проект «В горнице нашей мы споём и спляшем»
проект (старшая, подготовительная группа)

Куликова Инна Михайловна

ФОЛЬКЛОРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«В горнице нашей мы споём и спляшем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx237.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

ФОЛЬКЛОРНЫЙ

МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«В горнице нашей мы споём и спляшем»

                         

   

Руководитель проекта:

Музыкальный руководитель

Куликова Инна Михайловна

пг. Излучинск

Актуальность.

      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,

в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями. 

 

Новизна проекта:

        Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

 

Обоснование:  модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

 

Инновационная направленность: формирование  у детей устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.  

Тип проекта: познавательно  - творческий.

Вид проекта:  долгосрочный, фронтальный. 

Участники: дети  старшего и среднего дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта: 1 год.

Возраст детей:  5-6 лет.

Продукт совместной деятельности: народные праздники, вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое  творчество.

Постановка проблемы

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

      Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Краткое описание проекта.

       Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

        Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Девичья кросса, длинная коса», «Дымковские игрушки», «Гжельская роспись» посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и  провести, используя уже знакомый,  и новый фольклорный материал.  Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.

       Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.

      Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

      Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

      В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

      Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

      Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей  в театрализованных представлениях.

          Всего в проект будут вовлечены три группы  детей дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель, логопеды  и 3 воспитателя.

      Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.

      

Цель проекта: 

Приобщать детей к истокам русской культуры,  воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

Прививать духовно-нравственные ценности дошкольникам через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа. 

 

Задачи:

  •  Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.
  •  Развивать воображение, творческие и актерские способности;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  •  Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  •  Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).
  • Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
  •  Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
  • Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок,  в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
  •  Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.
  •  Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

 

Формы организации музыкальной деятельности.

  •  Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми  различного типа;
  •  Проведение народных праздников русского крестьянства: «Кузьминки», «Рождество», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Духов день» (Троица), «Медовый, яблочный и ореховый спас»
  •  Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Русская ярмарка», «Осенние посиделки», «Капустник»,  «Русская печка», «Девичья кросса, длинная коса», «Изменчива судьба твоя Российский самовар»  и другие;
  • Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.
  •  Организация праздников, совместных с родителями.

 

 Предполагаемый результат: 

В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической), танцами, плясками  и русскими народными играми.

2. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

5. Повысится уровень развития музыкальных способностей детей.

 

Оценка результатов:

      Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

      Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной  деятельности, через просмотр театрализованных представлений и фольклорных праздников.

      По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (3месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания. Обсуждается план мероприятий в рамках проекта.

2 этап – основной (5  месяцев – декабрь, январь, февраль, март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

 

Взаимодействие педагогов и родителей

  1. Музыкальный руководитель –  воспитатели группы;
  2. Музыкальный руководитель – родители
  3.  Воспитатели группы – родители воспитанников;
  4. Родители детей группы - дети

Взаимодействие с семьей

  • Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство приобщения

дошкольников к народной культуре, истокам народного творчества». Родительское собрание на тему: «Использование народного фольклора в художественно – эстетическом воспитании детей».

  • Конференция для родителей на тему: «Приобщение детей к ценностям

традиционной русской  культуры через народный фольклор»

  • Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Кукла-берегиня своими

руками», «Русский самовар», «Русский костюм».

  • Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным

 праздникам

  • Участие родителей в театральных постановках.

Оборудование и оснащение педагогического процесса.

1.Консультации,  конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий методические  рекомендации, практический материал, фотоматериалы, презентации,  наглядные пособия для  детей,  воспитателей и родителей.

2. Организовать в педагогическом коллективе тематические выставки: «Русская ярмарка», «Народная кукла своими руками», «Русский самовар», «Русский народный костюм»,  «Пасхальное яйцо», «Гжельский сувенир».

3. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.

5. Создать фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей, картотеку народных песен, картотеку русских народных  музыкальных инструментов, картотеку народных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Сценарий праздника 8 марта «Мамам нашим и споем, и спляшем»

(для детей старшего дошкольного возраста)...

Педагогический проект "Русская горница"

Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой....

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект "Русская горница"

Презентация содержит краткое планирование проекта "Русская горница" по созданию мини-музея для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), фотоматериалы и описание быта, уклада и традиций русской с...

Проект "Русская горница"

Ознакомление детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской горницы...

Конспект ООД «В горнице нашей поём мы и пляшем» в старшей группе.

Конспект  ООД  «В горнице нашей поём мы и пляшем» в старшей группе....