Сообщение "Театрализованная деятельность в ДОУ"
учебно-методический материал

Масеева Дина Есениясовна

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Благодаря которому ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку быть уверенным в себе и  помогает ему развиваться всесторонне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театрализованная деятельность 32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в ДОУ

Масеева Д.Е воспитатель

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Проектирование предметно-развивающей среды:

  1. Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
  2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  5. Возрастные и индивидуальные  особенности.

Тема занятия
Форма

Цель

Месяц

Дополнения

1. Беседа – диалог: “Мы идем в театр”

2. Игра: “Попробуем измениться”

3. “Рифмованные движения”
(2 недели)

1. Активизировать творческие проявления детей.
2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.

1. Развивать способность понимать собеседника.
2. Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.
2. Развивать умение передавать эмоциональное состояние.

Сентябрь

Театральная зона детского сада

Музыкальное сопровождение

1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”



2. “Словесное комментирование”


3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша”

 


4. Игрушки, народные игры и  забавы

1. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость).
2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

1. Учить доводить до детей замысел сказки.
2. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду.
2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями.
3. Активизировать в речи детей образные выражения.

1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей.
2. Расширять кругозор в историко –
географическом развитии детей.
3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных.
4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности.

Октябрь

 

 

 

Чтение сказки “Зайка – зазнайка”

 

Педагоги,
музыкальный руководитель

 

 

 

Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные игрушки.
Картотека народных
игр.

1. “Театральные профессии”
(2 недели)





2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”


3. Теневой театр: “Птицы улетают”

1. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.
2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
2. Учить передавать ритмизацией движения героя.

1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.
2. Самостоятельно обыгрывать.

Ноябрь

Картинки с профессиями

 

 

 


 

Педагоги, родители, дети

1. Психогимнастика

 


 


2. Драматизация
сказки: “Теремок”

 


3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка”


4. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”

1. Учить детей угадывать по
выразительному исполнению
сказочных героев (злой принц,
Аленушка) их эмоциональные
состояния.
2. Развивать умение переключаться
с одного образа на другой.

1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.

1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке.
2. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
3. Воспитывать уважение к старшим.

1. Расширять кругозор детей.
2. Закреплять знания о различных театральных профессиях.
3. Развивать у детей память.

Декабрь

 

 

 

 

Театральная зона, костюмы, маски

 

 

 

 

Кроссворд

1. Посещение новогодних представлений в драмтеатре
(2 недели)

 

2. Оформление фотоальбома:
“Наш театр”

 

1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
2. Активизировать познавательный интерес к театру.
3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.
4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских взаимоотношений.
2. Отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая все звуки в словах.

Январь

Родители, дети

1. Чтение скороговорок


 

2. Чайнворды,
головоломки по теме: “Театр”

 



3. Просмотр  сказки: “Двенадцать месяцев”

 


 

4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”.
Оформление творческой выставки

1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем”

2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”


 

3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко”
(2 недели)

1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.
2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре, театральных жанрах, средствах художественной выразительности на определенную букву: р, к, а.
2. Развивать стимул для активного общения между педагогами и детьми.

1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев.
2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами.
2. Развивать фантазию, творчество.

1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2.Упражнять детей в подборе рифм к словам.
3. Закрепить понятие “рифма”.
4. Поощрять совместное стихосложение.

1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.

1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина, папье-маше, ткани.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

Чайнворды, головоломки

 

 

Видеосалон доу

 

 

 

Педагоги, дети,
родители

 

 

Картинки по сказкам

1. Игра: “Угадай по музыке”

 

 

2. Занятие: “Друг всегда придет на помощь”

 


3. Музыкальная сказка для родителей: “Айболит и воробей”
(2недели)

 

1. Психогимнастика

 


2. Занятие – викторина: “Мы любим сказки”

 


3. “Сказочная
мастерская”.
Изготовление книжек – малышек по сказкам.
(2 недели)

1. Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
2. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
3. Продолжать сюжет по музыкальной композиции.

1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.
2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.
3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.
3. Развивать умение выразительно передавать образы персонажей сказки.

1. Продолжать учить детей определять по ритмическому рисунку проблемные ситуации.
2. Развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций.

1. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев.
2. Учить реализовывать свой творческий потенциал.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Развивать художественно – творческие способности детей.
2. Учить создавать художественный образ, сюжет по сказкам, самостоятельно делать наброски, эскизы.
3. Упражнять в рисовании по мотивам народных сказок.

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Музыкальный зал

 

 

 

Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта

 

 

Педагоги, дети

 

 

 

 

Картинки,
маски, сказочные герои

 

Родители, дети,
педагоги

Предположительные результаты детей:

  1. Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
  4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
  5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Приложение 1.

Карта программных требований по разделу:

«ТЕАТР  и  ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Возрастная

группа

 Театральная азбука

Игры в кукольный домик

Игры-драматизации

Игры-спектакли

Мастерим для театра

Младшие

группы

1. Прививать любовь к театральному действию.

2. Развивать интерес к различным формам представлений.

3. Развивать умение сопереживать героям сказок, выражая свои эмоции, реагируя на содержание, на поступки действующих лиц.

4. Воспитывать умение следить за развитием действия, сохраняя внимание до конца спектакля.

5. Учить детей вербальным и невербальным средствам общения.

6. Знакомить с разнообразными видами кукольного театра.

1. Знакомить с приемами кукло-вождения настольного театра, мягкой, деревянной, пластмассовой игрушки.

2. Обучать приемам последовательного накладывания картинок  согласно сюжету простых, знакомых сказок.

1. Формировать устойчивый интерес к играм-драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительности средств для создания образа.

2. Создавать условия и стимулировать действия детей для возникновения игр-драматизаций.

1. Учить детей разыгрывать небольшие сценки, потешки, песенки, знакомые сказки.

2. Формировать эмоциональную выразительность речи.

1. Приобщать детей к деятельности по созданию условий для организации театрализованной деятельности: украшать декорации, костюмы из готовых элементов; собирать простые игрушки из готовых элементов.

Средняя группа

1. Формировать представления о театре.

2. Познакомить с профессией – артист.

3. Закрепить знания детей с правилами поведения в театре.

4. Пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью: названия разнообразных кукол; театральных персонажей, предметов, декораций.

5. Характеризовать эмоциональное состояние персонажей театрального спектакля.

1. Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами кукловождения верховых кукол.

2. Прививать устойчивый интерес к кукольному театру.

3. Поощрять активное участие детей в кукольном спектакле: театр петрушки, бибабо, настольный театр (плоскостной, магнитный),  театр игрушки (мягкой, пластмассовой, деревянной),  стендовый театр (магнитная доска, фланелеграф).

1. Совершенствовать импровизационные способности детей.

2. Поощрять самостоятельность и стремление детей.

1. Учить разыгрывать несложные художественные произведения (знакомые литературные сюжеты)  с помощью педагога и самостоятельно.

2. Учить менять интонацию, мимику, жест согласно эмоционально – образному содержанию представления (художественно – речевые диалоги, сценки, маленькие сказки).

1. Приобщать к изготовлению кукол для театра: настольного (из коробочек, цилиндров, конусов, пластмассовых бутылок; приклеивать детали из бумаги, ткани, тесьмы, кружева, ниток, поролона, придавая образам выразительность); кукол на палочках для показа над ширмой (игрушки из коробок, конусов, бутылок и т.д.).

2. Предлагать детям принимать посильное участие в оформлении костюмов и декораций.

Старшая группа

1. Познакомить детей с разновидностями театра: оперный, балетный, драматический, кукольный, детский.

2. Продолжать знакомить с профессиями: артист, художник, композитор, писатель, гример и т.д..

1. Работать над речевым дыханием, четкой дикцией, менять темп, силу звука.

2. Вырабатывать интонационную выразительность речи.

1. Совершенствовать исполнительские умения детей.

2. Учить изменять действия, вводить свои реплики.

1. Учить чувствовать своего партнера.

2. Расширить жанровый диапазон спектаклей.

1. Упражнять в изготовлении декорации

2. Изготавливать с детьми пригласительные билеты.

3. Привлечение родителей.

Подготови –

тельная к

школе

группа

1.Углублять знания детей о театре как о виде искусства.

2.  Научить ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

3. Уточнять сведения об основных средствах выразительности.

4. Познакомить с театром нашего города.

5. Расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре.

6. Учить детей определять любимый вид жанра, наметить любимые сюжеты  и разыгрывать их.

1. Познакомить с новыми типами театра: напольный (люди-куклы, конусный); тростевой.

2. Формировать устойчивый интерес к кукольному театру.

3. Проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки.

1. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

2. Учить выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

3. Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки.

1. Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств для передачи образа.

2. Развивать сценическое творчество.

3. Ввести новый тип игр – спектаклей: спектакль – пантомима, ритмопластика, фольклорный спектакль, хореографический.

1. Упражнять в изготовлении кукол для театра.

2. Упражнять в изготовлении костюмов и элементов к ним (ткань, бумага, картон и т.д.).

3. Упражнять в изготовлении декораций с использованием ткани, мешковины, бумаги и т.д.

4. Изготавливать афиши.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...