"Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Соловьева Надежда Юрьевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кизнерский детский сад №4»

Консультация для педагогов ДОУ

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

разработала

Соловьева Надежда Юрьевна,

музыкальный руководитель

Пение – один из ведущих видов детского исполнительства.

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка.

В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, пение  положительно влияет на физическое развитие детей, улучшает детскую речь.

Певческая деятельность исследовалась Н.А. Метловым, А.Д. Войновой, Н.А.Ветлугиной , А. Катинене и др.

Виды певческой деятельности:

Пение для развития музыкального восприятия:

- слушание песен, не предназначенных для пения;

- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;

-пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей)

Исполнение песен:

-пение с сопровождением и без него;

- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

- пение для сопровождения движений (хороводы)

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

- пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

-  педагогический анализ песен

Песенное творчество:

- импровизация;

- сочинение мелодий к заданным текстам;

- сочинение хороводов

Все виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние.

Цель и задачи певческой деятельности:

Основная цель – воспитание у детей певческой культуры , приобщение их к музыке.

Задачи:

  1. Развивать музыкальные способности
  2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры
  3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм музыкальной деятельности детей.

Песенный репертуар включает в себя:

- упражнения для развития певческого голоса и слуха;

- песни для различных видов музыкальной деятельности

Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель – развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет узкую задачу (развитие дыхания, развитие дикции и т.д.)

Важна последовательность упражнений:

(вокальные навыки)

Дикция и артикуляция – дыхание – звукообразование – расширение диапазона-  звуковедение

Дикция и артикуляция (в начале учебного года). Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты речи, затем – для выравнивания гласных и слогов с согласными.

Методы и приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла незнакомых слов, чтение текста шепотом, упражнения.

Певческое дыхание. Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Выдох должен быть спокойным и медленным. Сначала пение двухтактовых  попевок в среднем темпе в размере2/4, затем фразы удлинняются.

Методы и приемы: показ и разъяснение.

Звукообразование. (естественное пение, ненапряженное, напевное, легкое). Развитие у детей «мягкой атаки звука»  

Методы и приемы: образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, прием сравнения звучания с музыкальным инструментом.

Для развития певческого диапазона используются те же упражнения, но транспортированные  в другие тональности.

Вокальные навыки приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль)

Чистота интонации – самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха, ощущением тяготения мелодии к  устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Методы и приемы: настройка на первом звуке песни, восприятие детьми мелодии с голоса (пение одной мелодии педагогом), исполнение мелодии на разных инструментах, разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе, начинать разучивать песню с более простых фрагментов (припев), моделирование (показ движения звуков рукой, дидактические игры), транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность, систематическое повторение повторение выученных песен с сопровождением и без него, слушание песен в качественном исполнении

Причины нечистого интонирования: слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, больной голосовой аппарат, низкий диапазон звучания голоса.

Чувство ансамбля так же требует слухового внимания. Для этого важно петь негромко, в среднем темпе.

Методы и приемы: пение небольшими группами и соло, индивидуальные занятия, рассаживать нечисто интонирующих детей впереди, а чисто интонирующие – за ними; показ педагогом момент вступления (Н.А. Метлов)

Песни

Песни без сопровождения. Пение небольшими подгруппами или индивидуально с поддержкой голоса взрослого.

Основная цель – развитие чистоты интонации.

Песни с сопровождением

В старших группах инструментальное сопровождение может только частично дублировать мелодию (в младших - полностью). Используются песни со вступлением, заключением, паузами, припевом, запевом различного характера.

Песни для сопровождения движений (хороводы)

Пение  несовместимо с  быстрыми, резкими движениями, поэтому песни должны быть спокойного, плавного характера. Хороводы имеют простую мелодику, они легче песен с сопровождением.

Песни для игры на музыкальных инструментах. Этот репертуар предназначен для средней и старшей групп. Цель этих упражнений – познакомить с инструментом. Пение играет второстепенную роль.

Пение в музыкально-образовательной деятельности.

Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть использован  в обучении основам музыкальной грамоте. Даются сведения о средствах музыкальной выразительности( динамика, темп, ритм и т.д.)

В старшем дошкольном возрасте используется разнообразный песенный репертуар, в темпе от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Сила звучания детских голосов умеренная, т.к. голосовые связки еще не сформированы

Для поддержания интереса к песне, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания.

В среднем песня разучивается на 8-9 занятиях

Этапы обучения пению

Первый этап. Знакомство с песней

Методы: наглядный, словесный

- выразительное исполнение песни педагогом

- пробуждение интереса к песне, желания ее выучить

- беседа с детьми  о характере, эмоционально-образном содержании песни

Второй этап. Разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования,  дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.

Методы: Наглядный, словесный, практический (основной).

На этом этапе большую роль приобретают упражнения.

Вначале дети учатся по подражанию, поэтому важен показ педагога приемов исполнения.

Упражнения даются как распевание (перед пением песен)

Упражнения, данные в игровой форме, помогают приобрести певческий навык не снижая интереса детей к песне (Это мелодии из фольклора, подражания голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки)

Третий этап. На третьем этапе песни повторяются. Дети поют в свободной деятельности, включают в игры.

Список использованной литературы

Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г.

Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 1999 г.

Журнал «Музыкальный руководитель» №1 2014, Тарасова К.В. «О развитии детского певческого голоса» с.10-14

Метлов Н.А. ''Музыка детям'', М., ''Просвещение'', 1985 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.

Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

      Фонопедический метод развития голоса - это подготовленный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигател...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...