консультация для воспитателей "Знакомство с геометрическими понятиями детей дошкольного возраста".
консультация

Аверьянова Анастасия Владимировна

        Геометрический материал в обучении дошкольников математике традиционен. Однако методика за последние годы значительно изменилась. Прежде чем приступить к рассмотрению новых способов преподнесения материала детям, необходимо понять, что: математика-наука, которая изучает количественные свойства предметов и пространственные отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Знакомство с геометрическими понятиями детей дошкольного возраста.

        Геометрический материал в обучении дошкольников математике традиционен. Однако методика за последние годы значительно изменилась. Прежде чем приступить к рассмотрению новых способов преподнесения материала детям, необходимо понять, что: математика-наука, которая изучает количественные свойства предметов и пространственные отношения. Геометрия- область математики, изучающая определенные неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства.

Понятие количественные свойства по традиции в дошкольной математике в основном связывают со счетом предметов, а в геометрическом аспекте - со счетом элементов геометрических фигур (стороны, углы). Между тем геометрические фигуры представляют собой богатый материал, с помощью которого у детей можно формировать количественные представления. Также они могут быть использованы как материал для построения заданий на распознавание, обобщение и классификацию. Цель этих заданий - формировать и развивать наблюдательность, умения выделять существенные признаки предмета, сравнить два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, распределять предметы на группы (классификация) в соответствии с выделенным признаком. Задания такого типа - основные для формирования и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.), а также умения строить логические рассуждения.

      В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с началами геометрии выделяются два аспекта:

  • формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе;
  • формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

Первый реализуется в младшем дошкольном возрасте, и методика работы по этому направлению достаточно хорошо освещена в методической литературе.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста по традиционной методике можно начать с заданий на развитие пространственной децентрации. Например:

  • для развития проективного видения объемного тела используется строительный набор, содержащий геометрические тела: кубы, кирпичики, цилиндры, призмы, конусы, шары
  • -для развития пространственной ориентации используется кукла (употребление слов перед, справа, слева, позади).
  • для обогащения словарного запаса, связанного с ориентировкой в пространстве можно использовать  (при возможности) стол из кукольного набора мебели для игровой ситуации: поставить игрушку на стол, под стол, перед столом, за столом, сбоку от стола и т.д.

Каждая программа обучения и воспитания дошкольников  ставит перед собой свои цели и задачи при знакомстве с геометрическими фигурами. Например, типовая программа предусматривает знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, многоугольником, овалом, с такими их элементами, как сторона, вершина, угол. Из объемных геометрических тел представлены шар, куб, цилиндр. Программа «Детство» предполагает изучение зависимостей между группами фигур по количеству сторон, углов, введение обобщающих понятий: «четырехугольник», «треугольник», «многоугольник»; увеличение числа рассматриваемых фигур (линия, отрезок, трапеция); с преобразованием одних фигур в другие. Увеличение объема изучаемого геометрического материала, его усложнение требуют от педагога более осознанного, вдумчивого подхода к подбору упражнений с геометрическим содержанием.

В связи с этим все упражнения в современных методиках для детей старшего дошкольного возраста можно разделить (по мнению А.В. Белошистой) на следующие группы:

1.упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке;

2.упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;

3.упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур;

4.упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур;

5.упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация) и логического мышления (поиск закономерностей, выявление ошибок).

Эта система разделения является прекрасным подготовительным вариантом к любой системе обучения математике в начальной школе (традиционный вариант, система Занкова, «Школа 2000» и др.)

Рассмотрев подробно каждую группу упражнений можно порекомендовать следующие примеры заданий, на основе которых воспитатели могут составить и свои занятия:

-по первому виду упражнений педагог показывает сначала рисунки и чертежи, составленные из отдельных фигур, задавая при этом вопросы:

Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?

Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

Найди и назови все геометрические фигуры на рисунке.

Сколько на рисунке треугольников (квадратов, кругов, овалов, многоугольников)?

Закрась круги желтым карандашом, квадраты зеленым, а треугольники синим.

Затем можно предложить рисунки и чертежи более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Педагог спрашивает:

Сравни рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?

Сколько треугольников (квадратов, прямоугольников, четырехугольников)?

Для развития воображения и фантазии можно предложить превратить эти геометрические фигуры в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

-по второму виду предлагая упражнения на конструирование по образцу мы развиваем умение анализировать образец, выделяя его составные части. Конструируя без образца, по представлению, дети развивают у себя воображение, творческие способности, навыки планирования действий, прогнозирование результатов. Здесь уместно предложить упражнения на:

-разбиение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами, это- разрезание ножницами, перегибание, проведение необходимых линий (отрезков). Например:

Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника и т.д.

Раздели треугольник так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников.

Проведи в прямоугольнике отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат.

-на составление геометрических фигур из частей. Упражнениями данного типа являются известные головоломки « Танграм», « Волшебный круг»,   « Колумбово яйцо», «Листик», « Сложи квадрат» и др.

  • на преобразование фигур по заданному условию. К этой группе упражнений можно отнести упражнения с палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур. Например:

Убери в данной  фигуре (выложенном из палочек прямоугольнике) две палочки так, чтобы получилось два квадрата.

-по третьему виду упражнений можно сказать, что они способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), пониманию связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур. Например:

Как можно назвать фигуру, у которой пять углов? Четыре стороны и четыре угла?

Игра «Узнай меня». – Я многоугольник, имею 3 стороны.

  • Я не многоугольник, меня можно катать. И т.д.
  • четвертый тип упражнений направлен на развитие умений выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости, оперировать понятиями «слева», « справа», «между», «перед»,     « снаружи», «вне», «пересекаются». Например:

Нарисуй круг и квадрат так, чтобы круг был справа от квадрата.

Нарисуй круг, квадрат и треугольник так, чтобы круг был посередине, а квадрат слева от круга.

Нарисуй по описанию. Стоял большой белый дом. Крыша у него была треугольная, коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелеными, а маленькое окошко на крыше - желтое, круглое. Дверь у него была квадратная, коричневая.

-пятый вид упражнений связан с проведением логических операций над множествами геометрических фигур. Многие из них требуют осуществления анализа, сравнения, обобщения, классификации по определенным свойствам (цвет, форма, размер). Включены в эту группу и задания на поиск закономерностей и продолжения ряда фигур, поиск недостающей фигуры, т.к. они тоже требуют проведения интеллектуальных операций и логического мышления.

Все эти виды упражнений предусматривают и индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Особое внимание, по моему мнению, следует уделять неправильным ответам. Не следует просто говорить ребенку, что его ответ неверен. Надо обязательно проанализировать с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помочь детям понять не только ошибочность решения, но и причины его появления. В данной ситуации полезны вопросы: « Кто понял, почему Маша предлагает такой вариант?», «Как вы думаете, почему Миша сделал такую ошибку?» и т.д. Такой тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяют детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Только в атмосфере эмоционального, творческого подъема на занятии можно добиться того, что ребенок будет не бездеятельным наблюдателем, а активным участником занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Методика формирования представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста.

формирование и развитие у дошкольников представлений о геометрических фигурах является одной из задач математической подготовки дошкольников....

Статья «Формирование представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста посредством сказок»

Статья«Формирование представлений о геометрических фигурахдетей дошкольного возраста посредством  сказок»   Подготовила: воспитатель,Гаврилова Елена Владимир...

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья» ...

ГРАФИЧЕСКИЕ ПАТТЕРНЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Презентация "Графические паттерны и формирование геометрических представлений детей дошкольного возраста"...