Консультация для воспитателей на тему: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ
консультация

Каширина Александра Игоревна

 На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_podhod_k_sozdaniyu_rpps_v_gruppe.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:


ГОРОДСКОЙ  ОКРУГ  КРАСНОГОРСК   МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

143402, Московская область, г.Красногорск, ул.Чайковского, дом 21а

Тел./факс: 8(495)562-03-22, 562-33-66

Консультация для воспитателей на тему:

 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

 К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

Выполнила

Каширина Александра Игоревна

2019

Уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы по организации развивающей предметно-пространственной среды нашего образовательного учреждения. Тема доклада «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ».

 На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда».

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» (С.Л. Новоселова).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  • Реализация различных образовательных программ
  • Условия для инклюзивного образования
  • Учёт национально-культурных и климатических условий
  • Учёт возрастных особенностей детей

Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

  • развивающие игры,  технические устройства и игрушки, модели;
  • предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;

  большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

 Проведя анализ, я сделала следующие выводы:

 Педагоги уделяют много внимания созданию развивающей предметно - пространственной среды, соответствующей возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также в соответствии с основной общеобразовательной программой и Вераксы «От рождения до школы». В таких условиях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски.

 В достаточном количестве имеются дидактические игры по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, как изготовленные собственноручно, так и приобретенные, настольно –печатные игры. Есть атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, но в основном с преобладанием игр для девочек: «Парикмахерская», «Дочки - матери», «Почта», «Магазин», «Больница», «Аптека». Отсутствует разнообразие сюжетно – ролевых игр для мальчиков как правило это игра «Шофёры».

 Развитие сенсомоторного навыка представлены материалами для развития конструктивных навыков детей, развития пространственного мышления в младших группах – это матрёшки с вкладышами, всевозможные вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, панно с кнопками, мозаика, пирамиды разных размеров. В старших, средних, подготовительных  группах строительный материал состоит в основном из деревянных и пластмассовых настольных конструкторов, имеющих основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины). 

 Оборудованы в соответствии с возрастными особенностями познавательные центы в группах старшего дошкольного возраста.

Имеются столы для организации образовательной деятельности, доски висят на уровне глаз детей. В соответствии с программой тетради для индивидуальной работы, счётные палочки и др.

 В центре творчества размещены наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, кисти, банки для промывания кисточек, подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, пластилин, краски, простые карандаши, доски, клеёнки, салфетки.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развивающая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам построения. Не хватает, игрушек, игровых модулей, материала для экспериментирования , речевого центра, центра математики и т. д. Необходимо переходить на новые педагогические технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной компетенции.

     

Разминка : особенности развивающей предметно-пространственной среды.

Вопросы:

1. От чего зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

2.Почему среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть(требования): содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

4.Назовите сектора для организации среды , разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 – активная

3 – спокойная

5.Перечислите, основные центры развития в группах:

Активный сектор:   центр игры ,центр двигательной деятельности

 центр конструирования ,центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:  

 центр книги,  центр отдыха , центр природы

Рабочий сектор:

  центр познавательной и исследовательской деятельности

 центр продуктивной и творческой деятельности

центр правильной речи и моторики

6.Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и туалетной комнатах и почему? 

Вывод. Содержание предметно-развивающей среды должен отражать гендерный подход, соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменятся, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития, на информативность и индивидуальные возможности детей. — центр релаксации;— экологический центр;

— центр информации для родителей; -центр проектов; центр исследовательский, центр коллекции кукол и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Некоторые подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолог...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Галушиной Любови Александровны в создании развивающей предметно-пространственной среды (2016-2017 уч. год)

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Агафоновой Любови Тимофеевны в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе компенсирующей направленности

С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в группе ДОУ становится ещё более ...

Аналитическая справка об участии воспитателя Крисман Елены Викторовны в создании развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во второй младшей группе комбинированной направленности МБДОУ "Д/с № 56"

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физическог...

Аналитическая справка об участии воспитателя Бугаевой Ольги Анатольевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во второй младшей группе комбинированной направленности МБДОУ «Д\с №56»

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физическог...