ОС для старшего дошкольного возраста на тему «Юные экологи».
план-конспект занятия (старшая группа)

Цели:

- Формирование у детей бережного отношения к природным ресурсам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл os_ekologiya.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская

   

Конспект ОС для старшего дошкольного возраста

на тему «Юные экологи».

 

Воспитатель

            Кононенко Елена Николаевна

  

                                                   

                                                 ст. Старощербиновская  2020 год

Цели:

- Формирование у детей бережного отношения к природным ресурсам.

Программные задачи:

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (создание проблемных ситуаций);

- Развивать мышление, воображение, любознательность;

- Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- Закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов;

- Учить детей разумно использовать различные материалы;

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время выполнения задания;

- Активизировать словарь детей, развивать связную речь;

- Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения;

- Воспитывать интерес к профессии эколог;

- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.

Предварительная работа:

- рассматривание книг - энциклопедий на темы «Природа нашего края», «Планета Земля», «Берегите нашу планету» и т.д.;

- знакомство с глобусом;

- обсуждение проблемных ситуаций о загрязнении природы;

- озеленение территории детского сада;

- игровая деятельность (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры);

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование);

- просмотр мультфильмов, презентаций;

- проектная деятельность «Береги нашу планету».

Предполагаемый результат:

- дети любознательны, активны, интересуются новым, желают экспериментировать, способны самостоятельно действовать, эмоционально реагируют, адекватно используют различные средства общения, конструктивно взаимодействуют с детьми и взрослыми, способны предложить собственный замысел и воплотить его, умеют работать по правилу и образцу, выполнять инструкции взрослого.

Оборудование:  

Глобус, надпись SOS, коробка с письмом, проектор, экран, ноутбук, видео с  изображением мусорных свалок, дыма от фабрик; презентация со слайдами, оформленный стенд с рисунками «Береги нашу планету», столы, стулья, карточки к д/и «Сортируем мусор» (стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы),  дидактическое пособие по логике круги Эйлера, ватман, клей, запрещающие и разрешающие символы красного и зеленого цвета «Правила поведения в природе».

Виды детской деятельности:
- игровая, 
- коммуникативная,
- познавательно – исследовательская, 
- двигательная, 
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Используемые современные образовательные технологии:
- игровые, 
- проблемные,
- исследовательские,
- личностно - ориентированные,
- здоровье - сберегающие,
- технология организации совместной деятельности.

 

Ход   образовательного события:

1.Введение в ситуацию.

- Ребята, отгадайте загадку:

На нём уместилась вся наша Земля: 
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь - в руках унесешь                                  

(глобус)

- Что это, ребята?

(воспитатель показывает глобус)

- Верно, это глобус.  Кто может объяснить назначение глобуса, для чего он нужен? (ответы детей)

- Действительно, глобус – это модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Именно так наша планета выглядит из космоса.

Глобус придумали и сделали люди.

- Скажите, какой формы Земля? (ответы детей)

Да, земля круглая, а какой основной цвет на глобусе? (ответы детей)

- Согласна, основной цвет на глобусе – голубой.  Он показывает нам, какие моря, реки, озера и океаны есть на нашей планете.

- Каким цветом обозначена на глобусе суша? (ответы детей)

Верно, коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

Зеленый цвет на глобусе - это лес, коричневый - горы, жёлтый - пески.

- Как вы думаете, чего больше на Земле: воды или суши? (ответы детей)

Да, ребята, большая часть планеты занята морями и океанами.

(воспитатель обращает свое внимание на надпись SOS сбоку глобуса)

- Ой, а что это может быть, как вы думаете? (ответы детей)

Я знаю, эти буквы обозначают сигнал бедствия, просьбу о помощи!

(воспитатель разворачивает лист с надписью)

- Здесь еще что-то написано: вам необходимо найти предмет, который раннее в нашей группе не находился!

(дети находят в группе коробку с  конвертом)

- Для нас послание! Слушайте внимательно, что здесь написано!

(воспитатель зачитывает письмо – послание)

- Здравствуйте, ребята! К вам обращается экологическая служба. Дело в том, что на нашу землю надвигается экологическая катастрофа! Это происходит потому, что некоторые люди перестали ценить красоту и чистоту нашей планеты. Земля, воздух, водоемы – загрязнены, животные и растения в беде!

Просим вас помочь провести необходимые работы и исследования, так как мы не справляемся! Задания вы найдете в данном конверте.

С уважением, ученые экологи.

- Ребята, что же делать? Какие у вас предложения? (ответы детей)

Конечно, нужно помочь!

2. Актуализация знаний.

- Кто знает, кто такие экологи? (Ответы детей)

Да, экологи занимаются охраной и защитой нашей природы.

- А вы хотели бы стать защитниками природы? (ответы детей)

Предлагаю вам освоить эту профессию, стать юными экологами.

- Правило экологов -  работать  спокойно, рассудительно, не мешать друг другу.  Приступать к выполнению задания нужно только после объяснения взрослого. Задача понятна? (ответы детей)

- К посланию прилагается  флеш - накопитель.

Давайте  посмотрим, что на нем.

Слайд (видео с  изображением мусорных свалок, дыма от фабрик).

3. Затруднение в ситуации.

- Как вы думаете, что здесь происходит? (ответы детей)

Да, мы видим, что люди перестали заботиться о своей планете. Они  выбрасывают мусор в неположенных местах, тем самым загрязняют природу.

- Из-за чего загрязнён воздух?  (ответы детей)

Если мусорить всегда, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.

- Зачем нам нужен воздух? (ответы детей)

Да, воздух нужен нам, чтобы дышать. Вдохните глубоко, затем выдохнете.

- Что мы вдыхаем в себя? (ответы детей)

Верно, мы вдохнули воздух. А теперь сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (ответы детей)

- Как вы считаете, что бы произошло, если на земле исчез воздух? (ответы детей)

Действительно, не было бы жизни на земле, животные, птицы и насекомые погибли.

- Ребята, кто знает, что такое мусор, каким образом он появляется на нашей планете? (ответы детей)

Верно, мусор – это предметы, которые стали не пригодны нам для дальнейшего использования и употребления. 

 

4. Открытие нового знания.

- А вы знаете, что ежедневно каждый человек выбрасывает килограмм мусора. Вот теперь представьте, сколько мусора может получиться, если мы будем выбрасывать его в неположенные места.

К сожалению,  мусор не исчезает бесследно, он скапливается и загрязняет нашу планету.

Слайд

Многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей среды. Такой мусор, как  - батарейки, пластмасса, автомобильные аккумуляторы, полиэтиленовые пакеты, выделяют ядовитые вещества. Весь этот мусор годами может лежать в земле, засоряя её.

Слайд

- Как вы считаете, какой вред приносят человеку и природе все эти горы мусора? (ответы детей)

Да, эстетически некрасивый вид, неприятный запах; инфекционные болезни; загрязнение воды, почвы; гибель животных.

- А сжигать мусор можно? (ответы детей)

Верно, нельзя, так как выделяются ядовитые газы, опасные для здоровья.

- Подумайте, как мы можем спасти нашу планету от мусора?

Что вы для этого делаете? (ответы детей)

Верно, нужно не сорить; также людям стоит меньше покупать ненужных вещей; ходить в магазин нужно с хозяйственной сумкой;  некоторые вещи можно отдавать на благотворительность; мусор в виде бросового материала применять в изготовлении поделок.

- Что бы вы смастерили, какой материал использовали? (ответы детей)

- А дома вы следите за чистотой? Что вы делаете? (ответы детей)

Молодцы, надо всегда помогать взрослым.

 

В нашей станице живут люди, которые заботятся о чистоте и благоустройстве Щербиновского района.

Слайд

Чтобы мусора было меньше, в некоторых местах установили огромные мусорные ящики для пластика.

Расскажите, где их можно увидеть? (ответы детей)

Слайд

Многие города поставили для своих жителей специальные контейнеры, в которые можно сортировать мусор по видам: бытовые отходы, бумага, стекло, пластик.

5. Включение нового знания в систему знаний.

- Мы тоже можем правильно научиться сортировать мусор. Я предлагаю вам это сделать.

Д/и «Сортируем мусор» (круги Эйлера)

Что обозначает большой круг? (ответы детей)

Весь мусор

Да, в большой круг можно поместить весь мусор.

Какие виды мусора вы знаете? (ответы детей)

Давайте подберем маленькие фишки - картинки для этого круга.

Назовите картинки, которые вы поместили в маленький круг.

Какой это вид мусора?

Переходим к следующему.

(так же и с другими видами мусора: пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы).

- Молодцы, вы справились с заданием!

 Слайд

- А вам известно, что на нашей планете  существуют специальные заводы по переработке мусора, таким образом, они дают мусору вторую жизнь.

- Расскажите, что можно сделать из старой использованной бумаги, макулатуры? (ответы детей)

Одноразовые горшки для цветов; упаковку для яиц; туалетную бумагу; бумажные салфетки; коробки, картон, различные упаковки.

- А из стекла? (ответы детей)

Стекло переплавляют и делают различные стеклянные предметы, например, новые бутылки. Также стекло дробят и добавляют в строительные смеси.

- А из пластиковых бутылок? (ответы детей)

Из них делают новые пластмассовые бутылки, канцелярские изделия,  одноразовую посуду.

Металл переплавляют и снова используют.

Пищевые отходы закапывают в специальные компостные ямы, где отходы превращаются в удобрение для почвы.

- Ребята, сегодня вы очень много рассказали, как помочь нашей планете!

Возникает вопрос, как можно поделиться этой информацией с другими людьми? Предложите свои варианты.

Как вы думаете, в нашем детском саду младших детей нужно обучать правилам поведения в природе?

Как мы можем это сделать?

 

Изготовим для них пособие, которое научит их заботиться о нашей планете.

У нас есть большой лист, клей, а также множество символов, которые необходимо расположить на листе.

(дети выполняют задание) 

Назовите запрещающие правила в природе.

А теперь запомним правила о том, как нужно обращаться с природой!

1.Бросайте мусор только в контейнеры.
2.В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку.
3. На заводах и фабриках нужно устанавливать очистительные сооружения.

4. Воздух очищают парки и скверы, посаженные людьми.

5. Необходимо сменить топливо в автомобилях.

(дети называют правила поведения в природе)

- Помните, чисто не там, где убирают. А где не мусорят. Вы не одни

на земле. Рядом живут птицы, звери, насекомые, которые страдают от наших необдуманных  действий. Именно тогда наша планета скажет нам спасибо!

6. Осмысление (Рефлексия) деятельности.

- Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)