Детская журналистика как средство знакомства с профессиями детей дошкольного возраста.
проект (подготовительная группа)

Лисичкина Юлия Владимировна

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская журналистика как средство знакомства с профессиями детей дошкольного возраста.

Актуальность

          Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. 
Что такое профессиональная ориентация? 

         Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностями.
         Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
       Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
       Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. 
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. 
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. 
Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. 
        Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
         Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. 
         Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях и понимать значимость разных профессий.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. 

       В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

       Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей  являются такие  технологии, которые бы сделали главным участником педагогического процесса  самого ребенка, получающего  информацию непринужденно, в игровой интересной для него форме. Одной из таких технологий является детская журналистика, занимаясь которой ребята чувствуют свою значимость, ответственность, гордость за общее дело.  Эту технологию предложили кандидат педагогических наук С. М. Жарков, доктор педагогических наук А. Н. Орлов, кандидат педагогических наук А. Ю. Дейкина.

       Основываясь на личностно – ориентированном подходе, технология развивает познавательный интерес к различным областям знаний и формирует социально - коммуникативную личность. С помощью детской журналистики дети знакомятся с разными профессиями, осуществляя диалог с интересными людьми.
      На основании анализа современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей. 
      Была поставлена следующая цель:  сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоциональное отношение к миру профессий, посредством внедрения технологии «Детская журналистика».
Задачи: 

1. Познакомить детей с профессией журналист, как средством познавательного и личностного развития ребёнка.

2. Разработать карты-схемы для воспроизведения или создания диалога.

3. Разработать картотеку игр для формирования и совершенствования социальных и коммуникативных умений и навыков.

4. Создать условия для раскрытия творческого потенциала воспитанников в сфере журналистики.

5. Внедрить технологию в непосредственно образовательную деятельность.

6. Разработать план взаимодействия с родителями (родительский всеобуч).

  1. Развить коммуникативность и взаимодействие детей друг с другом;

8. Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.
9.  Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности дошкольных учреждений;
10.  Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; 
11. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; 
12.     Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; 
13.  Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. 

      С целью  создания благоприятных условий, для формирования творческой личности, чтобы способствовать познавательному развитию, речевому развитию, социализации детей в обществе - их активному общению со сверстниками и взрослыми я разработала программу кружка «В объективе».

       Основополагающим направлением моего кружка являлась помощь дошкольника в ощущении себя свободной, полноценной личностью, равноправно с взрослыми включённой в систему коммуникаций общения.

Принципы и подходы к формированию программы.

  • Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Обеспечивает систематичность работы по воспитанию положительного отношения к средствам массовой информации, журналистике;
  • В Программе прослеживается взаимосвязь с деятельностью детей по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, свободной игровой деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей;
  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с  дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

       В ходе кружковой деятельности мы изучали историю возникновения профессии журналист, смотрели фрагменты телепередач,  новостные ролики, рассматривали фотографии, играли в сюжетно-ролевые игры, изготавливали атрибуты из подручных материалов, рассматривали  журналы и газеты, знакомились с другими профессиями видеооператор, фотограф, редактор и др., брали интервью у работников дошкольной организации. 

       Уровень освоения детьми кружковой программы – общекультурный и специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов расширение информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.

        Уровень усвоения содержания образовательной деятельности – творческий, предполагает поиск дошкольниками действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка подключиться к выполнению определенной творческой задачи и совместно с воспитателем и другими детьми искать способы и пути ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).

К концу года дети знали:

- особенности телевизионных жанров, газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;

- что такое макет газеты, построение телевизионной передачи, новостей;

Дети умели:

- собирать информацию;

- высказывать свои убеждения;

- размышлять на заданную тему;

- анализировать материал, оформление и содержание печатного издания;

- работать в команде

Дети имели представления о структуре трудового процесса. Осознавали важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. 
      Маленьким журналистам до всего есть дело. Играя, они могут побывать и в Антарктиде, и в джунглях Амазонки, полететь в космос. Так же они могут познакомиться с людьми различных профессий: врачами, поварами… Они рассказывают обо всех праздниках, событиях, которые происходят в стране, в детском садике. Одним словом, юным журналистам интересно все!

       Занимаясь в кружке, дошкольники получили необходимую подготовку к практической деятельности (ведение передач, взятия интервью, составление сюжетного рассказа)

        Появилась потребность  в более глубоком освоении и изучении такой технологии, как детская журналистика.

Свою систему работы по данному направлению я старалась строить с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе, которой у дошкольников закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.

Конечно, мы знакомимся с профессией журналиста и со всем, что ей сопутствует, но большое значение мы предаем практической деятельности и это является основой нашей работы. Мы учимся на практике, в процессе игры-работы.

В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

        Благодаря своей неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный процесс детей и родителей набирает свою популярность и увлекает участников педагогического процесса.

        Уникальность данной технологии ещё и в том, что её можно  использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

С целью знакомства детей с профессией журналист, как средством познавательного и личностного развития ребенка я разработала проект по журналистике. На идею разработки проекта меня натолкнули именно дети. В ходе проекта «Юный журналист» мои воспитанники встали перед проблемой: кто такой журналист и что он делает? В поисках решения этой проблемы они пришли к выводу: почему бы им самим не встретиться с людьми, которые связаны с этой профессией?  В итоге мои юные исследователи организовали лабораторию и назвали её «Журналистское расследование». Они понимали, что знаний у них не хватает, и попросили меня рассказать им о профессии журналиста как можно больше.

«Журналист» в проекте – это активный, целеустремленный человек, с радостью открывающий для себя тайны окружающего мира и радость общения.  

Проект содержит два основных направления: познавательный и деятельностный.

Этапы развития журналисткой деятельности в группе: подготовительный и основной.

        На подготовительном этапе я познакомила детей с профессией журналиста, ее особенностями и разновидностями с помощью рассказов, презентаций, фотографий, проигрывания различных ситуаций журналисткой деятельности.

Основной:

        Работа по организации журналисткой деятельности в нашей группе началась с издания поздравительных газет «Солнечный зайчик».

В целях познавательного развития и знакомства с профессией журналист, на основном этапе, с детьми была осуществлена экскурсия на телерадиостудию Сафоново. Нам показали, как работает репортёр с профессиональной камерой, как делается монтаж отснятого материала. Дети были в восторге, все остались довольны!

       Воодушевлённые интересной профессией журналист с детьми подготовительной группы мы отправились в редакцию газеты «Сафоновская правда». Для работников редакции дети приготовили подарки: газету, рисунки, а так же дошколята прочитали стихотворения о журналистике.

       Успешность печатной журналисткой деятельности вдохновило нас на создание студии «Детское  TВ»..

          Во-первых, оформлен в группе центр Журналистики для маленьких журналистов «Детского ТВ»

Во-вторых, разработаны правила интервьюирования.

В-третьих, подобраны темы для репортажей.

Через ознакомление с журналистикой мои дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука, которая им очень нравится.

Алгоритм выпуска журналистского продукта

При организации работы по детской журналистике непосредственно образовательной деятельности я отталкиваюсь от тематики недели и планирую разные занятия.

Например, если на первой неделе по познавательному развитию по теме « Все профессии нужны, все профессии важны» идёт ознакомление с профессией журналист, то на занятиях по развитию речи мы формируем умение брать интервью по теме «Построение диалога». А на занятиях по художественном творчеству мы лепим атрибуты необходимые для данной профессии.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Ребенок и окружающий мир

«Все профессии нужны, все профессии важны» (ознакомление с профессией журналист).

ФЭМП

«Пространственное

ориентирование. Порядковый счёт» (Нумерация выпусков газет, расположение статей в газете).

Развитие речи

«Построение диалога» (Формирование умений брать интервью).

Чтение художественной литературы

«Жанры» (Знакомство с публицистическим текстом, чтение статей детских журналов и газет).

Обучение грамоте

«Построение предложений» (учить правильно строить предложения и задавать вопросы).

Лепка

«Атрибуты профессий».

Аппликация и ИЗО

«Оформление газеты к празднику».

Поставленные задачи решаются в форме образовательной деятельности с использованием различных методов, один из таких - моделирование.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Для этого были подготовлены карты-схемы для интервью с изображенными на них картинками - символами. В процессе диалога нужен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать, как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становиться частью ее и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые ребенка назвать личностью, хотя конечно личность еще не сложилась, но способна к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность. Благодаря игре в журналистов личность ребенка приобретает очень важное новообразование.

– В игре развивается мотивационно - потребностная сфера.

– Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм.

– Развивается произвольность поведения.

– Развивается умственные действия.

Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование социальных и коммуникативных умений и навыков.  

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов )
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.)
В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Я.Корчак)
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А.С.)
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. 

Я подобрала картотеку игр:

  • Сюжетно-ролевые - «Семья», «Поликлиника» и др. 
  • Режиссёрские игры по мотивам произведений «Цветик-семицветик», «Волшебник изумрудного города» и др.
  • Театрализованные - «Телефон», «Узнай себя» и др.

 «Острый глаз»

Ведущий предлагает ответить на вопросы о том, что они видели: «Какого цвета футболка у Лизы?», «Сколько картин в кабинете?», «Какого цвета стены?»

«Инопланетянин»

Ребёнок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предметы и просит объяснить, что это такое. Остальные отвечают.

«Фотография»

Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми, и он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица. Ведущий показывает фотографии людей, дети определяют, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.

«Расскажи историю»

Ведущий рассказывает маленькую историю. Раздаёт детям карточки с изображением эмоции (смех, печаль, радость, слёзы, равнодушие). Дети должны пересказать историю с определённым настроением и интонацией.

«Дружеское интервью»

Ребёнок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. Затем садится другой ребёнок, и игра продолжается.

«Позвони мне»

Дети стоят по кругу. В центре стоит водящий с закрытыми глазами и вытянутой рукой. Дети двигаются по кругу со словами: «Позвони мне, позвони и, что хочешь, расскажи. 1-2-3 — звонить мне будешь ты». На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить».

«Подними настроение»

Дети делятся на пары. Выбирают, кто будет ведущим. Задача ведущего — смешным рассказом поднять настроение напарнику, вызвать улыбку и смех. Затем меняются.

«Комплименты»

Разыгрывается сюжет встречи. Какие приятные слова можно сказать при встрече друг другу? Например: «Я так рад тебя видеть!», «Ты прекрасно выглядишь!», «Какое у тебя красивое платье!», «У вас красивая прическа!»… В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно!»

«Подбери то, что нужно для работы»

Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор карточек с изображением предметов, необходимых для работы человеку определенной профессии. Ведущий называет профессию, а дети должны подобрать к ней всю атрибутику. Побеждает команда, которая сделает это быстрее всех.

«Угадай, о ком я говорю!»

Ведущий описывает какую-нибудь профессию, но не называет её (журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, режиссёр). Дети угадывают.

«Рубрика»

Журналист (ребёнок) приходит на передачу «Полезные советы», где берёт интервью у ведущих (детей) разных рубрик: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как по- гладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др. Тему «Полезных советов» ребёнок либо определяет по желанию, либо по определённому заданию.

«Не пропусти профессию»

Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши. Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, меха- ник, токарь, яблоко, журналист, сталевар, болтун, листок, фоторепортер, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, по- пугай, пекарь, корреспондент, звукооператор, диктор, экскурсовод, ветеринар, ложка, учитель.

«Найди себе пару»

Дети получают карточки со словами: ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР, МИ-КРО-ФОН, ДИК-ТОР, ТЕ-ЛЕ-ФОН. Задание детям: составить слово и дать ему объяснение

«Угадайте профессию»

Весы, прилавок, товар (Продавец). Каска, шланг, вода (Пожарный). Сцена, роль, грим (Артист). Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея). Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар). Доска, мел, учебник (Учитель). Руль, колёса, дорога (Водитель). Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель). Топор, пила, гвозди (Плотник). Кирпичи, цемент, новый дом (Строитель). Краски, кисти, побелка (Маляр). Микрофон, телестудия, гости программы (Диктор, телеведущий). Болезнь, таблетки, белый халат (Врач). Ножницы, фен, причёска (Парикмахер). Корабль, тельняшка, море (Моряк). Небо, самолёт, аэродром (Лётчик). Микрофон, блокнот, диктофон (Журналист).

«Телепередача»

Выбирается ведущий телепередачи (ребёнок, которому даётся задание — показать по ТВ (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Самый умный».). Приглашённые телезрители (дети) должны угадать, какую передачу они смотрели.

«Выбери нужное»

Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов орудий труда. Нужно выбрать только те, которые необходимы в работе журналиста. Ответ обосновать

«Звукооператор»

Для этой игры необходимы предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Например: банка, наполненная сухим горохом; деревянная ложка; колокольчик; свисток; гречка в мешочке; трещотка и др. Детям предлагается распределить роли между собой и сделать радиопостановку. Например, «Сказка о царевиче и драконе». «В далёкой-далёкой сказочной стране жил-был царь, и было у него три сына. В один прекрасный день от- правил царь старшего сына на охоту (ребёнок имитирует топот копыт с помощью цоканья или стука пальцами по столу). Долго или коротко ехал он, одолела его жажда, подъехал он к ручью водицы попить (имитация с помощью переливания воды). Вдруг видит — лежит огромный камень. Только подошёл царевич к тому камню, как выскочил из-за него заяц и побежал во всю прыть (имитация зайца с помощью банки, наполненной горохом…

«Киностудия»

Дети делятся на группы (киностудии). Задание: самостоятельно распределить роли (художники, сценаристы, звукооператоры); выбрать предметные картинки и героев; дать название будущему фильму. Художники на больших листах рисуют сюжет. Сценаристы сочиняют текст к фильму. Звукооператоры подбирают нужные звуковые имитации. Роль режиссёра выполняет взрослый, координируя действия всех. Просмотр, обсуждение фильмов и их оценка кинокритиками и журналистами (детьми) проходит на «ТВ Студии». Лучшему фильму присуждается премия.

«Обсуждение интервью»

Просмотрев вместе с детьми передачу «Спокойной ночи, малыши» (либо любую передачу, в содержании которой присутствует интервью, обсуждаем вопросы: какая тема передачи? (о чём передача). Какой вопрос журналиста показался вам самым интересным (смешным? Что нового вы узнали из передачи? Если бы журналистом были вы, о чём спросили бы гостя передачи (интервьюируемого?

В ходе проектной деятельности осуществлялись «Творческие командировки». Дети брали интервью у работников ДОУ. Сотрудники детского сада охотно отвечали на вопросы, задаваемые детьми. Хорошее настроение и улыбки располагали на дальнейшую работу.

Дети брали интервью по схеме ведения диалога, изученной ранее:

- Приветствие;

- Представиться самим;

- Попросить представиться интервьюера;

- Спросить, кем работает человек;

- За что любит свою профессию;

- Творческие вопросы (дети придумывают сами);

- Благодарность и прощание.

         Проведение групповых экскурсий в дошкольном учреждении - это путь познания профессий взрослых, обозначение общественной значимости результатов труда, изучение сущности трудовых действий и тем самым формирование представлений о разных профессиях.

        Детская журналистика предусматривает активное взаимодействие с родителями. Мною был разработан план взаимодействия «Родительский всеобуч  «Говорим вместе – говорим правильно». Родители являются, можно сказать, непосредственными участниками творческого процесса. Они в курсе дел нашей группы.

Взаимодействие с родителями проходит через следующие формы:

  • участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики;
  • проверка  выученного детьми текста;
  • участвуют в оформлении газет, различных выставок;
  • консультирование родителей по темам профориентации;
  • анкетирование.

         Интересной находкой явился выпуск детско – родительской газеты «Весёлые новости». Собрав очередной материал для газеты, дети и родители размещали интересные репортажи, отчёты о творческих командировках, интервью с интересными людьми, свои рисунки. Готовый номер газеты размещался в раздевалке группы детского сада, где все дети и родители с удовольствием читали и обсуждали её, рассматривали иллюстрации.

            Родители самые доброжелательные, заинтересованные и внимательные зрители. Они первые, кто радуются нашим успехам и делают критические замечания, если им что - нибудь не нравится. За что мы им очень благодарны.

             Много положительных эмоций у детей и взрослых вызвали статьи о

нашем проекте в газете «Сафоновская правда»

        Для того чтобы отследить результативность работы были подобраны критерии оценки уровня социализации, уровня развития познавательной активности, коммуникативной компетентности и диалогической речи дошкольников.

        Результаты свидетельствуют о том, что уровень речевой и коммуникативной компетентности повысился. Познавательная активность и знание детей о профессиях показали высокий результат.

         Я разработала контрольно-измерительный материал (подобрала диагностический инструментарий)  для измерения уровня социализации дошкольников. В основе этой методики лежит сбор информации по вопросу Я и я, Я и родители, я и сверстники, я и воспитатели среди воспитанников группы в начале и в конце года. После оценки каждого показателя выводится средний показатель по блоку. Я получила следующий результат.

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Я и я

30

30

40

60

40

-

Я и родители

30

30

40

80

20

-

Я и сверстники

40

40

20

70

30

-

Я и воспитатель

40

40

20

65

35

-

В к концу года  удалось улучшить показатели по всем блокам не осталось низкого уровня к концу года ни по одному блоку.

         У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений.

        Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность – определяют развитие личности ребенка.

        Дошкольники осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), « Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).

Моя система работы была представлена коллегам на практическом семинаре в стенах МБОУ «Начальная школа – детский сад», а наш проект «Юный журналист» в газете «Сафоновская правда».

      Хочется сказать, что правильно организованная журналистская исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.                                                                                                                                                                

         Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам – практикам в совершенствовании формирования у дошкольников речевой и коммуникативной компетентности, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Педагогическая находка воспитателя «Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализиро...

Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»

Применение инновационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в более доступной и привлекательной для детей, достигнуть высокого качест...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Мастер-класс для педагогов Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс  для педагоговТехнология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.Цель: Ознакомление педагогов с технологие...