композиции с отражением в «луже»

Весенний ковер

Лепка декоративная из пластилина или цветного соленого теста

Лепка коврика из жгутиков разного цвета способом переплетения. Декоративно – прикладное искусство – ковроделие.

Апрель

Я рисую море

Рисование – экспериментирование

Создание образа моря различными нетрадиционными техниками, экспериментирование с различными художественными материалами и инструментами (зубной щеткой, поролоновой губкой, мочалкой0

Плавают по морю киты и кашалоты  

Рельефная лепка

Совершенствование рельефной лепки: поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище в виде конуса + несколько вариантов хвоста и плавников»

Наш аквариум  

Аппликация из ткани

Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов ткани (кругов, овалов, треугольников), красиво размещать на композиционной основе.

Май

Весеннее небо

Рисование в технике «по мокрому»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветной растяжки «по мокрому».

Нарядные бабочки

Аппликация силуэтная симметричная

Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, украшение графическими или аппликативными средствами.

Глиняный ляп

Лепка – экспериментирование

Создание образа и его быстрая трансформация по сюжету сказки – крошки, освоение связи между пластической формой и способами лепки.

Календарно – тематический план студии художественного творчества

«Краски детства» подготовительная  группа (6-7 лет)

Категория обучающихся: дети 6-7 лет

Количество детей: 5-10 детей

Продолжительность занятий: 30 минут

Количество часов в неделю: 1 час

Общее количество занятий: 64 – 1920 минут

Месяц

Тематика занятий

Вид работы

Содержание

Октябрь

Лес, точно терем расписной…..

Рисование и аппликация из бумаги - коллаж

Создание образов разных деревьев, кустов и составление из них коллективную композицию «Осенний лес». Поиск оригинальных способов создания кроны деревьев (обрывная, накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор).

Деревья смотрят в озеро

Рисование в технике «по мокрому» - с отражением

Знакомство с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотопия, отпечатки).

Кто в лесу живет?

Лепка животных

Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщенной формы, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения.

Ноябрь

Разговорчивый родник

Рисование пастелью пейзажа

Ознакомление с изобразительными возможностями художественного материала – пастели. Освоение приемов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка)

Кто в лесу живет?

Аппликация  сюжетная

Создание сюжетной композиции из силуэта животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам. Знакомство с искусством силуэта.

Пугало огородное

Лепка предметная – на каркасе с элементами конструирования

Новый способ лепки – на каркасе из трубочек или палочек.

Декабрь

Морозные узоры

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетение

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов(точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистик, волнистая линия с узелками, сетка, цветок, петля)

Зимние превращения Пугала (продолжение)

Лепка предметная – на каркасе с элементами конструирования

Экспериментирование с формой поделок: трансформация образа в соответствии с драматургией литературного сюжета (превращение пугала в снеговика).

Цветочные снежинки

Аппликация декоративная с элементами дизайна

Вырезание ажурных шестилучевых снежинок из фантиков и цветной бумаги с опорой на схему, элементы прорезного декора (круг, полукруг, треугольник, ромб, зигзаг, волна)

Январь

Перо – жар птицы

Аппликация с элементами рисования и письма

Сочетание в одном художественном образе аппликативных, графических и каллиграфических элементов, освоение приемов штриховки и тушевки цветными карандашами. Освоение художественного приема «наложение» при создании накладной многоцветной аппликации.

Лягушонка в коробчонке

Лепка рельефная (миниатюра в спичечном коробке)

Создание миниатюр в технике рельефной пластики (барельеф, горельеф, контррельеф).

Стеклянный елочный шар

Рисование экспериментирование восковыми мелками и акварелью

Рисовать по представлению предметы,  закрашивать восковыми мелками, тонировать альбомный лист красками.

Февраль

Мой папа, дедушка, брат

Аппликация с использованием  нетрадиционных материалов (пуговицы, макаронные изделия)

Рисовать контур лица человека. Оформлять нарисованный контур нетрадиционными материалами для аппликации (различными макаронными изделиями). Использовать для оформления глаз пуговицы.

Домик с трубой и сказочный дым

Рисование свечой и акварелью

Создание фантазийных образов, свободное сочетание изобразительно – выразительных средств в красивой зимней композиции.

Загорелые человечки на пляже

Лепка сюжетная

Смешивание кусочков пластилина разного цвета для получения оттенков загара, передача разнообразных движений человека.

Март

Конфетница для мамочки

Лепка декоративная модульная (из колец)

Лепка из колей декоративных (красивых и функциональных) предметов, моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – «валиков» (кольца разного диаметра).

Пушистые картины

Аппликация из шерстяных ниток

Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники – освоение двух разных способов создания образа: контурное и силуэтное.

Букет цветов

Рисование с натуры

Рисовать с натуры, точно передовая форму и колорит цветов в букете.

Апрель

Звезды и кометы

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги

Изображение летящей кометы, состоящей из «головы» - звезды, вырезанной по схеме, и «хвоста», составленного из полосок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

Летающие тарелки и пришельцы из космоса

Рисование экспериментирование – поролоновой губкой

Рисование поролоновой губкой позволяет быстро получить изображение, передать характерные признаки изображаемого, используем гуашь. Гуашь густая – контур резкий, четкий. Гуашь более водянистая – предметы с мягкими контурами, расплывчатые.

Покорители космоса – наши космонавты

Лепка сюжетная

Лепка космонавтов в характерной экипировке с передачей движения в разных «космических» ситуациях.

Май

Нарядные игрушки мобили

Моделирование объемных поделок из яичной скорлупы

Создавать объемные игрушки из яичной скорлупы (птицы, гномики, цветы, цыплята и др.), произвольно сочетая природные и бытовые материалы.

Салют

Рисование на сыром листе бумаги

Рисование на сыром листе бумаги, подбирая красивые цветосочетания для создания задуманного образа

Дерево жизни

Лепка рельефная из соленого теста (в парах)

Создание сложной композиции из соленого теста по фольклорным мотивам.

5.  Методическое обеспечение программы

Используются следующие формы работы с детьми: групповая беседа, метод показа, и дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.

Основная форма организации образовательного процесса  -  занятие. На занятиях воспитанники под руководством педагога последовательно  приобретают теоретические знания и практические навыки, а также усваивают элементы базовой культуры личности.

В основе занятий  лежит интеграция различных видов деятельности: использование

поэзии, живописи, музыки, философской беседы с использованием вопросов познавательного характера, создание психоэмоционального фона, двигательная активность, творческая деятельность. Использование на занятиях схем и моделей дают детям возможность логически мыслить,  рассуждать, делать выводы, развивать ассоциативное мышление.

Структура занятия:

-  вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике

безопасности, у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным

материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он

не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями;

-  теоретическая часть представляет собой беседу на заданную тему, сообщение новой темы и объяснения задания;

- практическая часть включает создание творческой работы самостоятельно или под руководством педагога;

-  заключительная часть включает коллективный просмотр выполненных работ, общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведение итогов.

Методы и приемы обучения:  

-  словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);  

- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);  

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).  

6.  Методическое обеспечение

  • Изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, пальчиковые краски, акварель, восковые мелки, простые карандаши, пастель, уголь, сангвина);
  •  Кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, салфетки;
  • Бумага, тонированная и цветная, картон, трафареты, шаблоны, печатки, трубочки

для коктейля, клей ПВА, пробки,  глина, пластилин;

  • Репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных

промыслов России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры.

7. Список литературы:

  1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
  3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
  4. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  5. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  7. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
  8. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
  9. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  10. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  11. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  12. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Программа студии по художественному творчеству "Волшебные краски"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе студии «Детский АРТ» «Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 4-5 лет»

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга....

Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия» художественной направленности для детей 5-7 лет

Отличительная особенность данной Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой...

Рабочая программа Творческой студии Художественного воспитания Обучения и развития детей 4-7 лет «Чиполлино» Срок реализации программы – 1год

Рабочая программаТворческой студииХудожественного воспитанияОбучения и развития детей 4-7 лет«Чиполлино» Черная Наталия Анатольевна воспитатель МДОУ №16 «Самолётик»Срок ре...

Рабочая программа кружковой деятельности «СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА» для детей 2 младшей группы (4-5 лет)

    Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возра...

Образовательный проект Детская студия новостей «Мир детства!»

      В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных те...