Проект «Берегите елочки!»
проект по окружающему миру

Галина Александровна Бочкарёва

      Экологическое воспитание тесно связано с эмоциональным: ребенок должен научиться сочувствовать, сопереживать, заботиться об окружающей его природе.

      Два года назад у нас выгорели огромные площади леса. Плачевная картина…

      А перед Новым годом люди очень часто без разрешения вырубают в лесу елки, что также наносит огромный ущерб природе. Я решила ежегодно проводить акцию «Берегите елочки!». Показала детям старую фотокарточку, на которой изображена куча елок около мусорных контейнеров. Дети выразили сочувствие к погибшим лесным красавицам и проявили желание спасти елочки, которым грозит вырубание в наступающем Новом году. Для претворения в жизнь этой идеи я разработала проект, который сформирует у детей убеждение в том, что красота природы бесценна, поэтому ее необходимо сохранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_beregite_elku.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Берегите елочки!».

Вид проекта: исследовательско-творческий, агитационный.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшейгруппы, их родители,  воспитатель .

Содержание:

  1. Информационная карточка;
  2. Проектно-исследовательская работа;
  3. Практическая работа;
  4. Литература;
  5. Приложения.

                                  Социально-экологическая проблема.

      Экологическое воспитание тесно связано с эмоциональным: ребенок должен научиться сочувствовать, сопереживать, заботиться об окружающей его природе.

      Два года назад у нас выгорели огромные площади леса. Плачевная картина…

      А перед Новым годом люди очень часто без разрешения вырубают в лесу елки, что также наносит огромный ущерб природе. Я решила ежегодно проводить акцию «Берегите елочки!». Показала детям старую фотокарточку, на которой изображена куча елок около мусорных контейнеров. Дети выразили сочувствие к погибшим лесным красавицам и проявили желание спасти елочки, которым грозит вырубание в наступающем Новом году. Для претворения в жизнь этой идеи я разработала проект, который сформирует у детей убеждение в том, что красота природы бесценна, поэтому ее необходимо сохранять.

Цель:

       Воспитывать любовь к родной природе, желание ее сохранять.

Задачи:

  1.   Расширить представление детей о ели, ее хозяйственной ценности.

  2.   Углубить знания детей о роли ели в экосистеме леса.

  3.   Рассказать об охране окружающей среды, познакомить с лесником и                

         его работой.

  4.   Развивать творческие способности детей.

  5.   Коррекция речи детей посредством заучивания стихотворений.

  6.   Развивать мелкую моторику.

  7.   Добиваться того, чтобы на Новый год люди не рубили елки.

Популяризация проекта.

       Популяризация проекта будет осуществляться через:

- занятия и беседу;

- рисование плакатов, штриховка елочек;

- чтение сказок;

-заучивание стихотворений, песни;

- пословицы, поговорки, загадки о лесе;

- дидактические, словесные, подвижные игры;

-наблюдения;

-опыты;

- труд в природе, ручной труд;

- выставка;

- экскурсия в лесничество;

- выступление агитбригады;

- развешивание плакатов в селе;

- подведение итогов.

План реализации проекта:

     

 Решение задач проекта будет осуществляться через различные виды деятельности.

  1. Художественная литература и речевое общение:

- Занятие «Лес в жизни человека»;

- занятие «Лесные профессии»;

- чтение Мамин –Сибиряк «Лесная сказка»;

- чтение сказки Долуда Г.Г. «Дружба – великая сила»;

- чтение сказки «Зеленая бумага»;

- составление рассказа по модели «Что лес дарит людям»;

- заучивание пословиц, поговорок;

- отгадывание загадок о лесе, деревьях;

- разучивание стихотворений о елочках;

- игра с мячом «Подбери прилагательное: елка какая?»;

- экскурсия в Багдаринский лесхоз

2. Конструктивно-изобразительная:

- рисование плакатов «В защиту елочек»;

- штриховка елочек;

- задание «Дорисуй елочки, посчитай, сколько им лет»;

- задание «Дорисуй ветку ели и сосны. Чем они отличаются?»;

3. Игровая деятельность:

- «Правила друзей леса»;

- «Представь себя живой елочкой. Что чувствуешь? Представь себя срубленной елкой.

- «Модель леса»;

- «Лесник заботится о лесе»;

- «С кем дружит ель?»;

- «С какой ветки эти детки?»;

- «Найди по силуэту»;

- «Угадай дерево по описанию»;

- «Ящик ощущений» (определи на ощупь с  какого дерева шишка);

- подвижная игра «Я дерево-мама»;

4. Практическая работа:

- Развешивание плакатов «В защиту елочки»;

- проведение опытов: рассматривание семян ели в лупу,

                                     как летают крылатые семена,

                                     тонет – плавает,

                                     теплый – холодный,

    - сосчитай годичные кольца на спиле;

    - определи, сколько лет елке по мутовкам;

    - посеем семена ели на подоконнике;

    - «Мастерская природы» (изготовление поделок из шишек ели);

    - выставка поделок совместно с родителями «Такие разные елочки!»;

    - изготовление игрушек и цветных льдинок для украшения ели на участке;

    - изготовление елочек способом оригами;

    - вырезывание двух елок одновременно путем складывания листа бумаги в                                

      четыре слоя;

    - наблюдения:

             - чем живая ель отличается от искусственной,

             - чем отличается ель от сосны,

             - быстро или медленно растет ель (если ей 5-7 лет, то она

              ниже ребенка этого возраста, вывод: ели растут медленно, их

              надо беречь!

              - при стряхивании снега с веток ели, они не ломаются, а пружинят.

      - выступление агитбригады (см. приложение 2)                                      

     

                                               

                                             Оценка результатов.

       Оценка результатов будет проводиться  в январе при помощи опроса родителей:

- Ставили ли они на Новый год елку?

- Живую или искусственную?

- Если живую, то где приобрели?

- Просил ли вас ребенок поставить елку? Купить искусственную елку?

Ожидаемый результат.

- Дети расширят представление о ели, ее хозяйственном использовании, роли в экосистеме леса;

- Дети будут бережнее относиться к бумаге, тем самым сохранят деревья в лесу;

- Получат представление об охране природы в нашем районе;

- Выставка поделок из еловых шишек, елочек из природного материала;

- Развешивание агитационных плакатов;

- Приобретение родителями искусственных елок;

- Сплочение родителей и детей в совместной общественно-полезной деятельности.

Сказка «Дружба – великая сила».

В давние времена на опушке леса росли только лиственные деревья: березы, осины, рябины. И вот однажды ветер принес незнакомое семечко, маленькое, с одним крылышком. Семечко упало между двух берез и по травинке скатилось к самой земле. Мимо полз Муравей, увидел семечко и спрашивает: «Ты кто?»

- Не знаю…

- А кто твоя мама?

- Не знаю…

- Как же ты сюда попало?

- Меня ветер принес. Мой дом очень далеко отсюда.

И Семечко горько заплакало. Муравью жалко стало крошку и он сказал: «Не плачь, я помогу тебе найти твою маму». И они отправились на поиски. Долго шли, устали, сели отдохнуть. Но тут пошел дождь, все дороги в лесу стали мокрыми. Семечко и Муравей тоже промокли. А тут и вечер наступил. «Надо найти место для ночлега» - сказал Муравей и стал копать ямку. Затем уложил туда Семечко и лег сам, прикрывшись старым березовым листком. Утром взошло Солнышко, стало Землю пригревать. Муравей быстро поднялся на ноги и сказал: «Вставай и ты, малыш, нам пора отправляться в путь». Но Семечко никак не могло оторваться от земли. «Ой! Что это со мной?» - испугалось оно. Муравей решил помочь. Тянул-тянул – не вытянул. (Дети, как вы думаете, почему Муравей не смог оторвать Семечко от земли?). Тогда Семечко и говорит: «Ты один поищи мою маму и передай ей, что у меня все в порядке. А то мамочка за меня очень волнуется». «А как я ее найду?» - спрашивает Муравей. «Очень просто! Моя мамочка самая красивая, стройная, хвоинки на ее веточках-ручках короткие, колючие, а платье – треугольное и зеленое круглый год», - сказало Семечко. (Дети, вы догадались, о ком идет речь?). «Ладно, попробую найти твою маму»,- сказал Муравей и уполз. А Семечко осталось лежать в ямке. Вдруг оно почувствовало, что одежка его лопнула окончательно и захотело протянуть к Солнышку росточек.

      Шли дни. Росток становился все выше и выше, а Муравей все не возвращался. У Росточка появились новые друзья: Червяк, который рыхлил земельку вокруг его корешка, Ручеек, который поил его чистой водой и Ветерок, который частенько ласково играл с его веточками. К осени Росток превратился в маленькую пушистую Ёлочку. С деревьев облетели листья, а Ёлочка-красавица по-прежнему оставалась зеленой и нарядной.

       Все живое в лесу к зиме стало готовиться. Ёлочке стало грустно. Вдруг, смотрит, Муравей знакомый ползет и внимание на нее не обращает.

«Здравствуй, Муравей!»,- сказала Ёлочка.

- Здравствуй! А ты кто?

- Я твое знакомое Семечко. Ты маму мою нашел?

- Да! Как ты на нее похожа! Красавица! Давай с тобой дружить!

- Давай!

      Шли годы. У Ёлочки появилось много новых друзей: Клест-еловик, Белка-веселушка, Мышка-норушка, которые любили лакомиться ее семенами.

      И вот однажды под Новый год в лес пришел Человек с топором, хотел Ёлочку срубить, да в игрушки нарядить. Тут все лесные жители отважно вышли навстречу Человеку, не побоялись его топора страшного. Первой выступила Белка: «Что ты делаешь, Человек? Постоит у тебя Ёлочка две недели, и выбросишь ты ее на помойку, а я без еды останусь на всю жизнь». «И я»,- сказал Клест,- «Кроме еловых семян мне зимой и есть-то нечего!». Тут из-под снега выскочила Мышка-норушка, лапки озябшие трет, но за подружку-Ёлочку кто заступится? Вот Мышка и говорит: «Не руби, Человек, Ёлочку! Очень она нам нужна! И кормит нас, и от жары летом спасает, и домики мы на ней и под ней строим. Не прожить нам без нее!

      Что делать? Столько жителей лесных без еды и жилья останутся… Не стал Человек рубить Ёлочку, а в магазине искусственную купил, да в игрушки нарядил. Весело встретил Новый год, и настроение у всех было хорошее, ведь Ёлочка в лесу осталась жить, да лесных зверей да добрых людей радовать.

      Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Дети, почему Человек не стал рубить Ёлочку?

Как бы вы поступили на месте Человека? А почему Мышка не побоялась Человека с топором? Как бы вы поступили на месте Мышки? Какие пословицы о дружбе сюда подойдут?

Лесные профессии.

Цель: Познакомить детей с профессиями людей, связанных с лесом, формировать словарь: лесник, лесоруб, сплавщик, столяр, плотник, дать представление о процессе изготовления бумаги, учить бережно относиться к бумаге, книжкам, тем самым беречь деревья в лесу.

Предварительная работа: чтение произведения «Дедушка Мазай и зайцы».

Ход: загадка :  Богатырь стоит богат, угощает всех подряд:

                         Таню – земляникой, Ваню – костяникой,

                         Петеньку – орешком, Свету – сыроежкой,

                         Оленьку – малинкой, Васю – хворостинкой!  (лес).

Что такое лес? (сообщество растений, животных,  насекомых, птиц: на фланелеграфе выкладывается модель леса). Ребята, а кто садит лес? (ответы).  Воспитатель обобщает: Чаще всего ветер разносит семена. У каких деревьев семена имеют крылышки? (сосны, ели, березы). Птица кедровка помогает сеять кедры: спрячет орешек куда-нибудь в ямку и забудет про него. А весной он прорастет, через несколько лет превратится в могучий кедр. Птицы склевывают ягоды. А семена в желудке не перерабатываются, с пометом оказываются в земле и прорастают.

       Есть такая организация – лесничество. В ней работают лесники. Лес огромный. Он разделен на участки и за каждым участком присматривает свой лесник: следит, чтобы не возник пожар, подкармливает животных, а иногда спасает от гибели или лечит. Вы читали про дедушку Мазая. Кого он спасал? Почему зайцы оказались в беде? Мазай какой? (подберите слова). Лесник следит, чтобы браконьеры не убивали животных, чтобы люди не рубили деревья, где вздумается. В селе многие топят печки дровами. А дрова где берут? (в лесу). Это лесник людям указывает, где можно спилить старые деревья, а весной на этом месте он высаживает молодые деревца. Через несколько лет на вырубленном участке вырастет молодой лес.(по ходу рассказа воспитатель выставляет модели).

Что мы сажаем, сажая леса? –

Легкие крылья летать в небеса,

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, а также тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса? –

Чащу, где бродит барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат,

Свежесть лесную и влагу, и тень,

Вот что сажаем в сегодняшний день!

Д/И «Убери лишние картинки» (лесник спасает животных, кормит животных, дает им соль, охраняет лес от пожара, сажает молодые деревья, следит за браконьерами, подметает лес, поливает старые деревья из лейки, стреляет животных).

П/И «Дедушка Мазай и зайцы»

Дети, лес рубят не только на дрова. Что изготавливают из древесины? (ответы). Как вы думаете, кто такие лесорубы? Легкая или трудная у них работа? (показать картинку). Спиленные деревья по реке сплавляют в другие города. Люди, которые связывают бревна в плоты, называются сплавщики (показать иллюстрацию).

А сейчас послушайте сказку «Зеленая бумага» (с показом иллюстраций).

       Жил-был на свете мальчик Вася. Однажды ему нечего было делать и он сидел в парке на скамеечке, покачивая ногами. Васе было скучно. Он пошарил у себя в кармане, достал маленький нож и стал вырезать на дереве слова: «Здесь был Вася». Дерево было очень высоким и толстым. Вдруг Вася заметил, как мимо проходил какой-то человек в шляпе и с металлической тросточкой. Это был волшебник. Он взмахнул своей палочкой и вокруг нее засверкали маленькие звездочки. Трость засветилась волшебным светом и… пропала вместе с волшебником.

       Вася дописал последнюю букву и отошел, чтобы полюбоваться своей работой. И вдруг!!! Дерево прямо на глазах стало оживать. На стволе появились маленькие глазки и стали изумленно смотреть на Васю, потом появился рот, руки, ноги. Дерево превращалось в человека. Вася опустился на скамейку, достал жевательную резинку, бумажку бросил на землю, а резинку положил в рот. Пожевал чуть-чуть и выплюнул. За это время дерево полностью превратилось в человека. Лицо было зеленое, а костюм – коричневый. На груди надпись: «Здесь был Вася». Человек посмотрел себе на грудь и сказал грустно: «Вот видишь, ты испортил мне костюм. Что я теперь буду делать? За что ты меня так обидел?».

       Васе стало стыдно и он пообещал, что больше так делать не будет. Человек обрадовался и сказал: «Я верю тебе. Давай знакомиться. Меня зовут Зеленый. Я заметил, что ты бумажку от жвачки бросил на землю. А ты знаешь, что любая бумага делается из таких же деревьев, как я?». «Не знаю. Расскажи, пожалуйста,» - попросил Вася.

       Зеленый два раза хлопнул в ладони, два раза топнул ногой и они оказались в дремучем лесу. Там росли огромные деревья. Какие растут в лесу деревья? (ответы). В лесу были люди. Они пилили эти деревья и делали из них бревна. Бревна грузили на огромные машины и куда-то увозили. Вася спросил: «Куда это они бревна увозят?».

       «Смотри», - сказал Зеленый. Он два раза хлопнул, два раза топнул и они оказались во дворе бумажной фабрики. Там было много бревен. Потом они вошли внутрь. Там стоял сильный грохот.

       Бревна здесь перерабатывают в стружку, добавляют химические вещества, а потом делают огромные рулоны бумаги. Они очень тяжелые, поэтому их перевозят на тракторе. Затем из этой бумаги делают книги, тетради, альбомы. Зеленый два раза топнул, два раза хлопнул и они оказались в парке. Вася сразу подобрал бумажку от жвачки и бросил ее в урну. «Вот, я вижу, ты понял, что сорить нельзя», - сказал Зеленый. А еще ты запомнил главное: как долог путь от дерева к бумаге, сколько нужно труда и времени многих людей. «А что делать с этим?», - Вася показал на надпись. «Добрый волшебник залечит, но, знай, так делать нельзя, мне больно. Прощай!» - сказал Зеленый. «До свидания», - сказал Вася и побежал домой. Он у себя во дворе собрал мусор и на душе стало радостно. Если все будем беречь бумагу, то меньше деревьев придется рубить. Там будут жить птицы и радовать людей пением. Вася все понял. А вы? Будете беречь бумагу?

Беседа о том, почему надо беречь бумагу.

Почему Васе стало радостно после того, как он СОБРа мусор во дворе?

Стихотворение А.Часовникова «Комбинат». О какой профессии здесь идет речь? (столяр). Что он изготавливал? (лыжи). Что еще делает столяр? (мебель). А знаете ли вы, чем занимается плотник? (строит деревянные дома).

       Дети, давайте вспомним, о каких профессиях сегодня мы говорили?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Берегите елочку красавицу"

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе;  расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...

Фотоотчет к проекту «Берегите елочку» - старшая группа

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:формировать осознанно-правильного, бережного отношения к природе,умение видеть красоту её,желание активно участвовать в охране природы....

Экологический проект "Берегите елочку"

Проект позволит развить творческое мышление и познавательную активность  дошкольников, активизировать и обогащать словарь, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, ...

Экологический проект «Берегите елочку- красавицу нашего леса»

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о пр...

Конспект ООД (в рамках проекта "Эколята-Дошколята") "Берегите Елочку"

Конспект организованной образовательной деятельности (тематическая прогулка") "Берегите Елочку"...

Проект "Берегите елочку!"

Проектная деятельность...