Квест "Сказки из сундука бабушки Арины"
план-конспект занятия (старшая группа)

Александрова Светлана Александровна

Участник регионального конкурс "Пушкинская осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_iz_sunduka_babushki_ariny.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 19 «Светлячок», г Волжск, РМЭ

Методическая разработка

«Квест по произведениям А.С. Пушкина»

«Сказки из сундука бабушки Арины»

Подготовили: воспитатели:

Шестакова Ольга Федоровна,

 Александрова Светлана Александровна,

учитель-дефектолог:

 Говоркова Галина Олеговна.

Волжск, 2020


Аннотация

При работе с детьми дошкольного возраста педагоги столкнулись с тем, что родители не проявляют интерес к чтению художественной литературы, им проще дать гаджет в руки ребенка, что приводит к серьезным проблемам.

 В этом году педагогами было принято решение использовать  художественные произведения  Александра Сергеевича Пушкина.

Одно из наших направлений в работе- это разработка квеста.

Данная методическая разработка включает в себя несколько образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Список используемых источников
  5. Приложения:

- Карта путешествия;

- Пазлы по иллюстрации худ произведения сказок А.С. Пушкина;

-Ребусы по мотивам сказок А.С. Пушкина;

-Фотоотчёт с квеста по произведениям А.С. Пушкина «Сказки из сундучка бабушки Арины».


Введение

Дети во все времена склонны радоваться добру, открыто смотреть на мир, и учиться замечать причины поведения героев произведений. Читая произведения Александра Сергеевича Пушкина, дети становятся наблюдательнее, решительнее, смелее, что необходимо для духовного и душевно-нравственного становления личности ребёнка.

В связи с реализацией ФГОС произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход  к образовательной деятельности дошкольников, одним из ведущих методов стала игра. Большую популярность приобрели приключенческие игры, такие как квест. Что такое «квест»? Идея квеста требует от игрока решения умственных задач для продвижения вперед по сюжету, что способствует развитию активной, деятельности. Через череду заданий достигается главная цель.


Основная часть

 «Только та игра целесообразна,

в которой ребёнок активно

действует, самостоятельно

 мыслит, строит, комбинирует,

преодолевает трудности»

Макаренко А.С.

Методическая разработка «Сказки из сундучка бабушки Арины»

По месту проведения: в помещении ДОУ

Участники: воспитатели, учитель-дефектолог, дети.

По структуре сюжета: линейный квест

По продолжительности: краткосрочный квест

По форме занятия: путешествие

По доминирующей деятельности воспитанников: поисковый квест.


Конспект НОД (в форме квеста) «Сказки из сундука бабушки Арины»

Составили: Шестакова Ольга Федоровна, воспитатель,

Александрова Светлана Александровна воспитатель,

Говоркова Галина Олеговна, учитель-дефектолог

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира посредством творчества А.С. Пушкина.

Задачи:

-коррекционно – образовательные

  • Обобщить и систематизировать материал по творчеству А.С. Пушкина.
  • Формировать умение применять творчество по ходу квеста.

-коррекционно – развивающие

  • Способствовать развитию у детей умения вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  • Развивать умение излагать мысли, делать выводы.

-коррекционно - воспитательные

  • Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, желание знакомится с творчеством русских поэтов и писателей, нравственные качества через русскую литературу.
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Предварительная работа: беседа, «Мой любимый Пушкин», чтение сказок А.С. Пушкина, заучивание подвижной игры, рассматривание иллюстраций по этим произведениям, дидактические игры, раскраски по сказкам А.С. Пушкина.

Материалы: карта с заданиями, клубочек, сундучок с предметами (зеркало, рыбка и т.д.), силуэты героев сказок А.С. Пушкина, призы для детей, музыкальное сопровождение.

Ход квеста:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами пойдем в гости к Арине Родионовне, няне великого писателя и поэта А.С. Пушкина.

Ребёнок:

Был Пушкин маленьким когда-то

Любил играть, как мы ребята,

И петь любил, и танцевать

И вечером под сказки

Тихонько засыпать

Звучит музыка. Воспитатель с детьми заходят в дом Арины Родионовны.  

Арина Родионовна: Ох-ох-ох, пусто как в доме в доме без батюшки Александра Сергеевича-то. Одолела меня грусть-кручина, и поговорить мне бедной не с кем (подходит к столу, берёт портрет поэта, ласково с любовью смотрит на него и вздыхает).

Воспитатель и дети: Здравствуйте, Арина Родионовна!

Арина Родионовна: Ой, сколько гостей!  Здравствуйте, люди добрые! Хочу разглядеть вас получше (с фонарём разглядывает детей). С чем пожаловали?

Воспитатель: Дорогая нянюшка, тут собрались дети, которые любят творчество А.С. Пушкина, а особенно его сказки. Они знают, что вы рассказывали их маленькому Саше великое множество!

Ребёнок:

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе,

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять,

Будут дети читать!

Арина Родионовна: А вы знаете ребята, когда Сашенька был маленький, я открыла ему один секрет. Пройдя много испытаний, он понял тайну сказок, и это помогло ему стать великим поэтом и сказочником! Где –то был мой сундучок… (Ищет сундук. Здесь у меня лежит карта, включающая в себя задания, если вы их выполните, вы тоже откроете секрет сказок. А вот и волшебный клубок нашелся! Дети если скажите волшебные слова, то вы окажитесь в сказке. Внимательно выполняйте задания и в конце приключения вас будет ждать сюрприз.

Катится по свету

Сказочный клубок

Через лабиринты жизненных дорог

Как Иван царевич я за ним бегу…

Приведет куда он?

К другу иль врагу?

Идут по кругу под музыку

1 Упражнение «Собери целое из частей»

 Станция «Кот учёный»

Воспитатель: Ребята, наше первое задание (берёт конверт из-под дуба, читает) от Кота учёного - собрать картинки из частей, и у нас получатся иллюстрация сказок А. С. Пушкина. Давайте соберём картинку и назовём эти сказки.

Работа детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание и назвали сказки (переворачивает картинку и видит изображение «Черномор» и читает слова:

К вам по небу я лечу

Бородой своей трясу

Обмануть я вас хочу

И поэтому прошу

-Отгадайте все предметы

В сундуке, лежащем этом?

2 Упражнение «Волшебный сундучок»

(со сказочными атрибутами: зеркало, золотой петушок, шлем богатыря, золотая рыбка, яблоко).

 Станция «Черномор»

Воспитатель: Ребята оглянитесь! Как вы думаете, где Черномор спрятал новое задание для нас?

Дети находят сундук в групповой комнате. Воспитатель открывает сундук с предметами из сказок, достаёт предмет, дети отгадывают сказки, где встречаются все это. Последним из сундука достают свиток с заданием от золотой рыбки.

3 Упражнение «Ребус»

Станция «Золотая рыбка»

Воспитатель: Ой, смотрите, изображение золотой рыбки! И тут написано:

Хвостиком своим вильну

Задание для вас найду

Умом ребята вы сильны

И во всем вы молодцы!

Сказку быстро отгадайте

Ребусы мои решайте!

Дети решают ребус.

В последнем задании закодировано слово «Царевна»

Воспитатель: Мы задания решали и немножечко устали. Сейчас мы отдохнем, а потом путешествовать пойдем!

4 Подвижная игра «У Лукоморья»

(музыкальное сопровождение)

Станция «У Лукоморья»

5 Инсценировка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Станция «Царевна и семь богатырей»

Воспитатель: Дети давайте вспомним, какое слово мы отгадали последним? Правильно. Это царевна. А в какой сказке А.С. Пушкина была царевна?

Ответы детей.

Стук в дверь. Под музыку заходит Чернавка.

Чернавка: Здравствуйте детишки! Здравствуйте яхонтовые мои! Я бабушка добрая, ласковая. В лесу брожу, в гости к царевне и семи богатырям иду. Хотите яблочко? Вкусное, наливное, ароматное! Специально для вас берегла! Возьми девочка, золотая моя. Скушай, мальчуган, будущий богатырь! (протягивает детям яблоко).

Воспитатель: Ребята, а можно у чужих и незнакомых людей что-либо брать? Можно эту еду есть?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, у чужой, незнакомой бабушки мы ничего брать не будем!

Чернавка: У - У - У! Злые вы! Я всё для вас, а вы попробовать яблоко не хотите!

Воспитатель: Жалко обижать бабушку. Но правила надо соблюдать.

Дети: Извини, бабуля, но мы не можем твое яблоко попробовать. Но ты нам всё равно нравишься, и мы приглашаем тебя в детский сад, поиграть с нами!

Чернавка: Ой, ребята! Какие вы добрые, хорошие! Простите меня за плохие дела! Это злая царица заставляла меня угощать отравленным яблоком. Спасибо вам, вы разрушили колдовство!

(Героиня меняет наряд превращаясь из Чернавки в царевну Лебедя).

Царевна Лебедь: Я, царевна Лебедь, невеста славного князя Гвидона. Вы помните, как называется наша сказка? А как она начинается?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте покажем отрывок сказки нашей гостье!

6 Театр «Сказка о царе Салтане,

 о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Станция «Три девицы»

Дети показывают отрывок из сказки А.С. Пушкина.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-я девица. Кабы я была царица, —

Воспитатель: Говорит одна девица.

1-я девица.

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2-я девица. Кабы я была царица, —

Ведущий. Говорит ее сестрица.

2-я девица.

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3-я девица. Кабы я была царица, —

Ведущий. Третья молвила сестрица, —

3-я девица.

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря!

Воспитатель: Царь женился на третьей, младшей сестре. Царица родила чудесного мальчика. Злых люди царицу с сыном посадили в бочку и бросили в море. Князь Гвидон вырос и смог сломать бочку.  Вышли они на землю острова, встретили царевну Лебедь, она помогла князю построить город белокаменный. И много чудес было в этом месте.

Царевна Лебедь: Правильно, вы нашу сказку читали. За храбрость, за ум, за доброту герои сказок А.С. Пушкина приготовили вам подарки

Царевна Лебедь достаёт шкатулку с дарами.

Царевна Лебедь: Это свиток со словами мудрости от нашего любимого А.С. Пушкина, это подарок от белочки – золотые орешки, а это конфетки от золотой рыбки.    

Воспитатель и дети: Спасибо, царевна-Лебедь!

Царевна Лебедь: Дорогие ребята, сказки учат нас быть добрыми, смелыми, справедливыми, изобретательными. Любите и читайте сказки! Помните:

«Сказки – ложь, да в них намек!

Добрым молодцам и девицам урок».

До свидания! До новых встреч!

Воспитатель: И нам пора домой!

Дорогою добра пойдём

Детский садик мы найдём!


Заключение

Используя педагогическую форму - квест в работе детского сада воспитатели учат детей оценивать свою работу, умению выполнять командные действия, правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Квест- это многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. Создаются условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, поисковой активности. Квест позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

В соответствии с требованиями ФГОС в самовоспитании и саморазвитии ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с развитой познавательной активностью желательно использование современных технологий, таких  как   квест.

Окунитесь вместе с детьми в волшебный мир загадок и тайн, помогите им открыть новое и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, а  квест – игра поможет вам осуществить это с лёгкостью и заинтересованностью.


Список используемых источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  2. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016 г.
  3. Андрианова Е., Богомолова М., Гришина А., Дормидонтова Л. и др. «Современные технологии дошкольного образования», НИЦ ИНФРА М-2020, 251 с.
  4. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И. и др «Большая книга развивающих квестов для дошкольников», Росмэн, 2019- 128 с.
  5. Гаврючина Л. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие». Серия «Здоровый малыш», Сфера, 2010 – 160 с.
  6. Урмина И. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.
  7. Выпуск № 4 «Они тоже были маленькими. Пушкин Александр Сергеевич». М. -ООО «Ашет Коллекция», 2018- 18 с.
  8. «Весь Пушкин для детей», Росмэн, 2018 - 170 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе " В гости к бабушке Арине"

Каждый педагог ищет новые формы организации и проведения занятий, развивающие познавательную активность детей ....

«У бабушки Арины» развлечение

Конспект познавательного развлечения в 1 младшей группе «У бабушки Арины»...

В гости к бабушке Арине

 Конспект досуга с детьми для студентов педколледжа  г.Зарайска...

Конспект комплексного занятия «В гостях у бабушки Арины».

Занятие проводится во второй младшей группе и построено в форме путешествия в деревню к бабушке Арине. На занятии формируются   представления детей о внешнем виде и повадках дом...

Развлечение для детей средней группы «В гости к бабушке Арине»

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

"Бабушка Арина к нам в гости пришла"

Цель: Формировать познавательную активность детей через развитие связной речи. Воспитывать любовь к родному языку посредством театрализованной деятельности, обогащая речь словами и высказываниям...

Конспект занятия в младшей группе «У бабушки Арины на огороде»

Занятие по развитию речи для детей 3 - 4 лет....